Слайд 11.отношения носят субъект-субъектный характер;
2.восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны
и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий
Общение как понимание
Термин «социальная перцепция» (от лат. perceptio — восприятие) характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей).
Слайд 2КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ -
«социальная перцепция».
встречают партнера по общению «по одежке», т.
е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение).
Слайд 3механизмы социальной перцепции
эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
— способы, посредством
которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга.
Слайд 4Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так
сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.
Слайд 6Формы эмпатии
повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого;
переживания, основанные
на ситуации, в которой находится другой человек;
это сочувствие, сопереживание.
Слайд 7Аттракция - особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на
формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности.
(чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки).
Слайд 10Механизм казуальной атрибуции
Военный – смелый;
Чиновник - взяточник;
Отличник – умный…
приписывание человеку определенных
причин поведения.
(приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).
Слайд 11идентификация
в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая;
в процессе
идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем.
Слайд 12Важную роль в социальной перцепции играет социальная рефлексия
самовосприятие и интерпретация собственных
действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей.
Какой Я? Зачем?
Что обо мне думают?
Слайд 13Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
—
«я», каким я являюсь в действительности;
— «я», каким я вижу самого себя;
— «я», каким меня видит партнер по общению.
Слайд 14СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный
образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
Стереотип— это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Все люди – эгоисты.
Слайд 15Примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.
*
женщины — слабый пол;
* предназначение женщины — быть матерью и женой;
* женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры» ;
* женщина не может быть руководителем;
* все женщины хотят одного — выйти замуж;
* умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
* мужчины — сильный пол;
* мужчины не плачут;
* мужчины умнее женщин;
Слайд 16Что влияет на формирование стереотипов?
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием
групповых норм.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.
Слайд 17Проблема«идолов» Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.)
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под
влиянием общественного мнения;
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы («эффект ореола», «эффект проекции», «эффект порядка», «эффект ложного обобщения»;
«Идолы рынка» - преклонение перед мнением великих. .
человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами;
уверенность в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.
Слайд 18Идолы рода
1. Ошибка состоит в свойственной человеку уверенности в том, что
большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Люди строят прогнозы на будущее, исходя из этого убеждения.
Другой стереотип: человек допускает, что при неизменных обстоятельствах остается прежним и поведение человека. В этом случае мы не принимаем во внимание, что подвижны и изменчивы не только внешние обстоятельства, но и внутренние побуждения, цели, мотивы, намерения действующих лиц. Замечено, что чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться
человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами («я в этих обстоятельствах не мог поступить иначе, а он поступил так потому, что он вообще такой»
Слайд 20
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие
в другие сферы. Эти стереотипы еще называют эффектами.
Слайд 21
идолы пещеры( порождаются особенностями каждого отдельного человека. Каждый смотрит на мир
как бы из своей пещеры, которая возникает вследствие особенностей индивидуальной физиологии, воспитания, судьбы и пр.) Пример:В качестве примера можно привести учителей которые склонны поучать всех подряд порой даже собственных родителей...
Слайд 22«эффект ореола»
мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере,
его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
«Таня — хороший товарищ,
потому что она хорошо учится».
Слайд 23
эффект ореола-(мнения о человеке, которые сформировались у субъекта в первые
минуты при первой встрече, влияют на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека).Пример:увидел человека в очках думаешь, что он умный,а он 1000 поделить на два не может.
Слайд 24«эффект проекции»
- приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои
собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.
«Приятно иметь дело с
симпатичным кроликом».
Слайд 25
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими
же качествами, как он. Пример:Добряк думает ,что все во круг добрые,злой, что все во круг злые.
Слайд 26«эффект порядка»
(или «эффект первичности») состоит в том, что на общее
впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения.
Слайд 27«эффект ложного обобщения»
- на основании утверждений о наличии определенных качеств
у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов.
«Все учителя злые».
Слайд 28
«Идолы рынка» возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением
великих. Чья-то оценка, некогда канонизированная, становится стереотипом. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Данные стереотипы являются заблуждением не всегда, но тем опаснее, когда это действительно так
Слайд 30http://www.myspace.com/donna_baby4u
http://interesting.crazys.info/2007/11/24/maskaradnye_kostumy.html
http://taxist.by/photo-6/10
http://mirsovetov.ru/a/housing/family/family-education.html
http://vicodinka.livejournal.com/1229542.html
http://ru.oleole.com/freestylefootball/photos/sort/discussed/perpage/100
http://www.world-art.ru/people.php?id=10019
http://finance.24karata.ru/imagepages/0081.php
http://content.foto.mail.ru/bk/www.natalia07/2418/i-2449.jpg
Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс профиль,
М., «Просвещение», 2009 г.
Интернет-ресурсы: