Слайд 1МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«ВОСПИТАНИЕ — ДЕЛО ТРУДНОЕ,
И УЛУЧШЕНИЕ ЕГО УСЛОВИЙ —
ОДНА ИЗ СВЯЩЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА,
ИБО НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ВАЖНОГО, КАК ОБРАЗОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ И СВОИХ БЛИЖНИХ».
СОКРАТ.
ПОДГОТОВИЛА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
КОБЫЛАТОВА Е.П.
I КАТЕГОРИЯ
МБОУ»КСОШ ИМ.Т.Т.ШЕРЕТА»
Слайд 2МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Министерством образования и науки Российской
Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики.
Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.
Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса.
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 3НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Конституция РФ
ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Указ Президента
РФ от 7.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Слайд 4КОДЕКС - ЭТО
свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения
педагогических работников.
Профессиональная этика – это свод принципов и правил поведения специалиста на рабочем месте.
Слайд 5ЦЕЛИ КОДЕКСА
Установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения
ими профессиональной деятельности;
Содействие укреплению авторитета пед.работников;
Обеспечение единых норм поведения пед.работников
Слайд 6КОДЕКС
Повышение эффективности выполнения пед.работниками своих трудовых обязанностей
Основа для формирования взаимоотношений в
системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к пед.работникам
Слайд 7ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Осуществлять деятельность на высоком профессиональном уровне
Соблюдать правовые, нравственные, этические
нормы
Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений
Развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду, формировать культуру здорового образа жизни
Слайд 8ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы,
методы обучения и воспитания
Учитывать особенности психо-физического развития воспитанников
Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, финансовых и других интересов, препятствующих добросовестному выполнению обязанностей
Слайд 9ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Проявлять корректность и внимательность к обучающимся и их родителям
и коллегам
Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств
Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации.
Слайд 10ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического
климата для эффективной работы.
Принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения пед.работников, своим примером подавать пример честности, беспристрастности и справедливости
Слайд 11ПЕДАГОГ НЕ ДОЛЖЕН ДОПУСКАТЬ
Любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений
Грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений
Угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение
Слайд 12ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с
участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным
Соблюдать культуру речи
Слайд 13ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПЕДАГОГОВ
Внешний вид должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам
и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, способствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, аккуратность
Слайд 14
Этические правила педагогов
- во взаимоотношениях с коллегами педагогические работники обязаны проявлять
взаимоуважение, толерантность, быть честными, справедливыми, порядочными, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
- критика в адрес коллеги может быть только аргументированной, неоскорбительной и конструктивной; критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег;
- не имеют права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей);
Слайд 15Взаимоотношения с другими лицами
Общение педагога с обучающимися
Педагог сам выбирает подходящий
стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога относиться к ученику позитивно является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувство меры и самообладания.
Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремиться укреплять самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
Слайд 162. Взаимоотношение педагогического работника с коллегами
Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.
Педагогические работники стремятся взаимодействовать друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ОУ.
Педагогических работников объединяет взаимовыручка, поддержка и доверие.
Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в школе между педагогами и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школе не должно быть место сплетням. Педагоги школы при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь школы за ее пределами, в т.ч. в социальных сетях Интернет.
Допустимы и даже приветствуются положительные отзыва, комментарии, реклама педагогов о школе за пределами учебного заведения, а именно, выступая на научно-практических конференциях, различных заседаниях, мастер-классах, которые педагог вправе проводить и участвовать за пределами школы.
Слайд 173. Взаимоотношение педагогического работника с администрацией
Школа базируется на принципах свободы слова и
убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация школы делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Инициатива педагогического работника приветствуется.
Важное для педагогического сообщества решение принимается на основе принципов открытости и общего участия.
Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую отношение для работы школы. Администрация не имеет право скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда.
Педагоги школы уважительно относятся к администрации, соблюдая субординацию, и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.
Слайд 184. Отношение педагогических работников с родителями и законными представителями учеников
Педагог не
разглашает высказанное детьми мнение о родителях или законных представителях или мнение родителей или законных представителей о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, доверившего педагогу упомянутое мнение.
Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников, не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощение, поздравления и т.п.
Отношение педагогов с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
Слайд 195. Взаимоотношение с педагогическим сообществом
Педагог является не только учителем, но и
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп педагогического сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор..
Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
Педагог соблюдает установленные в ОУ правила предоставления служебной информации и публичных выступлений.
Слайд 20Этические профессиональные права педагогических работников
Педагогические работники имеют право:
на уважительное и доброжелательное
отношение, защиту, помощь и поддержку коллег, родителей, обучающихся и других участников образовательного процесса.
критиковать коллег и обучающихся аргументированно, корректно и конструктивно; критике подлежат действия, но не личность человека;
называть обучающихся как по имени, так и по фамилии.
не допускать в свой адрес грубое и негуманное отношение, унижение своего человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражения к себе неприязни со стороны других участников образовательного процесса;
Слайд 21ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ КОДЕКСА
Нарушения рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления
Соблюдение этих
норм может учитываться при проведении аттестации, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником аморального проступка, а также при поощрении работников.