Слайд 1Социально-педагогическая профилактика
суицидальных явлений
в образовательной среде
Слайд 2
Виды профилактики суицидального поведения
Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование
и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения.
Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась), социальной и психологической реабилитации окружения суицидентов
Слайд 3
Факторы суицидального риска для детей и подростков
Демографические:
Мужской пол
Возраст 15 лет и
старше
Проживание в сельской местности
Воспитание в госучреждениях
Социально-психологические:
Злоупотребление родителей алкоголем
Грубые аномалии воспитания в семье (прежде всего, воспитание по типу жестоких взаимоотношений и повышенной моральной ответственности)
Суициды в семье
Семейные проблемы: уход из семьи, развод
Наличие предыдущей суицидальной попытки
Слайд 4Факторы суицидального риска для детей и подростков
Медико-биологические:
Эндогенные психические заболевания (в особенности
шизофрения и маниакально-депрессивный психоз)
Ранние органические поражения головного мозга (травмы, нейро-инфекции)
Злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие токсические вещества)
Хронические или смертельные болезни
Слайд 5Факторы суицидального риска для детей и подростков
Личностно-психологические:
Выраженные акцентуации характера (в особенности
сензитивного, шизоидного и эпилептоидного типа)
Склонность к девиантному поведению (побеги из дома, мелкие правонарушения,)
Тенденции к самоповреждению
Статусные:
Депрессия
Алкогольное опьянение
Слайд 6В состоянии депрессии человек думает:
Я жалкое ничтожество, я никому не нужен,
я всем мешаю
Я виноват (вспоминает всех, кого обидел)
О самоубийстве (иногда)
Слайд 7Типичный депрессивный синдром
Жалобы на тоску и тревогу;
Мыслительная и двигательная заторможенность;
Идеи собственной
несостоятельности и вины;
Оценка настоящего как катастрофы;
После суицидальной попытки депрессия может на время стихать.
Слайд 8«Мифы» о суицидах:
Суициды совершают психически неуравновешенные и психически больные люди
Тот кто говорит о суициде, никогда его не совершит, совершающий суицид никогда об этом не предупреждает
Демонстративно-шантажные суициды не представляют опасности
Совершивший раз суицидальную попытку обязательно будет её повторять
Слайд 9
Важнейшие суицидогенные конфликты
у детей и подростков
Семейные конфликты (физическое, эмоциональное или сексуальное
насилие со стороны членов семьи, развод, смерть одного из родителей, эмоциональное отвержение подростка членами семьи)
Конфликты со сверстниками (жестокие отношения в подростковых группах, оскорбление и насмешки со стороны сверстников, угрозы и вымогательство со стороны сверстников)
Слайд 10Важнейшие суицидогенные конфликты
у детей и подростков
Любовно-сексуальные конфликты (неразделенная любовь, нежелательная беременность,
заражение венерическим заболеванием)
Криминальные конфликты (боязнь уголовного наказания, положение жертвы криминальных действий, принуждение подростка к криминальным действиям)
Слайд 11Важнейшие суицидогенные конфликты
у детей и подростков
Школьные конфликты (жестокое отношение со стороны
преподавателей, публичное унижение подростка преподавателем, конфликты на почве плохой успеваемости или нарушения дисциплины подростком)
Слайд 12Важнейшие суицидогенные конфликты
у детей и подростков
Состояние здоровья (постановка диагноза психического заболевания,
тяжелые соматические заболевания, реальный или мнимый дефект внешности)
Слайд 13Особенности суицидального поведения детей и подростков
В детско-подростковых коллективах суицидальные действия часто
совершаются сериями вследствие выраженности у детей и подростков реакции имитации
Суицидальные действия могут совершаться по механизму подражания героям книг или фильмов
Слайд 14Признаки возможного суицидального намерения:
Отгороженность, уход в себя
Утрата контактов со сверстниками
Раздаривание друзьям
и знакомым вещей, которыми дорожил подросток
Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
Появление устойчивых психосоматических расстройств (нарушения сна, длительная потеря аппетита и пр.)
Слайд 15
Признаки возможного суицидального намерения:
«Случайное» оставление на видном месте орудий совершения суицида
(веревки, таблеток и т.д.)
Намеки на скорое расставание
«Шутки» суицидального содержания
Склонность к безрассудным поступкам
Вдруг появившаяся устойчивая повышенная активность
Длительная затянувшаяся ссора с другом
Слайд 16
Признаки возможного суицидального намерения:
Устойчивое обостренное чувство вины и отчаяния
Озвученные мысли о
собственной никчемности и бесполезности
Антисоциальные поступки
Наличие суицидального плана
Подведение итогов своей жизни
Протесты, выраженные в форме ухода из дома
Слайд 17
Признаки возможного суицидального намерения:
Проговаривание следующих фраз:
Жизнь плоха
Никому нет до меня дела
Будет
лучше, если меня не будет
А что вы будете делать, когда меня не станет
Всем безразлично
Вы моя последняя надежда
Жизнь ничего не стоит
Я знаю кого-то, кто пытался покончить с собой
Слайд 18Профилактика детско-подростковых суицидов
Антисуицидальная пропаганда на уровне школы (формирование жизнестойкости личности) –
психопрофилактические беседы в классах, направленные на
обучение способам совладания со стрессом;
изучение причин и проявлений суицидального поведения;
информирование учащихся о возможностях получения помощи в кризисных ситуациях.
Проведение подобных бесед возможно с подростками, начиная с 14-летнего возраста
Слайд 19Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим, стрессовым
условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного развития
Компоненты жизнестойкости:
Нормальная смысловая регуляция личности
Стремление к саморазвитию
Развитые волевые качества
Высокий уровень социальной компетентности
Навыки целеполагания и достижения цели
Развитые коммуникативные и рефлексивные способности
Высокий уровень самоконтроля.
Слайд 20Профилактика детско-подростковых суицидов
Важнейшие группы суицидального риска среди детей и подростков:
Подростки с
выраженными акцентуациями характера (особенно по эпилептоидному, сензитивному, шизоидному типу)
Дети и подростки из неблагополучных семей
Дети и подростки с девиантным поведением
Дети сверхкритичные к себе
Дети с нарушением межличностных отношений
Слайд 21Что можно сделать, чтобы помочь:
Предлагать конструктивные подходы
Вселять надежду
Оценить степень риска самоубийства
Не
оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска
Обратиться за помощью к специалистам
Сохранять заботу и поддержку и после критической ситуации
Слайд 22
При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную,
но активную работу с подростком.
Важно – не замалчивать эту тему, а в доверительной беседе задавать вопросы типа: «Ты когда-нибудь хотел умереть?», «Ты доволен жизнью?», корректно поинтересоваться планами к подготовке суицида и обращаться за помощью.
Слайд 23
Почти каждый, кто думает о суициде, дает понять окружающим о своем
намерении. Самоубийство, часто, не возникает импульсивно, непредсказуемо или неизбежно.
¾ тех, кто совершает самоубийство, посещают специалистов по какому-либо поводу в течении ближайших недель или месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанным.
Часто желание жить и желание умереть настолько уравновешенны, что если в эту минуту близкие проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы наклоняются в сторону выбора жизни.
Слайд 24Примерная многоуровневая модель суицидальной превенции на уровне ОУ
Первый уровень – общая
профилактика
Цель - психопрофилактические беседы в классах, направленные на формирование жизнестойкости личности
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель – предотвращение самоубийства
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация окружения суицидентов
Слайд 25Основные направления плана мероприятий
по профилактике суицидального поведения
1. Повышение квалификации педагогов по
вопросам профилактики возникновения суицидального поведения школьников.
2. Проведение анкетирования с целью выявления склонных к суициду подростков и организация оказания им квалифицированной помощи.
3. Разработка и издание методических рекомендаций в помощь специалистам и родителям по вопросам профилактики возникновения суицидального поведения школьников.
4. Популяризация действующих служб экстренной психологической помощи среди учащихся общеобразовательных учреждений.
5. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания.