Слайд 1
«Формирование ключевых компетентностей
через активные педагогические технологии»
Яшин Юрий Михайлович
преподаватель ОБЖ
МБОУ
Возрожденская СОШ
«Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко всему
преподаваемому».
Жан Жак Руссо
Слайд 2Формирование ключевых компетентностей
Компетентность – способность делать что-то хорошо или эффективно.
Компетентность - способность отдельной личностиКомпетентность - способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций
Слайд 3Толковый словарь
Компетенция –
круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;
2)
круг чьих-то полномочий, прав
Компетентный –
знающий, осведомлённый; авторитетный в определённой отрасли;
специалист, владеющий компетентностью
Слайд 4Ключевые компетентности
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные;
Коммуникативные
Социально-трудовые;
Компетенции личностного самосовершенствования.
Слайд 5Ценностно-смысловые.
Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 6Общекультурные
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой
культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например- владение эффективными способами организации свободного времени).Сюда же относится освоение учеником картины мира.
Слайд 7Учебно-познавательные
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической обще - учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Слайд 8Информационные
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных
областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Слайд 9Коммуникативные
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими удаленными событиями и людьми; навыки
работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Слайд 10Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена
семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Социально-трудовые
Слайд 11Компетенции личностного самосовершенствования
Они направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной само регуляции и само поддержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Слайд 12Технология формирования компетентностей на уроках ОБЖ
Слайд 17В своей работе придерживаюсь китайской мудрости:
«Скажи мне и я забуду,
Покажи
мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь».
Слайд 18Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:
Анализ конкретной ситуации.
Ролевые,
деловые и дидактические игры.
Проектную деятельность.
Дискуссии.
Групповую работу.
Проблемное обучение.
Слайд 19Например: ЧС землетрясение, пожар, наводнение.
Ознакомил уч-ся с ситуацией
Предложил несколько вариантов ответа
выхода из данной ситуации
Проводим дискуссию о возможных способах решения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов
При организации данного метода учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей , попадавших в различные экстремальные ситуации. (Авария на ЧАС-почему многие получили облучение и погибли)
Слайд 20Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности - это один из наиболее
эффективных методов активизации обучения.
Деловая игра «Знание спасает жизнь»
Класс разбивается на группы и получает задание :
На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?
В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение».
Возможные травмы при наводнении. Ваши действия?
Слайд 21
3. Во время коллективного выезда автобус
попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?
4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом. Ваши действия?
Подводя итоги игры, давать не только общую оценку, но и подробно по шагам разобрать весь ход, обращая внимание на удачные решения и на неудачные. По окончанию занятия можно каждому дать памятку- алгоритм правильного действия.
Слайд 22На уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях использую конкурсные программы.
В ее основе
лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель- сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. (Разборка-сборка автомата, надевание противогазов, наложение повязок, вязка узлов, определение азимута, расстояния.
Слайд 25 Преимущества групповой формы при формировании ключевых компетентностей:
Учащиеся учатся сами
видеть проблемы и находить способы их решения
У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Слайд 27Качество знаний предмета ОБЖ за 20013- 2014 год.
Слайд 28Критериями педагогической деятельности служат
уровень усвоения базового содержания образования по предмету
(качество знаний-91%, степень обученности -100% - 2013- 2014 учебный год);
уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков (предварительный, текущий, тематический тестовый контроль, в том числе с использований компьютерных технологий, сдача практических нормативов);
учащиеся школы активно участвуют в школьных и районных конкурсах и соревнованиях, показывая высокую результативность;
участие в олимпиадах;
Слайд 29«… если ученик в школе не научился сам ничего творить, то
и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, так мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л. Н. Толстой
Слайд 30СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника
[Текст] / А. Дахин // Народное образование. – 2007г
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова //
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2001. – 72 с.
Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – Ст. 1212. – Режим доступа: HYPERLINK "http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm" http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm