ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ
логопедических занятий в условиях общеобразовательной
школы
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина
Евтушенко Елена Анатольевна
Курск
2016 г.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ логопедических занятий в условиях общеобразовательной школы, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 46 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ
логопедических занятий в условиях общеобразовательной
школы
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина
Евтушенко Елена Анатольевна
Курск
2016 г.
Формирование регулятивных УУД
положительно отражается на качестве освоения предметного содержания
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
этапов учебной деятельности
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Самооценка (рефлексия);
Коррекция;
Волевая саморегуляция.
Целеполагание
постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Планирование
составление плана и последовательности действий
(определение последователь-ности промежуточных целей с учётом конечного результата)
Самооценка
сличение
с заданным эталоном
а)способа действия;
б) результата действия
Коррекция
(в случае расхождения с эталоном)
внесение необходимых дополнений и корректив в
план;
способ действия.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают
способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,
учитывая все её компоненты:
ЦЕЛЬ
МОТИВ
ПРОГНОЗ
СРЕДСТВА
КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА
Предметное содержание
Учебный процесс
Внеурочная
Проекты и жизненные задачи
деятельность
Регулятивные
универсальные учебные действия
Технология оценивания
Проблемно-диалогическая технология
Математика, Информатика,
Русский язык
Технологии
Порядок действий
Алгоритмы
Порядок операций
Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально
Реализация оригинальных замыслов:
от идеи через планы и эскизы к результату
Окружающий мир
Проведение экспериментов
Оценивание результата
Постановка учебной задачи
Составление плана учебных действий
Особенности состояния регулятивной деятельности у обучающихся с нарушениями речи
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.
2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы
4. Недостаточное развитие связной речи
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы
Виды
регулятивных УУД
Задания
Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»
«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»
«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»,
поиск лишнего слова,
выделение двусложных и трехслож
ных слов,
объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначе
ние гласных звуков и сравнение
своих результатов
Целеполагания
Планирования
Осуществления
учебных
действий
Виды регулятивных УУД
«Как думаешь, какой результат мо
жет получиться?», «Как думаешь,
достаточно знать… для выполнения
задания?», «Какие трудности могут
возникнуть и почему?»
Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в
образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..»,
«Поменяйтесь тетрадями, проверьте
работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»
«Установи правильный порядок
предложений в тексте»
Прогнозирования
Контроля и
самоконтроля
«Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оце
нил выполнение своего задания
герой?..»,«По каким критериям герои
оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить
себя (или одноклассников) за то…»,
«Ты сможешь прочитать зашифро
ванное слово (дойти до вершины
горы), выполнив ряд заданий»),
тренинговые упражнения психологичес
кого характера (например, установка
«Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика.
Оценки
Саморегуляции
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
1. «Объясните домовёнку Кузе» 2. «Письмо с пропусками»
3. «Будь внимательным!»
В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть,
а буквы З – вычеркнуть.
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
Упражнение
«Скорая помощь»
Направлено на организацию правильного письма
и слаженной работы мозга.
Инструкция: «Проговаривай вслух букву из верхнего ряда, а букву из нижнего показывай движением руки: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх [3]. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой:
А Б В Г Д Е Ж З И
Л П П В Л В Л П В
В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть.
После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.
Задание № 1
Возраст обучающихся 7–11 лет.
Форма работы – групповая.
Тема: Дифференциация ж-ш
Задание: Внимательно прочитай текст. Найди ошибки. Напиши слова, в которых допущены ошибки, правильно. Напиши текст правильно.
Солнечная ванна гадюки.
Гадюка каждое утро выползает на сухой пенек. Она с трудом ползет. У нее на холоде остыла кровь. На солныжке она ошивает и ползет шуржа, за мышами и лягужками. [3].
Задание № 2
Возраст обучающихся 7-11 лет.
Форма работы – групповая.
Тема: Работа со словом
Найдите в словах и подчеркните слово «ум».
Умелец, умножение, мундир, умереть, суматоха, мушкетер, медуза, сума, пума, мулл, клумба, румяна, мухомор, макушка, перламутр, сумерки, мудрость, тумбочка, безумный, кум, кумач, замужем, мужчина, мулине, музей, недоумевать, парфюмерия, полумесяц, музыка, президиум, задуматься, мусор, сумма,
Слово в слове
Выделите слова, которые «спрятались» в слове. (Обратите внимание, что в одном слове могут «спрятаться» по два и даже три слова.)
Дудочка, дубок, гитара, градусник, голова, китель, поднос, товарищи, тумбочка, шесть, ярмарка, ябеда, якорь, яблоко.
Звери спрятались
Найдите животных, которые «спрятались».
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жаренный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли!», – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, – почему-то сказал охранник. И добавил: – Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько.
Упражнения
для развития умения понимать и принимать словесную и письменную инструкцию
1. «Арабское письмо»
( запись слов и предложений справа налево).
2. «Древнерусское письмо»
(пропуск гласных-согласных).
3. « Волшебный диктант»
(обозначение дифференцируемых звуков символами).
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые идти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.
Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже засыпал, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро мне удалось подъехать на машине.
Правильные ответы
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
1. «Расскажи о звуке по плану-схеме»
2.«Определи порядок действий».
УМЕНИЕ
РАБОТАТЬ
С СИМВОЛАМИ
1.Система
условных
обозначений
Выполнил задание правильно
Были допущены ошибки
Не справился с заданием
Система заданий («шагов»)
в упражнении
читаем и выполняем поэтапно
1-2 упражнения под руководством учителя, совместно
постепенно – самостоятельно
только анализ и объяснение КАК? (без выполнения)
обязательная совместная проверка
упражнения на проверку логики выполнения заданий в упражнении
Упражнения,
развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
1. «Возвращение к началу».
Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)
Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).
Проверка предложений (III этап самопроверки).
Памятка
Проверь свою работу
(I проверка)
Не пропустил ли ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Памятка
Проверь свою работу
(II проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Не словарное ли слово?
Есть ли в слове орфограммы? Какие?
Обозначь опасные места
Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Памятка
Проверь свою работу
(III проверка)
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
Не пропустил ли ты слово?
Не написал ли лишнее слово?
Как написаны предлоги и союзы?
Правильно ли слова связаны друг с другом?
РУССКИЙ ЯЗЫК – ОСНОВА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
письмо – моделирование скорости письма (осмысленное обучение)
чтение – определяет успешность ребенка на других предметах
1 КЛАСС
Учитель -логопед постепенно в совместной работе с детьми вводит все виды действий регулятивного характера
на доске появляются значки, обозначающие эти действия
введение всех действий в зависимости от индивидуальных возможностей детей
постоянная рефлексия после выполнения каждого упражнения, задания
(значки, которые будут являться опорой, мотивировать речь ученика)
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
. «Линейка достижений».
. «Карта самонаблюдений»
. «Лесенка успеха».
Средство развития самооценки – дневник школьника (Личный еженедельник первоклассника)
Голосование:
Если специально формировать регулятивные УУД у детей с нарушениями речи, то большее число из них будет лучше решать предметные задачи.
1) Да, согласны.
2) Нет, не согласны.
3) Не знаю. Не могу выбрать.
Литература:
Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс):
Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/
Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у
учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.
– М.: АРКТИ, 1999.
Как проектировать УУД в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред.
А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая
диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное
пособие. / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М: МПСИ, 2001. - С.7-20.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть