Презентация, доклад на тему Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС.

Содержание

«Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС».Учитель - логопед Супрун Ольга Владимировна ГОБОУ ЦППРК 2016 год

Слайд 1Здравствуйте !

Здравствуйте !

Слайд 2 «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения

ФГОС».

Учитель - логопед Супрун Ольга Владимировна ГОБОУ ЦППРК

2016 год

«Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС».Учитель - логопед Супрун Ольга

Слайд 3«Формирование универсальных

учебных действий на
логопедических занятиях в
условиях введения ФГОС».

«Формирование    универсальных       учебных действий на логопедических занятиях в

Слайд 4Учащиеся с ОНР имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В.

Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД [2].

Учащиеся с ОНР имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД

Слайд 5СЛЕДСТВИЯМИ ДАННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными

навыками учебной деятельности.
2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
СЛЕДСТВИЯМИ ДАННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ:1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. 2) Трудности формирования

Слайд 6В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических

предпосылок к обучению Приложение 1, А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.
Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД
В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению Приложение 1, А

Слайд 7Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями

письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкциюДети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов

Слайд 8«Объясните домовёнку Кузе» .Ученикам даётся какое-то задание. Чтобы проверить, как оно

понято детьми, прошу кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.
2. «Письмо с пропусками» Задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
3. «Будь внимательным!» Прошу детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:
1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.
Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.
2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила. Внимание! Цапля старательно циркулем водила. Получился очень чистенький чертеж.
«Объясните домовёнку Кузе» .Ученикам даётся какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, прошу кого-нибудь из испытывающих

Слайд 9Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать

по плану
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.
Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плануВажнейший шаг к переводу внешних

Слайд 101. «Расскажи о звуке по плану-схеме»

звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.
1. «Расскажи о звуке по плану-схеме»

Слайд 11.

2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к

заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
.2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами

Слайд 123. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4

человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:
– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.
Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.
Пример алгоритма, составленного учениками:
Как разобрать слово по составу
Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить.
Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.
Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.
Посмотреть на оставшиеся части слова:
Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.
Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить
3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах).

Слайд 133. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4

человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:
– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.
Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.
Пример алгоритма, составленного учениками:
3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах).

Слайд 143.3Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики с нарушениями письменной речи часто

не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.
Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.
3.3Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтрольУченики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль

Слайд 15Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не

связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова <

4. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.
Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)
Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Этапы самопроверки:I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.II этап

Слайд 16Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).
Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь

на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.
Проверка предложений (III этап самопроверки).
Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.
В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).
Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.
И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам
Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это

Слайд 17Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы

являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельностиВажными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться

Слайд 18Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.


Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.
Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.
1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.
Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха. Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои

Слайд 192. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она

составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся,

Слайд 20«Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу

из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке <

>. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

«Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы

Слайд 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления

формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и

Слайд 22Список литературы
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение, 2011

Список литературы Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть