Презентация, доклад на тему Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Содержание

В своей выпускной квалификационной работе я рассматриваю вопрос межличностных отношений детей с отклонениями в интеллектуальном развитииОбъектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрастеПредметом исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной

Слайд 1 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на

тему: Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Выполнила Корнакова Н. В. Слушатель профессиональной переподготовки: «Практическая олигофренопедагогика и психология» Руководитель выпускной работы к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В. Новосибирск 2016 год
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 2В своей выпускной квалификационной работе я рассматриваю вопрос межличностных отношений детей

с отклонениями в интеллектуальном развитии


Объектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрасте



Предметом исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и проанализировать их.

В своей выпускной квалификационной работе я рассматриваю вопрос  межличностных отношений детей  с отклонениями в интеллектуальном

Слайд 3Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:

На основе теоретического анализа литературных

данных уточнить понятие «межличностные отношения»
Определить особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью
Выделить возрастные закономерности формирования межличностных отношений


Описать диагностические методики, изучающие личностные взаимоотношения
Исследовать нарушения отношений со сверстниками у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Дать рекомендации по коррекции межличностных отношений

Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:На основе теоретического анализа литературных данных уточнить понятие «межличностные отношения»Определить особенности

Слайд 4 В работе учитывались научные данные психологов:







С.Я. Рубинштейн А.А. Бодалева В. Н. Мясищева







И. М. Бгажноковой М.С. Певзнер и других.
В работе учитывались научные данные психологов:         С.Я.

Слайд 5 Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи

между людьми.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые,  в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Слайд 6Дети младшего школьного возраста
Формируют в себе стремление
на все иметь


свою точку зрения.

У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка.

В школьном возрасте
складывается новое представление
о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха,
а приобретает
стабильный характер.

Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже,
а их содержание разнообразнее.

Дети младшего школьного возраста  Формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них

Слайд 7
Во второй главе я рассказываю о формировании межличностных

отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью

Слайд 8Во многих сферах психического развития ребенка прослеживается
влияние взрослого,
это осуществляется

благодаря тому, что:

1. Взрослый для детей является источником разнообразных воздействий (слуховых, сенсомоторных, тактильных и других)
2. Подкрепление усилий ребенка осуществляет взрослый, их поддержку и исправление
3. При обогащении опыта ребенка взрослый знакомит его с чем-то, а после ставит задачу овладеть каким-то новым навыком
4. В контактах со взрослым ребенок наблюдает за его деятельностью и видит образцы для подражания
Во многих сферах психического развития ребенка прослеживается влияние взрослого, это осуществляется благодаря тому, что:1. Взрослый для детей

Слайд 9Очень Важен Учёт индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью создание

необходимых условий для раскрытия, развития личности каждого ребёнка применение в своей педагогической деятельности основ гуманистической педагогики и использования личностно-ориентированного подхода педагог, который для детей является центральной, доминирующей фигурой, должен грамотно подбирать мероприятия, их формы, методы и приёмы проведения

Это приведёт к удовлетворённости детьми
учебно - воспитательным процессом и положительным результатам: улучшится коллективно-социально-психологический климат в группе, возрастёт оценка нравственности, уровень коммуникативных склонностей, межличностных отношений, школьной мотивации,
снизится уровень агрессивности, дети научатся слушать и слышать собеседника, внимательно относиться к себе и окружающим, понимать и принимать внутренний мир другого человека

Очень Важен Учёт индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью  создание необходимых условий для

Слайд 10Какие же межличностные отношения могут складываться в детских коллективах?
Эмоционально-оценочные отношения между

детьми – это осуществление исправления поведения сверстника в соответствии с нормами, которые приняты в совместной деятельности. Здесь на первый план выступают эмоциональные предпочтения – антипатии, симпатии, дружеские привязанности. Они возникают рано, и формирование этого типа отношений может быть обусловлено внешними моментами восприятия или оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения.

Личностно-смысловые отношения между детьми - это такие взаимосвязи в группе, при которых цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретает для других личностный смысл. Когда товарищи в группе начинают переживать за этого ребенка, его мотивы становятся своими собственными, ради которых они действуют.

Функционально-ролевые отношения, развиваются в различных видах жизнедеятельности детей таких, как трудовой, учебной, продуктивной, игровой. В ходе этих отношений ребенок усваивает нормы и способы действия в группе под контролем и непосредственным руководством со стороны взрослого.

Какие же межличностные отношения могут складываться в детских коллективах?Эмоционально-оценочные отношения между детьми – это осуществление исправления поведения

Слайд 11В период дошкольного детства формируются социально-нравственные качества личности, основные индивидуально-психологические особенности

ребенка Для дошкольного детства характерны такие черты:

Чрезмерно высокая роль семьи в удовлетворении материальных, духовных, познавательных потребностей
Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей
Низкая возможность самозащиты ребенка от пагубных влияний окружающей его среды

В период дошкольного детства формируются социально-нравственные качества личности,  основные индивидуально-психологические особенности ребенка Для дошкольного детства характерны

Слайд 12Младшее школьное детство - этот период начинается с 7 лет и

длится до 11 лет. На этом этапе происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических качеств личности. Интенсивное формирование основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

Доминирующая роль семьи в удовлетворении эмоциональных, коммуникативных, материальных, потребностей ребенка;
Доминирующая роль принадлежит школе в развитии и формировании социально-познавательных интересов;
Возрастает способность ребенка противостоять негативным влияниям окружающей среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.

