Слайд 1«Гиперактивный ребёнок в школе»
Слайд 2Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Гипер…» – (от греч. над,
сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».
в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозгова.я дисфункция)
Слайд 3повышенная импульсивность и невнимательность;
такие дети быстро отвлекаются;
их равно легко
и обрадовать, и расстроить;
часто для них характерно агрессивное поведение и негативизм.
симптомы
Слайд 4Признаки гиперактивности:
1. Импульсивный ребёнок
2. Всегда быстро находит ответ, когда его о
чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
3. У него часто меняется настроение.
4. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
5. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
6. Обидчив, но не злопамятен.
7. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
8. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
9. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
10. Нередко отвлекается на занятиях.
Слайд 511. Когда кто-нибудь из ребят на него кричит, он кричит в
ответ.
12. Обычно уверен, что справится с любим заданием.
13. Может нагрубить учителю, родителям.
14. Временами кажется, что он переполнен энергией.
15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
16. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
17. В играх не подчиняется общим правилам.
18. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
19. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
20. Любит организовывать, предводительствовать.
21. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Слайд 6Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка
Слайд 7КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
дефицит внимания
двигательная расторможенность
импульсивность
Слайд 8Дефицит внимания у ребёнка:
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает,
когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив.
Слайд 9Двигательная расторможенность:
Не может усидеть на месте (постоянно ерзает). Проявляет признаки беспокойства
(барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. Очень говорлив.
Слайд 10Импульсивность:
Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться очереди, часто вмешивается,
прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – возбуждён, на одних уроках он успешен, на других – испытывает трудности).
Слайд 11Как мы, учителя, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации
гиперактивного ребенка?
Слайд 12Психологические приёмы и упражнения:
1. Работать с ребёнком в начале дня, а
не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
6. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
7. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
8. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
9. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
10. Поощрять ребёнка сразу же (словами, поглаживаниями, мимикой, положительными эмоциями), не откладывая на будущее.
11. Оставаться взрослому очень спокойным! Этот пункт самый важный, потому что ребёнку передаётся эмоциональное состояние взрослого. Если взрослый возбуждён, взволнован, агрессивен, то это ещё больше возбуждает ребёнка.
Слайд 13
Надо помнить, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за
несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не стоит, а научить его жить в мире и сотрудничать с окружающими его людьми - вполне посильная задача.
Слайд 14«Как играть с гиперактивными детьми?»
Слайд 15При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности детей,
как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.
Слайд 16Игра «Клубочек»
Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.
Игра «Что нового»
Цель:
развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение.
Игра «Черепаха»
Цель: научиться контролировать свои движения.
Слайд 17Необходимо помнить, что:
гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики;
гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может;
дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.