Слайд 1 Ткачева Л.В.
Социальный педагог
ГБОУ НАО «СШ № 3»
Компьютерная
зависимость у
Слайд 2Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек,
а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер
Сидни Дж. Харрис
Слайд 4Компьютерная зависимость – это ощущаемая человеком навязчивая потребность, не контролируемая человеком,
в определенной деятельности (в случае с компьютерной зависимостью – работа за компьютером).
Слайд 5Формы компьютерной зависимости
Сетеоголизм – форма зависимости от интернета, социальных сетей, интернетсерфинга.
Кибераддикция – форма
зависимости от игр на компьютере.
Слайд 6Признаки компьютерной зависимости у детей:
Слайд 7признаки компьютерной зависимости
ребенок выходит за отведенное ему время по
использованию компьютера, а его выключение приводит только к скандалу;
ребенок игнорирует все дела по дому, включая свои обязанности;
праздникам, общению с близкими и друзьями предпочитает интернет;
ребенок сидит в сети даже во время обеда и в ванной;
если у ребенка забирают ноутбук, он выходит в сеть через телефон;
Слайд 8признаки компьютерной зависимости
ребенок постоянно заводит в сети новые знакомства;
из-за времени,
которое ребенок тратит на компьютер, начинает страдать учеба;
оставшись без доступа к интернету, ребенок становится раздражительным и агрессивным;
ребенок не знает, чем себя занять без доступа к компьютеру;
ребенок не дает контролировать, чем именно он занимается в интернете.
Слайд 9Чем же так вредна
компьютерная зависимость?
снижается внимание: объем, устойчивость, распределяемость;
резко
снижается работоспособность;
наблюдаются нарушения социального развития ребенка;
ухудшается здоровье ребенка;
повышается риск суицидального и агрессивного поведения.
Слайд 10Как и в каком возрасте возникает компьютерная зависимость у ребенка?
Слайд 11Возраст от года до трех лет
Ведущая деятельностью - предметно-манипуляторная деятельность по
усвоению социальных способов взаимодействия с окружающими предметами.
А также эмоциональное общение с родителями.
Слайд 13Результат
Ребенок отучается применять собственные усилия.
Замедляется процесс его развития –
он медленнее обучается действиям с предметами, которые в данном возрасте служат основой для развития его интеллекта.
Слайд 14период от 3 до 7 лет
Ведущая деятельностью - игровая
(режиссерская и ролевая игра).
Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, обучается выполнять правила игры, тем самым развивая свой волевой контроль за собственным поведением, учится нормам социального поведения.
Слайд 15Результат
Ребенок учится понимать правила компьютерной игры, но не правила ролевой
игры со сверстниками, которые моделируют социальные, приемлемые модели поведения.
Слайд 16подростковый возраст
Ведущая деятельностью - общение со сверстниками
возникают проблемы с
установлением дружеских
контактов со сверстниками
Слайд 17 Таким образом, компьютер, из инструмента, призванного помогать добывать знания,
превращается в костыль, замещающий и прекращающий развитие собственных способностей человека, ребенка.
Слайд 18 Компьютерная зависимость – это поведение, хоть и
отклоняющееся.
Как любое поведение обуславливается двумя причинами:
желанием что-то получить, достичь;
желанием чего-то избежать.
Слайд 19Правила оперантного научения теория Б.Ф. Скиннер:
Требования к поведению ребёнка должны соответствовать его
возможностям.
Прежде чем что-то добиваться от ребёнка, сами чётко определите, что вы хотите достичь.
Когда цель поставлена, разбейте путь её достижения на небольшие подцели и отмечайте для себя, когда они будут достигаться.
При появлении признаков продвижения к цели, поощряйте самый маленький из них.
Слайд 20В качестве поощрения используйте действительно важные для ребёнка мотивы и факторы.
Закрепите условный рефлекс на поощрение.
Если возникает нежелательное поведение, оно гасится, либо новой положительной задачей, либо кратковременным лишением внимания и общения.
В новых условиях даже закреплённые формы поведения могут деградировать, необходимо время на адаптацию. Поэтому постепенно усложняйте требования к поведению ребенка.
Слайд 21Что такое оперантное научение?
(метод Скиннера)
Оператное научение включает в себя систему поощрений
и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.
Слайд 22Компоненты оперантного научения
подкрепление
наказание
Позитивное подкрепление
Негативное подкрепление
Позитивное наказание
Негативное наказание
Слайд 23Правила и режимы подкрепления поведения
Режим постоянного подкрепления – подкрепление дается каждый
раз, как человек совершает необходимое действие;
Режим вариативного подкрепления – подкрепление дается не каждый раз, а хаотично, с постепенным увеличением повторов правильного поведения человеком;
Режим «Джекпот» - после того как вырабатываемое поведение закрепилось и в вариативном режиме подкрепления, человеку дается «супер» вознаграждение – джекпот.
Поведение поддерживается периодическим подкреплением для того, чтобы оно не угасло.
Слайд 24возможные методы профилактики
Работа с компьютером по
графику:
в возрасте до 6 лет нерекомендованно ребенку работать за компьютером.
в возрасте от 6 до 7 лет – 30 минут в день.
в возрасте от 7 до 12 лет – 45-60 минут в день.
в возрасте от 12 до 16 лет – 2 часа в день.
Слайд 25Профилактика зависимости от компьютерных игр
Важен личный пример родителей
У ребенка должно быть
увлечение, хобби, не связанное с компьютером
Поддерживайте общение ребенка со сверстниками
Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты
Используйте компьютер как награду
Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок
Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение для контроля
Слайд 26Кто больше зависим от игр на компьютере?
Дети тех родителей, которые чаще
всего не бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст – это 12-15 лет.
Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше
Слайд 27шансы стать зависимым
уменьшаются, если:
в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта
и доверия;
у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели
Слайд 28Что делать, если компьютерная зависимость у ребенка уже сформировалась?
Заменить зависимое поведение другим видом деятельности:
в возрасте до 3 лет – совместная деятельность с родителями;
в возрасте от 3 до 7 лет – игровая деятельность со сверстниками;
в подростковом возрасте – общение со сверстниками.
Слайд 29Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости
- потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Слайд 30Рекомендации подросткам
Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это
освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней.
Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
Слайд 31Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию принадлежности к группе,
не развивая действительных навыков общения.
Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
Научитесь контролировать собственное время за компьютером.