Слайд 1Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» Пуровского
района п.г.т. Уренгой
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Слайд 2 Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека,
когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Слайд 3 В нашем государстве есть особые дети, которые имеют
различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (дети с ОВЗ).
Слайд 4 Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний
день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Слайд 5Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.
Слайд 6 Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. В нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи. Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта и т.д.
Слайд 7 Существуют причины появления детей с ОВЗ.
1. Эндогенные (или внутренние) причины
делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка)
• Натальные (момент родов)
• Постнатальные (после рождения)
2. Экзогенные (или внешние) причины социально- биологического характера
Слайд 8Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития
восприятия.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы слабо сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Слайд 9 Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений: планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе.
Слайд 10Существует комплексный подход к детям с ОВЗ:
1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с
ОВЗ (со стороны специалистов и воспитателей выявление детей через наблюдения).
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально - образовательных маршрутов).
3. Охрана и укрепление здоровья детей.
Слайд 11 Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с
отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Слайд 12 Под руководством специалистов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные
карты развития определенного содержания. Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка.
Слайд 13 Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому
ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 14 Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей
с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук и т.д.
Слайд 15 В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений
к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах - одно из проявлений гуманизации общества.