Презентация, доклад на тему Мониторинг читательской активности: теория, методы, технология/ В школьной библиотеке

Содержание

ПланЧитательская активность. Основные положенияМониторинг читательской активностиПримеры мониторинга: индивидуальная работаПримеры мониторинга: групповая и массовая работаПримеры мониторинга: муниципальный и региональный уровниСеминар: изучение читательских интересов как средство продвижения чтения

Слайд 1Мониторинг читательской активности: теория, методы, технология
В школьной библиотеке

Мониторинг читательской активности: теория, методы, технологияВ школьной библиотеке

Слайд 2План
Читательская активность. Основные положения
Мониторинг читательской активности
Примеры мониторинга: индивидуальная работа
Примеры мониторинга: групповая

и массовая работа
Примеры мониторинга: муниципальный и региональный уровни
Семинар: изучение читательских интересов как средство продвижения чтения
ПланЧитательская активность. Основные положенияМониторинг читательской активностиПримеры мониторинга: индивидуальная работаПримеры мониторинга: групповая и массовая работаПримеры мониторинга: муниципальный и

Слайд 3Национальная программа поддержки и развития чтения
2 основные цели:
«Повышение читательской

компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях
Рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан – субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа».
Национальная программа поддержки и развития чтения 2 основные цели: «Повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и

Слайд 4Читательская активность
Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
Доступности, качества и

разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;
Интереса граждан к регулярному чтению, за счет вовлечения потенциальных читателей в мероприятия его популяризации;
Доступности и качества возможностей повышения читательской компетентности.
Читательская активностьРост читательской активности граждан достигается за счет повышения:Доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;Интереса

Слайд 5Оценка читательской активности (по группам)

Социологическая оценка. Материалы всероссийских опросов Аналитического центра

Юрия Левады:
«активные читатели» - на вопрос о регулярности чтения ответили «читаю постоянно», а «менее активными» - ответили «от случая к случаю».
Рекомендации библиотекам: (посещений в год)
Пассивные – 1-5 пос.
Средняя активность - 6-10 пос.
Активные – более 10 пос.
Оценка читательской активности (по группам)Социологическая оценка. Материалы всероссийских опросов Аналитического центра Юрия Левады: «активные читатели» - на

Слайд 6Оценка читательской активности (количествен.)

Расчет для библиотек:
Абсолютные показатели: число читателей (А), посещений

(П), книговыдач (В), мас./мероп.(М)
Средние показатели: Ср. посещаемость (8), Ср. читаемость (22), Ср. дневная посещ-мость Пд=Пг/Д.
Относительные показатели: динамика, структура, интенсивность.
Оценка читательской активности (количествен.)Расчет для библиотек:Абсолютные показатели: число читателей (А), посещений (П), книговыдач (В), мас./мероп.(М)Средние показатели: Ср.

Слайд 7Относительные показатели - Динамика
Динамика - значение однородных показателей в последовательные периоды:
Абсолютный

прирост: разность между данным (U1) и начальным уровнем (U0) показателя (+ или -) Pабс=U1-U0
Темп роста (снижения) - вычисляется делением данного уровня на начальный (базовый) и выражается в процентах. TР=((U1)/U0)*100
Темп прироста - на сколько % уровень больше (<) начального. ТПР=(( U1-U0)/ U0)*100%
или ТПР= TР-100

Относительные показатели - ДинамикаДинамика - значение однородных показателей в последовательные периоды:Абсолютный прирост: разность между данным (U1) и

Слайд 8Относительные показатели: показатели структуры
охват населения (категории пользователей). Показывает социальную значимость библиотеки,

влияние функционирования учреждения на внешнюю среду, в частности, на продвижение чтения. Например: охват школьников библ. обслуживанием Ох=(Ачит/Кол. Уч-ся)*100%, где Ачит- число читателей.
структура библ. фонда и книговыдач; совершенствование фонда, его соответствие запросам пользователей повышают читательскую активность.
Относительные показатели: показатели структурыохват населения (категории пользователей). Показывает социальную значимость библиотеки, влияние функционирования учреждения на внешнюю среду,

Слайд 9Относительные показатели: показатели интенсивности
Читаемость, посещаемость, обращаемость фонда.
Читаемость: - среднее число изданий,

выданных одному читателю Ч=В/А (22)
Посещаемость – среднее число посещений на одного читателя Пос=П/А
Обращаемость фонда = фонд/ К.выд.
Книгообеспеченность- кол-во экземпляров литературы на одного уч-ся
Относительные показатели: показатели интенсивностиЧитаемость, посещаемость, обращаемость фонда. Читаемость: - среднее число изданий, выданных одному читателю Ч=В/А

Слайд 10Оценка читательской активности (план, мониторинг)
Рассчитывается на текущий момент
Охват О=(ЧитШк/Шк)*100%.
Посещаемость
Пос=П(число

пос)/А (читателей)
Читаемость среднее число выданных библиотекой изданий одному читателю Ч=В/А

Оценка читательской активности (план, мониторинг)Рассчитывается на текущий моментОхват О=(ЧитШк/Шк)*100%. Посещаемость Пос=П(число пос)/А (читателей)Читаемость среднее число выданных библиотекой

Слайд 11Группы читателей библиотек:
Пассивные – 1-5 пос. в год
Средняя активность 6-10

пос. в год
Активные более 10 пос. в год.
Изучаем: первичные документы (читательских формуляров), информ. Единой регистрационной картотеки (ЕРК), автоматизированную систему книговыдач
Группы читателей библиотек: Пассивные – 1-5 пос. в годСредняя активность 6-10 пос. в год Активные более 10

Слайд 12Мониторинг читательской активности
Механизм контроля и слежения за активностью чтения в библиотеке

(подразделении) в зависимости от качества деятельности по продвижению чтения, позволяющий выявить тенденции в развитии и последствия принятия решений, направленных на совершенствование деятельности.
Мониторинг читательской активностиМеханизм контроля и слежения за активностью чтения в библиотеке (подразделении) в зависимости от качества деятельности

Слайд 13До проведения мониторинга необходимо:

определить группу читателей (не менее 25-30 чел.): отдельный

класс (параллель); случайная группа (из читателей определенного возраста отбирается каждый третий, пятый и т.д.); все читатели подразделения (библиотеки);
определить изучаемые факторы: индивидуальная работа с читателями (или отдельные ее виды); массовая работа (или отдельные ее виды); модернизация библиотечного фонда; модернизация материально-технической базы (в т.ч. информатизация); кадровые изменения и т.д.
определить метод исследования (анализ документов: формуляров, дневников чтения, ЕРК; данных системы автоматизированной книговыдачи, отзывов о книгах, результатов обсуждений, диспутов и др.; научное наблюдение; опрос: беседа, анкетирование, интервьюирование; учет спроса) (16, 17).
Определить метод обработки результата (например, ежедневный учет в дневнике работы, получение отчета из системы автоматизированной книговыдачи или заполнение специальной компьютерной формы учета)
До проведения мониторинга необходимо:определить группу читателей (не менее 25-30 чел.): отдельный класс (параллель); случайная группа (из читателей

Слайд 14Этапы технологии мониторинга
На диагностическом этапе определяются показатели читательской активности на начальный

период мониторинга. Например, распределение читателей (возрастных, половозрастных групп) по степени активности. Определяется доля читателей, относящихся к пассивной, средней активности, активной (по посещаемости и читаемости) группам степени активности чтения
На этапе проектирования и реализации ведется отслеживание влияния определенных для исследования факторов на выделенной группе читателей (например: ставится отметка в формуляре о проведенных беседах,). Заполняются документы, необходимые для обработки результатов. Возможно промежуточное определение показателей читательской активности.
На контрольно-оценочном этапе определяются показатели читательской активности и зависимость активности от выбранных факторов. Результаты могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм
Этапы технологии мониторингаНа диагностическом этапе определяются показатели читательской активности на начальный период мониторинга. Например, распределение читателей (возрастных,

Слайд 15Анализ влияния на читательскую активность индивидуальной работы библиотекаря с читателем. Выполним

мониторинг читательской активности группы младших школьников (2-4 класс) со средней степенью активности чтения (6-10 посещений в год). Произведем отбор в группу, исходя из основных признаков, влияющих на чтение: пол и возраст.

Мониторинг индивидуальной работы

Анализ влияния на читательскую активность индивидуальной работы библиотекаря с читателем. Выполним мониторинг читательской активности группы младших школьников

Слайд 16Мониторинг индивидуальной работы
.
Группа читателей – случайная выборка уч-ся 2-4 класса со

средней степенью активности чтения (отбирается каждый третий, пятый и т.д.). Составляем список членов группы.
Изучаемые факторы – виды индивидуального обслуживания: беседа при записи (перерегистрации читателя) – Б1; рекомендательная беседа - Б2, беседа о прочитанном - Б3, беседа по информационной культуре (ориентирование в фонде) – Б4, составление индивидуальных рекомендательных списков чтения (СЧ)
Причина спроса: школьное задание, личный интерес, рекомендация сверстников, рекомендации родителей, рекомендация библиотекаря.

Мониторинг индивидуальной работы.Группа читателей – случайная выборка уч-ся 2-4 класса со средней степенью активности чтения (отбирается каждый

Слайд 17Мониторинг индивидуальной работы
.
Определяем метод исследования – анализ документов: формуляров, дневников чтения,

отзывов и других творческих работ о прочитанных книгах.
Определяем метод обработки результата: учет посещений и книговыдач по изучаемой группе в специальной компьютерной форме учета.

Мониторинг индивидуальной работы.Определяем метод исследования – анализ документов: формуляров, дневников чтения, отзывов и других творческих работ о

Слайд 18Индивидуальная работа – диагностический этап
.

Индивидуальная работа – диагностический этап.

Слайд 19 Мониторинг массовой работы
Исследуем параллель 3- тьих классов школы № ХХ:


контрольная группа – класс, который не посещает и не будет посещать данные мероприятия (например, 3В).
исследуемая группа: 1-2 класса из параллели классов которые не посещают, но будут посещать данные мероприятия (например, 3 А и 3Б);
изучаемые факторы: цикл массовых мероприятий «Я люблю свой край» –влияние на активность чтения (посещаемость) и спрос литературы краеведческой тематики.
метод исследования – анализ документов: формуляров, дневников чтения, отзывов о прошедших мероприятиях и прочитанных книгах.
метод обработки результата – учет посещений и книговыдачи по изучаемым группам в специальной компьютерной форме учета.

Мониторинг массовой работы Исследуем параллель 3- тьих классов школы № ХХ: контрольная группа – класс, который

Слайд 20 Мониторинг массовой работы (наглядные формы)
Исследуем параллель 5-6- и7-8 кл. школы:
изучаемые

факторы: тематические книжные выставки к юбилею города и досуговое массовое мероприятие (конкурс) по той же теме. Определим влияние факторов на охват, активность чтения (посещаемость) и спрос литературы по данной теме.
метод исследования – анализ документов: дневников работы кафедры, дневников чтения, отзывов о прошедших мероприятиях и прочитанных книгах.
метод обработки результата – учет посещений и книговыдачи по изучаемым группам в специальной компьютерной форме учета.

Мониторинг массовой работы (наглядные формы) Исследуем параллель 5-6- и7-8 кл. школы: изучаемые факторы: тематические книжные выставки

Слайд 21 Мониторинг на муниципальном, региональном уровне
Внешние факторы: Организационно-правовые: на национальном уровне –

Национальная программа чтения; на региональном уровне –программы, проекты, планы продвижения чтения (Проект «Читающий Урал – настоящая Россия», областной план Года чтения);
Организационные мероприятия в рамках социального партнерства – Фестивали чтения, фестиваль «Челябинск читающий», Уральская Библиотечная Ассамблея, благотворительные акции – «Книги в дар библиотекам» и др.;
Организационные конкурсные мероприятия по поддержке чтения: БиблиОбраз, конкурс сайтов школьных библиотек, ЛуЧиК – конкурс на лучшего читателя книг, конкурс детских средств массовой информации, «Самый читающий класс»; конкурс на лучшее проведение Всероссийского Урока чтения;
финансовые и материально-технические мероприятия: модернизация материально-технической базы, в т.ч. информатизация (поставка автоматизированных рабочих мест библиотекаря в школьные библиотеки Челябинской области, пополнение фондов школьных и детских библиотек и др.).;
Мониторинг на муниципальном, региональном уровнеВнешние факторы: Организационно-правовые: на национальном уровне – Национальная программа чтения; на региональном

Слайд 22 Мониторинг на муниципальном, региональном уровне
Внутренние факторы персонал библиотеки: его образование, уровень

профессионализма
предыдущий опыт в решении аналогичных проблем
программы обучения персонала
психологическое состояние: внутреннее согласие, готовность к работе; уровень удовлетворенности условиями труда и его оплаты.

качественные данные: провести анкетирование для определения психологического состояния: по позициям, отражающим внутреннее согласие, готовность к работе; уровень удовлетворенности условиями труда и его оплаты, предложения по совершенствованию работы, направленной на рост читательской активности.
Рейтинговые данные: провести экспертный опрос библиотекарей и пользователей о влиянии приведенных выше внешних воздействий на читательскую активность.

Мониторинг на муниципальном, региональном уровнеВнутренние факторы персонал библиотеки: его образование, уровень профессионализмапредыдущий опыт в решении аналогичных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть