Слайд 1Лекция № 1.
Педагогическая конфликтология: основные понятия
Основные направления изучения конфликта.
Современные взгляды на проблему конфликта.
Классификация конфликтов.
Особенности педагогических конфликтов.
Причины педагогических конфликтов
Слайд 3Конфликтология
Это наука о закономерностях возникновения, развития, разрешения конфликтов, а также принципах,
способах и приёмах их конструктивного регулирования
Слайд 4
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные
явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия.
Слайд 5
Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков,
однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.
Слайд 6В отечественной психологии и социальной психологии теория конфликтов разрабатывалась в исследованиях
В.О.Агеева (1990)
А.А.Бодалева (1983)
В.И.Журавлева (1983)
И.А.Коха (1997)
Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова (2000)
Ф.М.Бородкина (1989)
А.К.Зайцева (1992, 1993)
А.Г.Здравомыслова (1995) и др.
Слайд 7В зарубежной психологии среди направлений исследований конфликта в первой половине XX
века выделяются:
психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм);
социотропное (У.Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.);
этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);
теория групповой динамики (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей);
фрустрационно - агрессивное (Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер);
поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);
социометрическое (Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич);
интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).
Слайд 8Конфликт - это
(от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
Слайд 10В зависимости от сторон конфликты делятся:
на внутриличностные
межличностные
между личностью
и группой
межгрупповые
Слайд 11Внутриличностный конфликт
Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность.
Содержание этого конфликта выражается
в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями.
Эти вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации.
Слайд 12Межличностный
конфликт
Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и
психологического взаимодействия.
Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.
Слайд 13Конфликт между
личностью и группой
Этот тип конфликта имеет много общего
с межличностным, однако он более многоплановый.
Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.
Слайд 14Межгрупповой
конфликт
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп.
К такому
типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.
Слайд 15В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться
на:
материальные,
статусно – ролевые,
духовные.
Слайд 16
По направленности конфликты подразделяются на:
Горизонтальные
Вертикальные
Слайд 17По временным параметрам конфликты подразделяются на:
Кратковременные
Быстротечные
Длительные
Слайд 18По критерию результативности конфликты делятся
на
конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы,
где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы.
Слайд 19
Современные взгляды на проблему конфликта можно сформулировать в следующих
тезисах:
Слайд 20Современные взгляды на проблему конфликта
Конфликт - это распространённая черта
социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.
Слайд 21Современные взгляды на проблему конфликта
Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные
возможности. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
Слайд 22Современные взгляды на проблему конфликта
Конфликт изменение
Слайд 23Современные взгляды на проблему конфликта
Конфликт может быть управляем, причём управляем
таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены.
Слайд 24Современные взгляды на проблему конфликта
Конфликт не всегда и не обязательно приводит
к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.
Слайд 25
педагогическая конфликтология - область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и
средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
Противоречия в этом случае - это объективно существующие и взаимоисключающие друг друга условия.
Слайд 26Варианты противоречий, возникающих в образовательном процессе
Противоречия в системе иерархии целей;
между генеральной целью воспитания и личными целями учителя и учащихся, целями частно-методическими.
Слайд 27Особенности педагогических конфликтов
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь
школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
Слайд 28Особенности педагогических конфликтов
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и
определяется их поведение в конфликте;
Слайд 29Особенности педагогических конфликтов
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности
Слайд 30Особенности педагогических конфликтов
различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя»
и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
Слайд 31Особенности педагогических конфликтов
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а
конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится
Слайд 32Особенности педагогических конфликтов
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на
себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.
Слайд 33Особенности педагогических конфликтов
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы,
в которые включаются другие ученики.
Слайд 34
Объективные причины педагогических конфликтов
Слайд 351. Недостатки в управлении образовательным процессом
отсутствие перспективы роста для учителя,
низкий оклад,
слишком большая нагрузка,
большое количество детей в классе,
недоработанные программы,
нехватка времени для индивидуальной работы,
недостаточное оборудование,
Слайд 361. Недостатки в управлении образовательным процессом
недостаточное финансирование школы,
проявление сегрегации в
школе,
слабые школьные программы,
низкие стандарты образования,
трудность в найме высококвалифицированных учителей,
недостаток альтернативных программ, альтернативных школ, классов;
лишние часы из-за отсутствия преподавателей,
слишком короткие перерывы и т.д.,
Слайд 372. Несоответствие прав и обязанностей участников взаимодействия или их нечёткое распределение
ответственность за успехи учеников, ответственность за воспитание и т.д.
Слайд 38
Субъективные причины конфликтов
Слайд 391. Социально-демографические
возраст,
пол,
социальное происхождение,
национальность участников педагогического процесса
Слайд 402. Факторы искажения информации участниками ситуации
“иллюзия собственного благородства” - участник
конфликта полагает, что является жертвой нападок злобного противника;
- “поиск соломинки в глазу у другого” - каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, зато с негодованием реагирует на его действия;
Слайд 412. Факторы искажения информации участниками ситуации
“двойная этика” - собственные действия восприни-маются
каждым из участников как допустимые и законные, а такие же действия оппонента как нечестные и непозволительные;
позиция “всё ясно” - упрощение ситуации в свою пользу;
недостаточно хорошее знание человека;
неправильное понимание его намерений;
неверное представление о том, что он на самом деле думает;
ошибочная интерпретация мотивов совершённых поступков и др.
Слайд 42Другие причины
ситуативные причины (утомление и т.п.)
характерологические (устойчивые качества личности, предрасполагающие
к трудностям общения).
Слайд 43
Для анализа конфликта, как явления действительности используем системный подход, при
котором конфликт рассматривается как одно из возможных состояний отношений между объектами социальной системы.
Слайд 44
Отношения между объектами социальной системы:
Ролевые отношения
Личностные отношения
Отношения коллективной деятельности.
Слайд 45педагогический конфликт
взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.
Слайд 46самим содержанием и характером педагогической деятельности.
специфика конфликтов между учителями связана
с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский.
Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены следующими факторами:
Слайд 47Причины конфликтов между учителями (по А.Я. Анцупову)
Недостаточная учебная нагрузка
Излишняя учебная
нагрузка
Неудобное расписание уроков
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников
Слайд 48
Личные
Распределение путевок в дома отдыха, санатории
Преподавание предметов, не являющихся специальностью
Слайд 49Выявлены следующие мнения педагогов о том, кто чаще является их оппонентом
в конфликте:
администрация — учитель — 35,5%;
администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
конфликт между учителями-предметниками — 15%;
молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
учитель — ученик — 24,8%;
учитель — родитель — 14,3% .
Слайд 50Ответы учителей на вопрос «Что главное в вашей работе?»
материальное обеспечение
— 54%;
свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%;
уважение окружающих — 31,5%;
большой отпуск — 19,5%;
хорошие отношения с администрацией, коллегами,учениками, родителями — 65,3%;
•возможность саморазвития, самореализации — 22,5%.
Слайд 51
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
объективных,
организационно-управленческих
социально-психологических
личностных.