Младшее школьное детство - этот период начинается  с 7 лет и длится до 11 лет. На

Слайд 13Старший школьный возраст - это период развития ребенка от 11 до

15 лет, для которого характерны следующие черты:

Семья играет доминирующую роль для удовлетворения материальных, эмоционально-комфортных нужд ребенка. К концу старшего дошкольного возраста появляется возможность самостоятельной реализации и удовлетворения части этих потребностей;
Школа играет решающую роль для удовлетворения социально-психологических и познавательных потребностей ребенка;
Начинает появляться способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, в свою очередь она сочетается со склонностью ребенка к подчинению им при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах;
Сохраняется высокая зависимость от влияния окружающих взрослых (учителей, бабушек и дедушек, родителей) в развитии личного самопознания и самоопределения

Старший школьный возраст - это период развития ребенка от 11 до 15 лет, для которого характерны следующие

Слайд 14Межличностные отношения в семье
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние

на формирование личности и поведения детей заключается в следующем:
очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка
Межличностные отношения  в семьеАктуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения

Слайд 15Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к

определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. Родительские позиции оказывают существенное влияние на поведение ребенка в семье.
Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения,

Слайд 16Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью
Дети с интеллектуальной

недостаточностью очень часто переоценивают свои возможности, проявляя завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений

Недопонимание норм поведения, неадекватное соотношение этих норм с теми или иными жизненными ситуациями могут привести к трудностям в поведении, к нарушениям правовых норм школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторых детей аутических отклонений (болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира)

Самыми негативными факторами, влияющими на поведение школьников с интеллектуальной недостаточностью, являются семейно-бытовое неблагополучие, негативное средовое воздействие вне семьи и нарушение организационно-нормативных и педагогических требований к условиям их воспитания

Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностьюДети с интеллектуальной недостаточностью очень часто переоценивают свои возможности,

Слайд 17Методики изучения межличностных отношений
В настоящее время в психологии существует довольно

большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения.
Методики изучения межличностных отношений В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать

Слайд 18Традиционно для исследования межличностных отношений внутри малой группы используется метод социометрии.

Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг, товарищ и “metrum” – измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Целями применения социометрической процедуры являются:

измерение степени сплоченности-разобщенности в группе
выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования
обнаружение внутригрупповых “союзов”

Традиционно для исследования межличностных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов

Слайд 19По итогам различных диагностик,
можно сделать вывод,
что у умственно отсталых

детей наблюдается сложность опознавания эмоциональных состояний презрения, гнева, удивления по интонации.
Возможно, это связано с более низкой значимостью в регуляции поведения и, сравнительно редко, данные эмоции возникают в обычной жизни. Так как у детей с нарушениями интеллектуального развития недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния
По итогам различных диагностик, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей наблюдается сложность опознавания эмоциональных состояний

Слайд 20Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы опираясь на характеристики

общения умственно отсталых, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации
Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы опираясь на характеристики общения умственно отсталых, в коррекционной работе

Слайд 21Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

была использована детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений была использована детская проективная методика Рене

Слайд 22Методика является визуально - словесной, состоит из 42 картинок с изображением

детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Всего выделяют 12 признаков:

- отношение к матери,
- отношение к отцу,
- отношение к матери и отцу как семейной чете,
- отношение к братьям и сестрам,
- отношение к бабушке и дедушке,
- отношение к другу,
- отношение к учителю,
- любознательность,
- стремление к доминированию,
- общительность,
- отгороженность,
- адекватность.

Методика является визуально - словесной,  состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых,

Слайд 23Исследование проводилось во 2 «а» и во 2 «в» классах коррекционной

школы города Нижнего Новгорода. Было протестировано 10 детей с интеллектуальной недостаточностью

В результате исследования было выявлено, что у 60% детей низкий уровень межличностных отношений и у 40% – средний. Исходя из полученных результатов можно сделать следующий вывод: у детей с интеллектуальной недостаточностью присутствуют проблемы в общении со сверстниками и друзьями, среди них мало лидеров.

Исследование проводилось во 2 «а» и во 2 «в» классах коррекционной школы города Нижнего Новгорода. Было протестировано

Слайд 24Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции межличностных отношений у детей:
1.

Установить дружескую атмосферу среди детей.
2. Развитие коммуникативных навыков общения.
3. Создание ситуаций для творческого самовыражения
в процессе коммуникативной деятельности.
4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.
5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.
6. Воспитание интереса к своим сверстникам.
7. Развитие чувств понимания и сопереживания
к другим людям.
8. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
9. Медленная речь.
10. Не разговаривать при ребенке о его проблеме.
11. Нельзя оставлять без внимания непопулярных
детей.
12. Следует выявить и развить у них положительные
качества.
13. Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний,
чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений.
14. Пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции межличностных отношений у детей:1. Установить дружескую атмосферу среди детей.2. Развитие

Слайд 25Итак, структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит

к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений

Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе,
так переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные
в общении дети.
Не соответствие самооценки коррелируется с уровнем
интеллекта ребенка.

Отношения между детьми с нарушением интеллекта часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с нарушением интеллекта характеризуется повышенной степенью агрессивности.

Итак, структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна.  Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных

Слайд 26Таким образом, данная работа позволяет говорить, что фактор общения обеспечивает формирование

личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением к взрослым и к сверстникам

Считаю, что целесообразно постоянно отслеживать динамику межличностных отношений в классах, знать и формировать самооценку ребенка посредством оценки его деятельности, отношений

Особый подход учителя и окружающих поспособствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы школьников с умственной отсталостью, формированию правильной оценки окружающих и самих себя, регулированию собственного поведения в общении, что способствует социальной адаптации школьников с нарушением интеллектуального развития

Таким образом, данная работа позволяет говорить, что фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть