Слайд 1Родительское собрание
в 5 классе
Адаптация
пятиклассников
к
новым
условиям
учёбы
Слайд 2Будем знакомы
Классный руководитель
5-А класса МОУ «СШ №5»
Учитель математики высшей
квалификационной
категории
Образование: высшее, СГУ, 1993г
Стаж работы учителем математики 24 года
Михневич
Ирина Александровна
Слайд 3 Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный
этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Слайд 4 Представьте себе ситуацию:
Вы сменили
работу и оказались в незнакомом коллективе.
Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?
Слайд 5 Переход учеников из начальной
школы – это сложный и ответственный период. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка
Слайд 6 Переход из начальной школы в среднюю
считается кризисным периодом
Длительность периода –
первое полугодие
Перепады настроения
• Нежелание идти в школу
• Раздражительность
• Повышение тревожности
• Снижение успеваемости
• Частые заболевания
Слайд 7Много учителей
Новые виды домашних
заданий
Увеличения числа предметов
Кабинетная система
Изменения в школьной жизни пятиклассника
Слайд 8Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
новый классный руководитель;
возросший темп работы;
возросший объем
работ в классе и д/з;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
Слайд 9 Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в
начальной школе
«самый маленький» в средней школе
Слайд 10 Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом
обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Слайд 11Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Трудности утреннего пробуждения, вялость
Беспокойный сон.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 12
Рекомендации родителям
•В период адаптации обеспечьте
ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно быстрее обратиться за помощью
к классному руководителю
Слайд 13•Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать
с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
•Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
Слайд 14На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если
в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), в преодолении трудностей в учебе
•Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно:
он должен сам собирать портфель,
звонить одноклассникам и
спрашивать про уроки.
Слайд 15Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
• Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
Слайд 16Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут
хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Слайд 17Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в
присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Слайд 18Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Зная
тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
У тебя это не получится
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому
я сам это сделаю.
Слайд 19 Способы преодоления
тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в
воспитании ребенка. Не
запрещайте без всяких причин
того, что разрешали раньше.
Слайд 20Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в
крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Слайд 21 Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются
для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Слайд 22
Всё начинается с любви:
И озаренье, и
работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви…
Р.Рождественский