Презентация, доклад на тему Формирование адекватной самооценки у подростков

Содержание

Взгляды отечественных учёных на формирование адекватной самооценки у подростковВ психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И.

Слайд 1Формирование адекватной самооценки у подростков

Формирование адекватной самооценки у подростков

Слайд 2Взгляды отечественных учёных на формирование адекватной самооценки у подростков

В психологических исследованиях,

как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной - У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Взгляды отечественных учёных на формирование адекватной самооценки у подростковВ психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема

Слайд 3На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве,

— отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.
По данным исследований, стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны. В целом представление подростка о себе самом можно представить как структуру с несколькими компонентами: компетентность в учебе, социальные роли и их проявление, физические навыки (сила, выносливость, работоспособность), физические данные (рост, конституция, внешняя привлекательность, одежда), поведение. В подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет.

На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников,

Слайд 4И.С.Кон так описывал развитие самосознания и образа "Я": "Ребёнок рос, менялся,

набирал силу до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?" "
И.С.Кон так описывал развитие самосознания и образа

Слайд 5С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через

ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения

Слайд 6Взгляды зарубежных учёных на формирование адекватной самооценки у подростков
Зарубежными психологами Г.

Салливеном, Э. Фроммом, У. Джемсом, Э. Эриксоном и К. Хорни самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида по отношению к себе и требований к внешним условиям, как функция целостной личности и связывается с аффективно - потребностной сферой индивида.
Взгляды зарубежных учёных на формирование адекватной самооценки у подростковЗарубежными психологами Г. Салливеном, Э. Фроммом, У. Джемсом, Э.

Слайд 7По мнению зарубежных учёных, главные психологические изменения переходного возраста связаны с

открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Формирование Я -образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. Важным моментом при этом является становление самооценки.

По мнению зарубежных учёных, главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства

Слайд 8Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.

Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки

Слайд 9   По мнению зарубежных учёных, самооценка — компонент самосознания, включающий наравне

со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. 

   По мнению зарубежных учёных, самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком

Слайд 10На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка»,

определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в

Слайд 11Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
В подростковом возрасте самооценка появляется как

элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающий мир. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка.
Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления. Под сопротивлением будем понимать нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то, что она может быть разумной и адекватной, и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие. В каждом характере подростка имеются «точки наибольшего сопротивления» – такие особенности, которые приводят его к еще большей некомфортности, создают дезадаптацию в определенных ситуациях. В таких ситуациях подросток ведет себя неразумно, глупо выглядит в сравнении с другими. В то же время в других случаях ему комфортно, спокойно, нелепости в поведении отсутствуют.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрастеВ подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше

Слайд 12Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в

самоуважении остается нереализованной, то развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. 
Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, то развивается резкое

Слайд 13Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например,

адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности.
Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и, наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у

Слайд 14Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в

видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем переходит в низкую самооценку.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на

Слайд 15Таким образом, задача взрослого - своевременно увидеть трудности роста подростка, как

личности и помочь ему. Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним. Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Это всё будет способствовать становлению у подростков такого явления, как адекватная самооценка.
Таким образом, задача взрослого - своевременно увидеть трудности роста подростка, как личности и помочь ему. Взрослый друг

Слайд 16Методики, позволяющие определить уровень самооценки подростка
1) «Выявление уровня самооценки (по П.А.Флоренскому)


2) «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси)
3) Экспресс диагностика уровня самооценки личности
4) Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
5) Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина и др.

