Презентация, доклад на тему Игра – как средство формирования экологической культуры младших школьников. Выступление на семинаре воспитателей ГПД

Содержание

Слайд 1Игра – как средство формирования
экологической культуры
младших школьников.
Воспитатель ГПД Кузнецова

М.А.
МБОУ « Красногорская СОШ»
2017г.
Игра – как средство формирования экологической культуры младших школьников.Воспитатель ГПД Кузнецова М.А.МБОУ « Красногорская СОШ» 2017г.

Слайд 2


Если человек на кусочке своей земли сделал бы всё,
Что он может ,как прекрасна была бы земля наша. А.П.Чехов


Как известно, 2017 год объявлен годом экологии в России. Наряду с мероприятиями, разработанными российским правительством в общероссийских масштабах, в школах экологическое воспитание становится особенно актуальным, т.к. именно при таком воспитании у человека формируется сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств.


Слайд 4 В условия федерального государственного общеобразовательного стандарта на первый

план в образовании выходят такие понятия как деятельностный и компетентностный подходы, и это не случайно, т.к. деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, как личность, выступает как активное творческое начало.
В условия федерального государственного общеобразовательного стандарта на первый план в образовании выходят такие понятия

Слайд 5На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека

и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся всё более значимыми и востребованными.

На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной

Слайд 6 Начальная школа – одно из первых звеньев, где

закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению

Слайд 7 Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения

к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.

Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на

Слайд 8 Эта цель достигается по мере решения в единстве

следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного.

Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих  задач:   образовательных

Слайд 9
Экологическое воспитание - это

средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.

Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников

Слайд 10Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников.

Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять младших школьников в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание младших школьников, творческое развитие каждого ребенка.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников. Как направить каждого ребенка на полезную

Слайд 11 Игровая деятельность младших школьников включает в себя много

других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому

Слайд 12 Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо

знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной

Слайд 13 Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности,

т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к

Слайд 14 Но как это сделать? Игра – наиболее естественный

и радостный вид деятельности, формирующий характер учеников, подбираются из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают урокам и внеклассным мероприятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Но как это сделать? Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер

Слайд 15Направление внеклассной работы
В своей работе применяю такие виды

направлений по экологическому воспитанию.
1.Иследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
2. Познавательно-развлекательное направление ( праздники, утренники, экологические игры, сюжетно-ролевые игры).
3.Практическое направление (уход за комнатными растениями в классе, поделка кормушек и скворечников, подкормка птиц).

Направление внеклассной работы   В своей работе применяю такие виды направлений по экологическому воспитанию.

Слайд 17 Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся

мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.
При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.
Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.

Слайд 18 Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и

не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и

Слайд 19 Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии

взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной

Слайд 20 Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов

растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так

Слайд 22 В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль

играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники,

Слайд 23 Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с

окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в

Слайд 24 Большое значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на

прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Итак, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, помогают, используемые в играх, естественные природные объекты, их изображения.

Большое значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает

Слайд 25 В экологических играх мы часто используем натуральные предметы природы

(овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В экологических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие

Слайд 26 Любить природу может лишь тот, кто ее знает и

понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы

Слайд 27 Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе,

необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть