Слайд 1Воспитание патриотизма с помощью формирования ценностных ориентаций обучающихся во внеурочное время.
Подготовил:
педагог-психолог Стряпчих Е.С.
Слайд 2
В первой четверти среди воспитанников и кадет 5-11 классов проводилось исследование
ценностных ориентаций, гражданской культуры личности, мотивов обучения в кадетском корпусе.
В ходе исследования была выявлена специфика патриотического чувства кадет корпуса. На вопрос: «Что Вы понимаете под словом "патриотизм"?» - 65 % респондентов заявили, что патриотизм это – гордость за страну и сохранение верности Родине.
Слайд 3По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к
тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Слайд 4 Среди положительных качеств, которые, по мнению участников опроса, уже
сформировались у большинства членов их коллектива именно благодаря кадетскому корпусу, были названы следующие: готовность поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, готовность проявлять ответственность, а также способность проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами коллектива.
Слайд 5 Основной причиной, которая, по мнению опрошенных, в наибольшей степени
отрицательно влияет на формирование нравственно-патриотических качеств – это равнодушие по отношению к ценностям патриотического воспитания.
Некоторые участники опроса заявляют об ухудшении отношения к военно-патриотическому воспитанию после поступления в корпус.
Ценности
Любовь к своей земле, народу, языку
Гордость за отечественную историю, народных героев
Уважение национальной культуры, её традиций и обычаев
Признание независимости и суверенитета своего государства
Слайд 6 Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных ориентиров.
Необходимо использовать богатейший психологический потенциал для становления нравственной личности, прививать кадетам духовные ценности русского народа, которые станут моделью их дальнейшего поведения и отношения к обществу, к Родине, к ее защите, к людям.
Слайд 7Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся
мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе.
Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором социализации.
Слайд 8В современном мире существуют проблемы,
влияющие на «усвоение» ценностей:
Слайд 9Задачами в деятельности педагогов и воспитателей по формированию ценностей являются:
Формирование ценностных
ориентаций, избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям положительно отразится на развитии личности в целом, самосознании и самоопределении учащихся.
Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении
Создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания ценностей учащихся
Слайд 10Среди учащихся 7-11 классов было проведено анкетирование:
«В каком порядке для
вас важны следующие ценности?»
Слайд 11«В каком порядке для вас важны следующие ценности?»
Слайд 12 В наши дни решение задач патриотического воспитания должно основываться
на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов.
Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является проектирование, основу которого составляет самостоятельная исследовательская деятельность.
Слайд 13 Свою гражданскую позицию участники могут определить при подготовке к
мероприятию и в ходе диалога, а публичные выступления и обсуждения инициируют возникновение тех или иных ценностных ориентаций как у выступающих, так и у зрителей.
В контексте патриотического воспитания дебаты могут вестись как на исторические темы (например, моделировать ситуацию принятия или непринятия решения об отступлении от Москвы в ставке М.И. Кутузова во времена Отечественной войны), так и затрагивать актуальные вопросы современности (например, отношение молодых людей к воинской обязанности, стремление достичь благополучия и самореализации в другой стране и т.д.).
Слайд 14 Участие в дебатах предусматривает большую подготовительную работу школьников: необходимо
свободное владение сведениями в рамках заявленной темы.
Обсуждение и выступления побуждают и участника, и зрителя к переосмыслению сложившихся представлений о себе и о других. Кроме того, в ходе программы участники получают информацию о том, как воспринимаются другими они сами, их поступки.
Слайд 15Одна из инновационных форм патриотического воспитания учащихся сегодня обусловлена бурным развитием
информационных технологий и средств коммуникации. Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера и прочие технические устройства становятся привычной частью жизни.
Существуют различные возможности создания воспитанниками и кадетами индивидуального или общего продукта с помощью этих средств. Таким общим продуктом может стать видеофильм документального или художественного характера или видеоролик социальной рекламы, который будет транслироваться на все образовательное учреждение, а может и выйдет за его рамки. Создание видеофильма может стать «красной нитью» в поисковом или добровольческом проекте.
Обсуждение и создание ценностного контекста, стиля видеофильма и, конечно, совместный просмотр будет инициировать переживание школьниками патриотических чувств. Видеофильм или фрагмент может также стать элементом проведения дискуссии.
Слайд 16 В ходе исследований была выявлена следующая закономерность: участие кадет
в собраниях кадетского совета повышает мотивацию пребывания в кадетском корпусе, а также положительно сказывается, на вовлеченности старших кадет в воспитание младших товарищей.
По мнению большинства воспитанников и кадет корпуса более частые собрания кадетского совета могут оказать существенное влияние на развитие таких качеств, как ответственность, дисциплинированность и самостоятельность.