Слайд 1Использование диагностических методик учителем-дефектологом при обследовании
Учитель – дефектолог:
Андрякова
Екатерина Андреевна
СОШ №2
Белоярский 2019 г.
Слайд 2Дефектологическое обследование проводится :
Слайд 3
Методы и приемы
наблюдение
опрос - беседа
анализ продуктов деятельности
тестирование
Слайд 4Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной
коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):
комплексности,
целостности,
всесторонности,
системности,
динамичности.
Слайд 5Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик:
Диагностический комплект исследования особенностей
развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998;
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002;
Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998;
Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006г.
Слайд 6
Беседа
Снятие эмоционального напряжения, волнения, страха перед исследователем
Установление атмосферы доверия и взаимопонимания
Исследование
экспрессивной диалогической речи
Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире
Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.
Слайд 7
Подбор простых аналогий
Оцениваются следующие показатели:
уровень понимания инструкции, принятие задания;
осмысленность собственной деятельности,
критичность, самоконтроль;
способность выделять существенные признаки;
способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
умение рассуждать;
уровень принятия помощи.
Слайд 8Выделение двух существенных признаков
Оцениваются следующие показатели:
уровень понимания инструкции, принятие задания;
осмысленность собственной
деятельности, критичность, самоконтроль;
способность выделять существенные признаки;
способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
умение рассуждать;
уровень принятия помощи.
Слайд 9 Разрезные картинки
в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой
Оцениваются следующие показатели:
уровень
развития наглядных форм мышления;
конструктивная деятельность;
целостность восприятия;
пространственная ориентировка;
развитие пространственного анализа и синтеза;
обучаемость, принятие помощи.
Слайд 10
Последовательные
картинки
Оцениваются следующие показатели:
развитие аналитико-синтетической деятельность;
умение выделять существенные признаки в линии
сюжета и опираться на них при установлении последовательности;
умение устанавливать причинно-следственные зависимости;
умение логически связывать части в единый целый сюжет.
Слайд 11Исключение понятий (пятый лишний)
в авторской модификации (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова,
Л.Ф. Чупров)
Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия.
Слайд 12Понимание сложных картин со скрытым смыслом
Оцениваются следующие показатели:
сформированность логического действия классификация;
сформированность
логического действия обобщение;
способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.
Слайд 13Понимание скрытого смысла текста
Оцениваются следующие показатели.
обобщенность мышления;
гибкость мышления;
возможность понимать и объяснять
народную мудрость, скрытую в пословице;
развитие речи;
умение обосновывать свою точку зрения.
Слайд 14
Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок
Оцениваются следующие показатели:
обобщенность мышления;
гибкость мышления;
возможность понимать
и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице;
развитие речи;
умение обосновывать свою точку зрения.
Слайд 15Память
Методика исследования слухоречевой памяти «Запоминания 10 слов» по А.Р.Лурия
Методика исследования зрительной
памяти М.М.Семаго
Слайд 16Внимание
Методика Пьерона - Рузера для исследования устойчивости внимания и возможности его
переключения
Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов)
Слайд 17Восприятия
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов
«Зашумленные» изображения
Набор предметных картинок,
разрезанных на 4-8 частей
Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»
Слайд 18
Обследование знаний учащихся по математике
(первая половина учебного года: 1 класс)
Оцениваются
следующие показатели:
Уровень математических знаний и представлений первоклассника к середине учебного года.
Умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10.
Умение прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 10.
Умение считать в пределах 5 - 10 устно или при помощи пальцев.
Знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)
Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10.
Умение находить значение числового выражения в 1действие.
Умение решать задачи в 1 действие.
Слайд 19Обследование знаний учащихся по русскому языку
(первая половина учебного года, 1 класс)
Оцениваются
следующие показатели:
Знание ребенком письменных букв как строчных, так и заглавных;
Умение делить слова на слоги,
Умение переносить слова по слогам,
Умение выделять ударный слог.
Слайд 20Диагностический материал по математике, русскому языку и чтению
Слайд 21Учитель – дефектолог заполняет:
Протокол дефектологического обследования;
Заключение учителя дефектолога для ППК,
ПМПК
Слайд 22Уровни познавательной деятельности
высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем познавательной активности,
самостоятельной поисковой деятельностью, готовностью получать новые знания и умения;
достаточный уровень познавательной деятельности характеризуется способностью ребёнка проявлять познавательную активность достаточную для овладения образовательной программой;
низкий уровень познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых заданиях;
выраженные нарушения познавательной деятельности характеризуется стабильно низкой познавательной активностью вне зависимости от социальной ситуации развития.
Слайд 23Обученность
Обученность школьников определяется в соответствии с уровнем образования, программой обучения и
характеризуется следующими уровнями:
программа в целом усвоена;
программа усвоена не полностью (при положительных отметках не все разделы программы усвоены);
программа усвоена частично (не усвоена программа по 1-2 предметам);
программа не усвоена
Слайд 24Обучаемость
Условно выделяют следующие уровни обучаемости:
достаточный уровень обучаемости (ребёнок способен выполнить
задание самостоятельно или при небольшой организующей/стимулирующей помощи);
уровень обучаемости снижен (ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент);
низкий уровень обучаемости (ребенок нуждается в прямой помощи, не способен выполнить задание самостоятельно после многократных показов).