Слайд 1Понятия «Раннее развитие» и «Раннее вмешательство»
Презентацию подготовила: Корягина В.А.
Слайд 2План:
Понятие раннее развитие
Раннее развитие
Понятие раннее вмешательство
Раннее вмешательство
Служба ранней помощи
Формы работы в
службах
Принципы раннего вмешательства
Литература
Слайд 3Раннее развитие
Раннее развитие - это специально созданная среда, наполненная интересными и
необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств, среда, в которой малыш живет. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, быть более ловким, сильным, крепким, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
Слайд 4Раннее развитие
Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых
раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.
Слайд 5Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по
степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:
Преждевременное. Приведём простейший пример: новорожденного нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства».
Раннее развитие
Слайд 6Раннее развитие
Позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные
периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста.
Своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Слайд 7Раннее вмешательство
Ранняя помощь (раннее вмешательство) – это технология оказания помощи и поддержки
детям, имеющим функциональные нарушения. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.
Слайд 8Раннее вмешательство
дети, имеющие функциональные нарушения (сенсорные, когнитивные, двигательные)
дети, которые не
имеют собственных нарушений, однако проживают в семьях социального риска либо в домах ребёнка
Слайд 9Служба ранней помощи
Служба ранней помощи – это служба помощи детям раннего
возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи. Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты.
Слайд 10Формы работы в службах:
Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины
состояния семьи.
Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):
- информационная помощь семье;
- психологическая помощь, направленная на
поддержку их адаптации к состоянию ребёнка
и коррекцию детско-родительских отношений;
- педагогическая помощь, направленная на
освоение родителями адекватных средств
общения с ребёнком, способов обучения и
воспитания.
Слайд 11
Формы работы в службах:
Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на
повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
Слайд 12Формы работы в службах:
Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на
поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.
Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.
Слайд 13Раннее вмешательство
обеспечение условий, способствующих сохранению возможности воспитывать ребёнка в атмосфере, удовлетворяющей
его основные потребности
создание оптимальных развивающих условий для ребёнка
помощь родителям в адаптации
к состоянию ребёнка
социализация семей
Слайд 14Раннее вмешательство
Депривация стимульная (сенсорная)
Депривация значений (когнитивная)
Депривация эмоционального отношения (эмоциональная)
Депривация идентичности (социальная)
Слайд 15Принципы раннего вмешательства
Раннее вмешательство предполагает послеродовую госпитализацию ребенка, с риском задержки
развития, в специальные центры, где оказывается комплексная медицинская, психологическая, педагогическая и социальная виды помощи ребенку и молодой семье.
Слайд 16Принципы раннего вмешательства
Принципы раннего вмешательства
Принцип пошаговых достижений
Жизнь ребенка в семье
Участие
родителей
Комплексное
воздействие
Раннее
выявление
Командный подход
Слайд 17Принципы раннего вмешательства
Раннее выявление
Основополагающим принципом методики раннего вмешательства, является выявление детей
с повышенным риском нарушения развития.
Современный уровень развития медицины, возможности генетики и перинатальной диагностики позволяют до зачатия и на этапе беременности оценить риски рождения ребенка, у которого возможно проявление задержки развития. Кроме этого, принимаются во внимание патология беременности, заболевания, которые перенесла женщина во время вынашивания плода. К группе риска относятся недоношенные дети и появившиеся на свет в результате тяжелых, осложненных родов.
Слайд 18Принципы раннего вмешательства
Жизнь ребенка в семье
Ребенок познает окружающий мир через руки
матери. В детских домах совершенно нормальные, с физиологической точки зрения, дети отстают в развитии, не получив в младенчестве достаточного количества внимания и любви со стороны взрослых. Поэтому, если для лечения в центре раннего вмешательства необходим переезд в другой населенный пункт, то необходимо заранее озаботиться поиском временного жилья.
Слайд 19Принципы раннего вмешательства
Участие родителей
Участие родителей в методике раннего вмешательства начинается сразу
после рождения ребенка. Они должны в кратчайшие сроки, по направлению медицинских работников, прибыть в центр. Родители являются полноправными, а скорее, основными членами команды, усилия которой направлены на оптимизацию развития ребенка.
Слайд 20Принципы раннего вмешательства
Командный подход
Основная задача специалистов, которые входят в состав команды,
разработать индивидуальную программу развития и лечения ребенка. После обследования, команда собирается вместе и обсуждает план будущей реабилитации. Согласовывается время процедур и лечебных мероприятий, обсуждаются очередность и приоритетность методик, обращается внимание родителей на особенности их проведения.
Слайд 21Принципы раннего вмешательства
Принцип комплексного воздействия
Принцип комплексного воздействия предполагает применение различных диагностических,
лечебных, развивающих, корригирующих методик, которые предполагают воздействие на все возможные уровни нарушений развития, одновременно уточняется диагноз заболевания. Применяются медикаментозное лечение, различные методики развивающих игр, физио- и бальнеотерапия, занятия ЛФК, и т.д.
Слайд 22Принципы раннего вмешательства
Принцип пошаговых достижений
Принцип пошаговых достижений относится к методике оценки
результатов и планирования индивидуальной программы раннего развития. Он предусматривает поэтапное, пошаговое, постепенное развитие ребенка, путем постановки конкретных задач на ближайшую перспективу и их достижение с оценкой результатов.
Слайд 23Литература
Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни
ребенка
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО - Изд. 2-е. - М., Экзамен, 2004.
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М.: Экзамен, 2006.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга.
Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2005.
Слайд 24Литература
Малофеев Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком
в Российской Федерации // Дефектология. 2007. №6. С.60-68.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО - Изд. 2-е. - М., Экзамен, 2004.
ПЕРВЫЕ ШАГИ. Программа воспитания и развития детей раннего возраста./ Под ред. Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Нэнси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер, Кеннет Г. Дженс, Бонни Дж. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. / Под ред. Н.Ю. Барановой. Спб, 2005