Слайд 1Профилактика наркомании в воспитательном процессе школы
Слайд 2Приоритет первичной профилактики -создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на
патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья , т.е. освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Слайд 3Цель первичной профилактики
Цель первичной профилактики-воспитание психически здорового, личностно развитого человека
Цель профилактической
программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков.
Слайд 4
Содержание профилактической деятельности учителя:
основные направления и формы работы
Слайд 5
Логика построения профилактических программ основана на формировании у ребенка прежде всего:
навыков
самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
эмоционального неприятия “наркотических” форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на “жалких” не престижно);
Слайд 6осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние
зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
собственная жизненная позиция, позволяющая формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к “суррогатам” общения в виде сигареты, рюмки;
умение отстаивать свою точку зрения в любой ситуации
Слайд 7Цель профилактических мероприятий:
создать личный иммунитет против приема первой дозы, вызвать отвращение
ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания через введение элементов ненавязчивого воздействия на сознание и подсознание ребенка в процессе каждодневной педагогической деятельности, в процессе обучения и воспитания.
Слайд 8
Профилактическая работа с младшими школьниками:
Слайд 9Правила работы с младшими школьниками:
Профилактическая работа в это время не
должна вестись “в лоб”- не должна содержать негативные примеры и ситуации, незнакомые детям. Отталкиваться нужно от того опыта, который имеют дети;
Беседами добиться усвоения желательного поведения нельзя, т. к. у ребенка нет опыта “нездоровья”, который имеют большинство взрослых ;
Основной формой организации педагогической профилактики для младшего школьного возраста является игровая: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение.
Слайд 10Педагогическая профилактика зависимого поведения у младших школьников:
Задачи:
1. Налаживание взаимодействия школы и семьи
2. Оптимизация
педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе
3. Формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождений детей, общепринятых праздников (Новый год, День учителя и т.д.), специфических праздников для данного класса, школы, города, совместные поездки на природу, походы в театры, на выставки
4. Формирование у детей здорового образа жизни.
Слайд 11
Профилактическая работа с подростками:
Слайд 12Задачи профилактической работы с подростками:
уметь выбирать достойные способы общения, основанные на
уважительном отношении друг к другу, уметь находить наиболее гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками;
научиться содержательному проведению досуга; участвовать и организовывать развивающие игры;
научиться практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации;
осознать негативные последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем;
определить скрытые мотивы приема наркотиков;
научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ; уметь применять способы отказа от наркотиков;
распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ними.
Слайд 13Педагог должен знать:
Влияние личного примера и личные отношения с учеником имеют
огромное значение;
Факторы риска наркозависимости;
Факторы защиты от наркозависимости;
К кому, куда можно обратиться родителям в случае подозрений;
Слайд 14Педагог должен уметь:
• Чётко заявлять и обосновывать своё отношение к наркотическим
веществам и людям, их употребляющим;
• Эффективно общаться;
• Обсуждать с детьми моральные ценности;
• Определить по внешним и поведенческим признакам, что в жизни и в состоянии ребёнка произошли изменения;
• Выбрать тактику общения с ребёнком, вызывающим беспокойство;
• Корректно сообщать о своих наблюдениях
родителям и направить в специализированные учреждения.
Слайд 15В результате эффективной профилактической работы подросток понимает:
Все наркотики – это сильнодействующие
яды;
Каждый человек имеет право сказать “НЕТ” как другим, так и самому себе;
Наркомания – неизлечимая болезнь на всю жизнь;
На каждого человека сильно влияет его окружение.
Слайд 16Подросток знает:
Сильные и слабые наркотики – условное деление ;
Как может оказываться на
него психологическое давление;
Способы и правила отказа;
Зависимость может возникать даже после однократного употребления наркотика;
Каждый может сам влиять на своё окружение.
Слайд 17Подросток умеет:
Отличать ситуацию предложения наркотиков от менее опасной (например, предложение “покурить
травку” от предложения “покурить”);
Сказать “нет” на предложение друзей, если то, что они предлагают, не соответствует собственному желанию;
Сопротивляться давлению;
Обращаться за помощью;
Продумывать все “за” и “против” перед тем, как сделать выбор;
Вести себя уверенно и неагрессивно;
Чётко формулировать свою позицию.