Методики, позволяющие определить уровень самооценки подростка1) «Выявление уровня самооценки (по П.А.Флоренскому) 2) «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»

Слайд 17Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки подростков


Упражнение "Мне нравится в тебе…"
Упражнение направлено на то, чтобы каждый участник почувствовал свою значимость в коллективе. Задание: Участники усаживаются в круг. Затем, поочерёдно каждый участник называет ту часть тела своего соседа справа, которая ему более симпатична (Мне нравится в тебе твой носик). После того как круг завершен, участники должны поцеловать своего соседа в названную ими часть тела. Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки подростков      Упражнение

Слайд 18 Упражнение "Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки

ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Правило: Предварительно тренер должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Тренер проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Упражнение «Ассоциации»
Один из подростков загадывает любого человека из группы. Остальные задают ему вопросы: «С каким цветком ассоциируется?», «Какое время года напоминает?» и т.д. Он отвечает на эти все вопросы, стараясь как можно реже смотреть на загаданного им человека. Группа, в свою очередь, должна этого человека отгадать. В итоге обсуждается, по какому критерию выбирали человека, какие трудности возникли и почему.


Упражнение

Слайд 19Игра «Я это ты, ты это я» 
Подростки делятся

на пары и рассказывают друг другу обо всём, что считают необходимым за определённый промежуток времени. Партнёры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах они должны представить друг друга, взаимно обменявшись ролями. Обсуждение игры с психологом: 1) Что легче сделать, рассказать о себе или о других? 2) Как вы себя чувствовали, когда представляли партнёра? 3) Как вы себя чувствовали, когда вас представлял партнёр? 4) В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких уверенность?
Игра «Сказка» 
Подросткам нужно написать вместе сказку на тему «Полёт белой птицы». Необходимо представить себя в роли белой птицы и описать свои эмоции и переживания по очереди. Первый ребёнок пишет о себе строчку и сгибает листок, затем следующий делает тоже самое и т.д. В конце все вместе зачитывают получившуюся сказку.

Игра «Я это ты, ты это я»    Подростки делятся на пары и рассказывают друг другу

Слайд 20Упражнение «Правда или ложь?»
Подросткам необходимо написать три фразы

о себе. Из этих трёх фраз, две должны быть правдивыми, одна – нет. Один за другим каждый подросток зачитывает свои фразы. Все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что нет. При этом все мнения должны обосновываться. Причём необходимо объяснить подросткам, что не нужно спешить со своими комментариями, а внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимает со стороны.
Этюд «Звезда»
Психолог рассказывает ситуацию с маленьким мальчиком 5 лет, который в луже ночью увидел звезду и хотел взять её, но не смог. Тогда он решил, что заберёт её завтра, прикрыв листочком. И пошёл спать. А на утро этой звезды уже не было. То ли плакать мальчику, то ли смеяться. Подростки должны изобразить эмоциональное поведение мальчика.

Упражнение «Правда или ложь?»   Подросткам необходимо написать три фразы о себе. Из этих трёх фраз,

Слайд 21Психолого-педагогические рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки подростков
Помните, что ребёнок

– это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.
Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство собственного достоинства.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки подростков Помните, что ребёнок – это самая большая ценность,

Слайд 22Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начина­ний, но

также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуда­чам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Говорите ребёнку «Я тебя люблю», «Ты мне нужен», «Я в тебя верю» и т.д. Осознание собственной ценности формирует позитивную обстановку на восприятие себя и окружающих, повышает веру в собственный успех.

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начина­ний, но также покажите, что другие могут быть

Слайд 23Литература
Молчанова, О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / О.Н. Молчанова // Мир

психологии. – 2011. - №1. С. 82-95.
 Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984.
Зимбардо, Ф. Формирование самооценки: Самосознание и защитные механизмы личности [Хрестоматия] / Ф. Зимбардо; Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000.
Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. - Спб.: Питер,2008.
Сушинских, С. Подростковый возраст. Психологические особенности / С. Сушинских // Журнал практического психолога. – 1999. - №3.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/05/22/diplomnaya-rabota-formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-u
http://www.studfiles.ru/preview/3835954/page:4/
http://veselajashkola.ru/shkolnikam/osnovnye-vidy-korrekcionnyx-uprazhnenij-dlya-podrostkov/




ЛитератураМолчанова, О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / О.Н. Молчанова // Мир психологии. – 2011. - №1. С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть