Слайд 1Непоседливый ребенок
практически все о гиперактивных детях
Педагоги-психологи
МБОУ «Школа №67»:
Ребро Т.В.
Дашко М.О.
Слайд 2Мировые тенденции
развития заболевания
Трудных детей не бывает
Это мы делаем их трудными
Т.П.Хризман
США
– 4-20% гиперактивных детей;
Великобритания – 1-3%;
Италия – 3-10%;
Китай – 1-13%;
Австралия – 7-10%;
Россия – 4-18%.
Германия – 4-17% (мальчиков в 9 раз больше)
Слайд 3
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность
удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10) данное состояние фиксируется как СДВГ.
Слайд 4СДВГ – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской,
и педагогической.
СДВГ имеет положительный прогноз при условии оказания ребенку своевременного лечения и психолого-педагогической коррекции в возрасте 5-10 лет.
Слайд 5Клинические проявления СДВГ:
Гиперактивность
Избыточная двигательная активность.
Беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения (ребенок
не замечает эти движения).
Чрезмерная болтливость, как следствие недоразвития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Неспособность усидеть на одном месте.
Продолжительность сна меньше нормы (норма 8-9 часов). Беспокойный сон (ребенок постоянно передвигается, крутится во сне, просыпается, видит тревожные сны, плачет).
Нарушение двигательной координации.
Несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк ).
Слайд 6Нарушение внимания
Трудности удержания внимания;
Выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на
другое.
Непоследовательность поведения, забывчивость, неумение слушать и слышать.
Неумение сосредотачиваться.
Частая потеря личных вещей.
Избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.
Слайд 7Импульсивность
Дети часто действуют не подумав, перебивают других, могут без разрешения встать
и выйти.
Не регулируют свои действия, не подчиняются правилам, не умеют ждать.
Част повышают голос.
Эмоционально лабильны (частая смена настроения).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания возрастает.
При отсутствии корректирующих мероприятий поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и у 50% взрослых.
Слайд 8Причины возникновения СДВГ
СДВГ напрямую связан с дизонтогинезом (развитием, отклоняющимся от нормы)
структур головного мозга. Сопутствующий диагноз – ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Формирование отклонений поведения начинается во внутриутробном периоде развития плода: гипертонус мышц, различные внутриутробные инфекции ( в т.ч. внутриутробный герпес), работа беременной женщины за компьютером, работа с электроприборами, неоновое освещение, потребление алкоголя, наркотиков, курение.
Слайд 9Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к
5 месяцам внутриутробного развития развивается вестибулярный аппарат. При наличии патологий беременности в 1 и 2 триместре беременности страдает вестибулярный аппарат ребенка.
Паталогии внутриутробного периода влияют на формирование ритмической модели ребенка (ходьба, ползание, повороты и т.д.).
Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания, опирающаяся на значительное число структур головного мозга.
Слайд 10Другие причины заболевания:
Пищевые красители и консерванты;
Рафинированные продукты питания;
Дефицит витаминов и микроэлементов;
Отравление
свинцом, нитратами и диоксинами.
Слайд 11Пищевые красители делают детей неуправляемыми и гиперактивными:
Список опасных красителей и консервантов:
Е124
– краситель пунцовый (понсо 4R);
Е122 – карминовый (кармуазин);
Е110 – желтый закат;
Е102 – тартразин (оранжевый краситель);
Е 210 – бензойная кислота;
Е211 – бензоат натрия;
Е212 – бензоат калия;
Е213 – бензоат кальция.
Эти добавки могут привести к аллергии, вызвать кашель, приступы астмы. Часть из них являются канцерогенами.
Слайд 12Если в рационе подвижных детей присутствует большое количество углеводов, то их
поведение становится неуправляемым.
Пища с избыточным содержанием рафинированного сахара, шоколада, сладких молочных продуктов (различных йогуртов, и «фруктисов» с добавками), сдобных булочек и других изделий из белой муки приводит к гиперактивности, беспокойству, повышенной тревожности и снижению концентрации внимания.
Слайд 13У гиперактивных детей обнаружен дефицит витаминов и микроэлементов:
Цинка;
Магния;
Кальция;
Витаминов группы В (В1,
В6, В12);
Жирных кислот (ПНЖК);
Лецитин;
Таурин;
Триптофан;
Пробиотики (инулин).
Витаминотерапия проводится только по рекомендации врача!
Слайд 14ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ:
Соблюдать строгий режим питания;
Придерживаться принципа раздельного питания;
По возможности
исключить продукты с искусственными добавками и консервантами;
В рационе должны преобладать блюда домашнего приготовления;
В пище должны преобладать белки;
Полезные углеводы должны присутствовать в сочетании с белками и крахмалами;
Слайд 15Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка,
бурый рис);
Исключить рафинированные продукты: изделия из белой муки, макароны, рафинированный сахар и кондитерские изделия, манную и рисовую кашу;
Должно быть достаточно полезных жиров, содержащих омега-жирные кислоты: льняное, оливковое, подсолнечное масло и жирные сорта морской рыбы – тунец, нерка;
Употреблять 5 видов овощей и фруктов ежедневно, это восполняет дефицит витаминов;
Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с мясом и рыбой;
Исключить газированные напитки, а также кофе и крепкий чай.
Слайд 16Характерные черты умственной деятельности детей с СДВГ
Цикличность умственной деятельности: дети могут
продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает (выключается для накопления энергии следующего цикла).
В момент отключения мозга ребенок отвлекается и не реагирует на внешние раздражители.
Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут впадать и выпадать из процесса, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (например, во время урока).
При повреждении вестибулярного аппарата детям требуется постоянное движение, они должны крутиться на стульях, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании.
Слайд 17Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и
счета.
Для 70% детей с диагнозом СДВГ характерны:
Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера.
Дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 2 года.
Слайд 18Болевая чувствительность при СДВГ
Функциональные нарушения ретикулярной формации (отвечает за регулирование
процессов торможения и возбуждения), вестибулярного аппарата и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности.
Дети с СДВГ не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим.
Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным.
Они могут ударить, толкнуть, укусить, любым другим способом проявить агрессию.
Они способны совершать агрессивные действия по отношению к себе.
Слайд 194 варианта отклонений при СДВГ:
1 тип: встречается в 42% случаев. (при
нарушениях в базальных структурах головного мозга и при доминантности развития левого полушария коры головного мозга).
Как правило положительный прогноз при своевременной коррекции.
Отмечается: запаздывание определения ведущей руки (праворукий или леворукий).
Нарушение памяти.
Нарушение в двигательных и координационных программах.
Тонус мышц.
Ошибки зеркальности в написании букв. ()
Ошибки в определении правой и левой части тела.
Отсутствие функции регуляции контроля.
Слайд 202 тип: встречается в 20% случаев (дисфункция правого полушария в сочетании
с нарушениями в развитии базальных (подкорковых) структур мозга).
Выраженная неустойчивость возрастной динамики;
Развитие социальных и когнитивных навыков постоянно сбивается, гиперактивность постоянно усиливается;
Пик гиперактивности и нарушение взаимодействия со сверстниками у этой группы приходится на 5-летний возраст.
В возрасте 7-8 лет – резкий спад гиперактивности;
В 9 лет –стремительное нарастание симптомов.
Нарушения движений левой руки. Задержки при выполнении команд.
Фрагментарность восприятия образов. Фокусирование на второстепенных элементах. При попытке дополнительных уточнения – всплеск резкой агрессии.
Слайд 213 тип: отмечается в 29% случаев (нарушение функций задних отделов правого
полушария – ответственных за пространственное мышление и лобных долей левого полушария – ответственных за выполнение блока программирования).
Снижены интеллектуальные показатели;
Замедленная, но положительная возрастная динамика;
Нарушение пространственных, структурно-топологических и координатных показателей;
Нарушение функции регуляции контроля;
Нарушение речевого контроля;
Недостаточно сформированная мелкая моторика.
Для успешного выполнения операций таким детям требуется речевое сопровождение своих действий. («Я завязываю шнурок на левом ботинке», «Я одеваю перчатку на правую руку».)
Слайд 224 тип: отмечается в 9% случаев (выраженная несформированность лобных долей левого
полушария и левой височной области)
Недостаточность речевого программирования и контроля;
Отсутствие последовательности в выполнении серийных действий;
Инертность при произведении заученного материала;
Замена звуков в словах, переставление звуков в словах;
Неустойчивость социальных контактов;
Агрессия;
Слабая управляемость поведением.
В возрасте 7-8 лет положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне дефицита мотивации.
Слайд 23 Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточные компенсаторные механизмы, для
включения которых должны соблюдаться определенные условия:
Обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
Обязательное соблюдение режима дня, достаточное время для сна, не менее 8 часов;
Соответствующая медикаментозная поддержка под наблюдением психоневролога;
Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
Своевременная нейропсихологическая коррекция.
Слайд 24Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ
Растяжки (физические упражнения);
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Упражнения для языка
и мышц челюсти;
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;
Упражнения для развития мелкой моторики рук;
Упражнение для релаксации и визуализации;
Функциональные упражнения( на развитие внимания, произвольности и контроля, элиминация гнева и агрессии);
Упражнения для развития коммуникативной (индивидуальные, парные и групповые) и когнитивной (познавательной) сферы;
Упражнения с правилами.
Слайд 25Вы можете помочь своим детям уже сегодня!!!
Ритмирование правого полушария – занятия
ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой;
Активизация работы стволовых отделов головного мозга – плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
Развитие межполушарного взаимодействия – восточные единоборства (особенно ушу - таолу), кинезиологические упражнения ( для пальчиков рук), вязание;
Снятие импульсивности и гиперактивности – упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания, закаливание (по состоянию здоровья);
Слайд 26Развитие устойчивости внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок;
Развитие способности к произвольному
переключению внимания: чтение алфавита, перемежающегося со счетом :
1б2в3г4д5е6ё7ж8з9и10й11к12л13м14н15о16п17р18с19
т20у21ф22х23ц24ч25ш26щ27ъ28ы29ь30э31ю32я33
построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание букв «к» и «р»: асчкльдркбюджхрьоауйчбъхзрсярбюжшщземавчцбртиаскьл ит.д.
прослеживание взглядом линии от начала до конца когда она переплетается с другими линиями. Например, лабиринты.
Обнимайте своего ребенка как минимум 4 раза в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Слайд 27Адаптивные нарушения взрослых с диагнозом СДВГ
Нездоровый образ жизни;
Профессиональные и финансовые проблемы;
Травмы
при несчастных случаях и вождении автомобиля;
Курение, алкоголизм, наркомания;
Проблемы взаимоотношений в семье;
Сложности, связанные с правовыми вопросами;
Трудности в образовании.
Слайд 28
Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании и в целом
обеспечения нормальной и полноценной жизни детей с СДВГ необходимо своевременно выявлять (до поступления ребенка в школу), правильно диагностировать и корректировать это состояние.
Слайд 29Наши специалисты рады оказать помощь Вам и Вашим детям!