Объектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрасте
Предметом исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью
Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и проанализировать их.
Описать диагностические методики, изучающие личностные взаимоотношения
Исследовать нарушения отношений со сверстниками у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Дать рекомендации по коррекции межличностных отношений
В школьном возрасте
складывается новое представление
о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха,
а приобретает
стабильный характер.
Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже,
а их содержание разнообразнее.
Это приведёт к удовлетворённости детьми
учебно - воспитательным процессом и положительным результатам: улучшится коллективно-социально-психологический климат в группе, возрастёт оценка нравственности, уровень коммуникативных склонностей, межличностных отношений, школьной мотивации,
снизится уровень агрессивности, дети научатся слушать и слышать собеседника, внимательно относиться к себе и окружающим, понимать и принимать внутренний мир другого человека
Личностно-смысловые отношения между детьми - это такие взаимосвязи в группе, при которых цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретает для других личностный смысл. Когда товарищи в группе начинают переживать за этого ребенка, его мотивы становятся своими собственными, ради которых они действуют.
Функционально-ролевые отношения, развиваются в различных видах жизнедеятельности детей таких, как трудовой, учебной, продуктивной, игровой. В ходе этих отношений ребенок усваивает нормы и способы действия в группе под контролем и непосредственным руководством со стороны взрослого.
Чрезмерно высокая роль семьи в удовлетворении материальных, духовных, познавательных потребностей
Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей
Низкая возможность самозащиты ребенка от пагубных влияний окружающей его среды
Доминирующая роль семьи в удовлетворении эмоциональных, коммуникативных, материальных, потребностей ребенка;
Доминирующая роль принадлежит школе в развитии и формировании социально-познавательных интересов;
Возрастает способность ребенка противостоять негативным влияниям окружающей среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
Семья играет доминирующую роль для удовлетворения материальных, эмоционально-комфортных нужд ребенка. К концу старшего дошкольного возраста появляется возможность самостоятельной реализации и удовлетворения части этих потребностей;
Школа играет решающую роль для удовлетворения социально-психологических и познавательных потребностей ребенка;
Начинает появляться способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, в свою очередь она сочетается со склонностью ребенка к подчинению им при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах;
Сохраняется высокая зависимость от влияния окружающих взрослых (учителей, бабушек и дедушек, родителей) в развитии личного самопознания и самоопределения
Целями применения социометрической процедуры являются:
измерение степени сплоченности-разобщенности в группе
выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования
обнаружение внутригрупповых “союзов”
Всего выделяют 12 признаков:
- отношение к матери,
- отношение к отцу,
- отношение к матери и отцу как семейной чете,
- отношение к братьям и сестрам,
- отношение к бабушке и дедушке,
- отношение к другу,
- отношение к учителю,
- любознательность,
- стремление к доминированию,
- общительность,
- отгороженность,
- адекватность.
В результате исследования было выявлено, что у 60% детей низкий уровень межличностных отношений и у 40% – средний. Исходя из полученных результатов можно сделать следующий вывод: у детей с интеллектуальной недостаточностью присутствуют проблемы в общении со сверстниками и друзьями, среди них мало лидеров.
Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе,
так переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные
в общении дети.
Не соответствие самооценки коррелируется с уровнем
интеллекта ребенка.
Отношения между детьми с нарушением интеллекта часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с нарушением интеллекта характеризуется повышенной степенью агрессивности.
Считаю, что целесообразно постоянно отслеживать динамику межличностных отношений в классах, знать и формировать самооценку ребенка посредством оценки его деятельности, отношений
Особый подход учителя и окружающих поспособствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы школьников с умственной отсталостью, формированию правильной оценки окружающих и самих себя, регулированию собственного поведения в общении, что способствует социальной адаптации школьников с нарушением интеллектуального развития
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть