Слайд 1
Логопедическое занятие в подготовительной группе. Тема: «звук и буква Ы»
Составила: учитель-логопед Аношина В.И.
МКДОУ «Детский сад № 23»
Слайд 2
Цели:
Коррекционно - воспитательные:
- Научить различать и четко произносить звук [ы] в
слогах, словах, предложениях;
- познакомить с буквой «ы»;
Слайд 3
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-познакомить с новым звуком [ы];
- учить дифференцировать звук на
слух;
- учить соединять звуки в слоги;
- совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
- познакомить с буквой «ы»;
- закрепить умение составлять предложения;
- обучение употреблению предлогов.
Слайд 4
Задачи коррекционно - развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
-
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- развивать умения использовать ранее полученные знания;
- развивать умение образовывать множественное число; уменьшительно –ласкательную форму слов;
- развивать просодику (силу голоса);
- развивать мышление, память, внимание;
Слайд 5
Задачи коррекционно - воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять
задания;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать желание узнавать новое.
Слайд 6
Оборудование:
предметные картинки со звуками [ы], отрезки ниток, палочки, символы,
конструктор, листочки
с неверно написанными буквами,
простые карандаши, конверты с заданиями, мяч,
аудио запись (гудок парохода, звуки леса, стук колёс),
ежик Пых, предметные картинки (крокодил, бегемот, обезьяна, кит).
Буква «ы».
Конверты с предметными картинками: сыр, мыло, дым, рыба, бусы,
шкафы, усы, осы, коты, лисы, столы, диваны .
Слайд 7 Ход занятия
I.Организационный момент:
Дети « заезжают на поезде». Аудио запись :«Стук
колес поезда».
Л: На чем ещё можно путешествовать? Кто-нибудь путешествовал на
пароходе?
Послушаем, как подает сигнал пароход. Аудио запись: «Сигнал парохода».
Давайте поплывем и подадим сигнал. Гудят «[ы]- [ы]- [ы]- [ы]
Доплыли до берега, и вышли на лесную поляну. Аудио запись: «Звуки леса».
Подышим свежим воздухом. Вдох через нос, выдох –ртом 4 раза.
Дети садятся на места.
Слайд 8
II. Сообщение темы занятия.
Кто догадался, с каким звуком мы
будем сегодня знакомиться? Со звуком [ы].
Работа над развитием дыхания и голоса.
Поиграем: пароход проплывает вдалеке его еле слышно тихо
дадим сигнал: тихо произносят звук [ы]- [ы]- [ы]).
а сейчас рядом проплывает (громко дадим сигнал ).
[ы]- [ы]- [ы]
Чтобы правильно произносить звуки, и красиво говорить предлагаю
вам сделать гимнастику для язычка, губ и челюсти.
Слайд 9 Артикуляционная гимнастика:
для челюсти: «Жуем конфету»
для губ:«Улыбка», «Трубочка»;
для языка «Горка».
Слайд 10III.Характеристика звука:
Какой это звук?
Почему?
Какой фишкой обозначим?
Игра: «Поймай звук».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Ловят звук [ы] из ряда гласных звуков АОУЫЭАЫ и т.д.
В словах: мир, сыр, тир, дым, дом, рысь.
Определите место звука [ы] в словах : сыр, дым, рысь.
Слайд 11Анализ слова:
Аудио запись, где слышится пыхтение. Пых- пых-пых.
Появляется ежик-игрушка.
Ёж: Звали меня?
Я – Пых. Засиделся я в лесу, хочу с вами поиграть, но надо выложить
схему моего имени, с помощью фишек.
Слайд 12 Звуковой анализ имени:
Сколько всего звуков в слове?
Три звука
Назови звуки. [п], [ы], [х]
Сколько согласных? Два - [п], [х]
Сколько гласных? Один - [ы]
Сколько слогов в слове? Один.
Почему? Потому что один гласный звук [ы].
Проверим, хлопками слоги.
Хлопком делят слово.
Слайд 13III.Характеристика звука:
Какой это звук?
Звук [ы] гласный.
Почему? Этот звук не встречает преград.
Какой фишкой обозначим? Обозначим красной фишкой.
Выложим схему слова Пых.
Слайд 14Игра: «Поймай звук».
Цель:
Развитие фонематического восприятия.
Ловят звук [ы] из ряда гласных
звуков
А О У Ы Э А Ы и т.д.
Игра: «Определи место звука [ы]»
Цель:
Развитие фонематического восприятия.
В словах: мир, сыр, тир, дым, дом, рысь. Звук [ы] стоит в середине слов.
Слайд 15IV Физминутка:
Присев в кругу. Рифмуют и образуют мн. число.
У Пыха
много друзей. Я буду показывать одного друга, а вы будите называть, когда их много:
Дилы- Дилы- Дилы - появились - крокодилы. Встали
Моты- Моты- Моты - спят в болоте бегемоты. Спят
Яны- Яны- Яны - по веткам скачут обезьяны. Скачут
Ты- Ты- Ты - в море плавают киты. Плывут
Слайд 16В словах:
крокодилы, бегемоты, обезьяны, киты какой звук в конце?
Звук [ы]
А слышали вы звук [ы] в начале слов? Нет, не слышали.
V. Знакомство с буквой ы.
Звук [ы] мой любимый звук, но есть не только звук, но и буква «ы».
Я принес ее вам в подарок. Выставить букву Ы
Анализ буквы:
Буква «ы состоит» из трех элементов. Палочка с животиком и еще рядом
палочка.
Ы
Слайд 17
В какую сторону смотрит животику буквы?
Вправо.
(Письмо буквы волшебным карандашом - «пальчиком» в воздухе и на парте).
Выложите с помощью палочек, нитки, конструктора букву «Ы», на выбор
самого ребенка. Животик вправо, а за ним еще палочка.
Слайд 18Профилактика дисграфии:
Найди и подчеркни, правильно написанную букву «ы».
Слайд 19 Давайте ещё поиграем с Пыхом. Каждому из вас, Пых отправил
письма. В
конверте по две предметных картинки. конверты, достаньте картинки,
выберите только ту, где есть звук [ы]. (Картинки: сыр, мыло, дым, рыба,
бусы, тыква, столы, осы, коты, лисы, шкафы, шары).
Дети по цепочке отвечают.
Слайд 20а) Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три, четыре,
Много мебели
в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с катом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Слайд 21Игра : « Пых и кресло»
Куда залез Пых?
На спинку кресла.
Где сидит Пых? В кресле.
Куда залез Пых? Под кресло.
Слайд 22VII. Итог:
С каким звуком и буквой сегодня познакомились?
Мы познакомились со звуком и буквой Ы.
Дайте характеристику звуку Звук [ы] гласный.
Кто помогал сегодня на занятии? Нам помогал ежонок Пых.
Что надо сказать Пыху? Спасибо, приходи к нам в гости ещё.
Слайд 23Сигнал парохода. ( Аудио запись)
Пришло время вернуться домой, слышите сигнал парохода,
поплыли домой. Попрощайтесь с гостями.