Слайд 1О.Ю.Малыгина ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» г.Иркутск
Методическая разработка педагогической мастерской
«Разрешаем конфликты»
Слайд 2Во всех учебных учреждениях по разным причинам возникают те или иные
конфликты. В каждом учреждении преобладают различные виды конфликтов: между учителями, между администрацией и учителями, между родителями и учителями, между учителями и учащимися. У педагогов существует разный опыт разрешения этих конфликтов.
Слайд 3
Обобщение этого опыта, повышение педагогической компетенции, поиск оптимальных способов выхода из
конфликтных ситуаций является целью подобных педагогических мастерских . Подобная работа может осуществляться как в рамках педсовета, так и в рамках педагогической мастерской. Наш опыт свидетельствует, что большая эффективность и вовлеченность участников наблюдается, когда педсовет проводится в форме педагогической мастерской, тогда участники объединяются в группы и разрабатывают проекты оптимальных способов решения по той или иной конфликтной ситуации. После чего происходит защита этих проектов.
Слайд 4Примеры для обсуждения выбираются либо на самом мероприятии по предложению педагогов,
либо готовятся заранее. По нашему опыту рассматривать более 4-х ситуаций не целесообразно, т.к. это может занять более1,5 часа. Первая часть мероприятия посвящается теории конфликтов. После чего участники делятся на группы для разработки проектов. Затем, оглашаются или выбираются примеры конфликтных ситуаций. Разрабатываются проекты . В конце работы осуществляется их защита.
Слайд 5Наши мечты
Мы все хотим:
дисциплинированных,
восприимчивых к обучению,
ответственных
и хорошо воспитанных учеников
Слайд 6Конфликт (лат.) –противоборство, столкновение интересов
Слайд 7
Конфликт (К) = Конфликтная ситуация(КС) + Повод (П)
Конфликтная ситуация может складываться
в течении долгого времени, при незначительном поводе развивается серьезный конфликт.
Вывод: не копить обиды, проговаривать и находить решения.
Слайд 8Виды конфликтогенов:
1.Прямое оскорбление (словесное или физическое)
2.Упрек(Я из-за тебя не успела закрепить
новый материал, теперь весь класс получит дополнительное домашнее задание).
3.Обобщения (ты всегда…, вечно ты…, ну, как обычно…)
Слайд 9
4.Сравнение не в твою пользу.
5.Приказ
Слайд 10Примеры конфликтных ситуаций:
Класс очень «шумный», в нем существуют «неформальные лидеры», которые
сами ведут себя демонстративно, и всячески поощряют подобное поведение одноклассников. Учитель вынужден нередко повышать голос.
(Последствия? Каковы пути разрешения конфликтной ситуации?)
Слайд 11В классе новый ученик
Новый ученик имеет существенные пробелы в знаниях, ему
трудно подружиться с одноклассниками. В ответ на участливые вопросы классного руководителя: «Как тебе у нас?». Неизменно отвечает: «Все плохо! Я хочу вернуться в прежнюю школу»
(Стратегии сопровождения?)
Слайд 12Аутоагрессия
Во время контрольных работ ученик очень нервничает: «Жует» ручки, карандаши, линейки,
а иногда наносит себе повреждения циркулем.
(Пути решения?)
Слайд 13Подготовка к ЕГЭ
Класс слабый, учитель не уверен, что все учащиеся
справятся с заданиями, желая повысить учебную мотивацию, учитель «шутит»: «До вас доходит как до жирафов, легче слона научить танцевать, чем вас подготовить к экзамену и т.п.», а отдельным ученикам говорит :«Вряд ли вы сдадите ЕГЭ»
(Последствия? Пути выхода?)
Слайд 14Способы выхода из конфликта:
1.Уклонение (min. интересы другого).
2.Уступка (max. Интересы другого)
Слайд 153.Компромисс (50х50)
4.Подавление(min. интересы другого)
5.Сотрудничество (интересы каждого участника учитываются по максимуму)
Слайд 16
I. Минусы конфликтов
1.Может быть связан с работой комиссий на уровне департамента
или министерства просвещения.
2.Может вызвать подавленность, пессимизм, суицидальные мысли и суициды (Статья 110 УК РФ доведение до суицида или до попытки суицида действием либо бездействием – 3-5 лет лишения свободы.)
Слайд 173.Может привести к разочарованию в своих способностях и возможностях
4.Может привести к
ухудшению взаимоотношений между учителем и детьми, а также между учителем и администрацией.
Слайд 18II. Плюсы конфликтов:
1.Это форма разрешения противоречий.
2.Может способствовать сплочению семьи, классного коллектива,
педагогического коллектива перед лицом внешней угрозы.
Слайд 193.Помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряжения.
4. Стимулирует творчество мобилизует энергию
участников на поиск выходов из ситуации.
Слайд 20Конфликт –это маленькая война
«Лучший способ выиграть войну-это избежать ее.»
Слайд 21Позитивное решение конфликтных ситуаций
1.Я – правило.
2. Поощрение желательного поведения.
3.Наказания
Слайд 22Использованная литература.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: СПб, 1998.
Лукин Ю.Ф. Конфликтология:
управление конфликтами – М. :Академический проект , Гаудеамус, 2007.
Методическое пособие по программе «Все, что тебя касается» от фонда «Здоровая Россия».
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.-М. :Академический проект. 2005.