Руководитель
Федорова Татьяна Геннадьевна
Кружок
«Лепка и гончарное искусство»
МАУ ДО СР "ЦЕНТР "Созвездие" им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.« г. Советский, Тюменская область ХМАО - Югра
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, способность детей образно мыслить и передавать увиденное. Занятие скульптурой, как и другими видами искусства, закладывает серьезную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.
Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. Первобытные люди сушили и обжигали глиняную посуду на солнце. Потом кто-то додумался обжечь глиняные сосуды в огне. С тех пор обожженные глиняные изделия прочно вошли в быт человека. Их называют «керамикой» от древнегреческого слова «керамос» - что означает глина. Керамические изделия – наиболее частая находка археологов. Ведь глина не гниет и не окисляется в земле.
С тех далеких времен глина сопровождает людей, и по сей день. Из нее лепят, строят. Ею лечат. Чего только не делают из глины! Громадный кувшин и маленькую свистульку, тонкий фарфор и грубый кирпич, плитку для ванной и изящные бусы.
Глину очень приятно трогать. Она послушно откликается на все движения рук. На глине можно сделать отпечаток рук и (или ноги) – она удержит его, но этот отпечаток легко уничтожить, снова размяв глину. Зато после обжига глина становится крепкой, как камень, и сохранит отпечаток навечно. Ведь керамика принадлежит одновременно трем стихиям – земле, воде и огню.
Слайд 3Глина – материал живой и благородный, поэтому надо уметь прислушиваться к
тому, что она подсказывает.
Глину для нас заготовила сама природа. Это горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема.
Обнаружить глину можно практически везде: на склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек, части глины появляются иногда просто на дороге после дождя.
За последнее время необычайно возрос интерес к лепке и керамике. Возможно, это происходит из-за все большего разъединения природы и человека. У детей отмечается потребность создавать рукотворные вещи из естественных природных материалов. Глина, как самый доступный из них, приобретает популярность в сравнении с другими материалами для художественного творчества.
Занятие лепкой не только развивает творческую фантазию, способствует становлению творческой индивидуальности ребенка, усидчивости, но и развивает гибкость кистей рук и мелкую моторику, способствует развитию зрительной памяти, образного мышления, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Программа действует с сентября 2006 года. Дети постоянно принимают участие на различных конкурсах, выставках всероссийского, окружного, районного масштаба, что дополнительно стимулирует их творческий рост.
По данной программе предусматривается индивидуальное обучение по проектной деятельности.
В программе так же много часов уделено изучению регионального компонента, в виде бесед о жизни и быта народов Севера ханты-манси, составлению эскизов орнамента, лепке объемных композиций на темы: «Стойбище», «На охоте», «На рыбалке», «Хантыйка в быту», «Птицы и звери», а также написанию творческих проектов.
Слайд 4Основная цель – развитие творческих способностей детей через приобщение к художественному
творчеству, формирование умений, навыков в лепке и использование региональных компонентов.
Задачи:
Представление о народном искусстве, как основе художественной культуры;
Формирование у учащихся эстетического отношения к предмету «керамика»;
Обучение детей последовательной деятельности в процессе создания художественного образа (рисованию, декоративной живописи, работе с глиной);
Знакомство и изучение творчества народов Севера ханты-манси через беседы и практические занятия;
Воспитание настойчивости, целеустремленности, бережного отношения к результатам труда, желание и умение трудиться;
Профессиональная ориентация.
Условия реализации
Направленность программы художественно-эстетическая. Возраст детей 8 -15 лет
Всего 6 групп (60-65 чел.): 3 группы первого года обучения (8-9 лет), 3 группы третьего года обучения (10-11 лет).
Состав группы постоянный, свободный набор детей.
Форма занятий – групповая (10-12 чел)
Количество занятий 4 часа в неделю на группы 1-го,2-го и 3-го года обучения - в год 148 часов. 6 часов в неделю на группу 4-го года обучения - в год 222 час.
Место проведения МОУСОШ № 2.
Кабинет оснащен необходимым инвентарем и материалом (гончарный круг, муфельная печь, глина, удобные столы для работ и т. д.) для реализации программы.
А также оформлен прекрасный уголок «Югория» (моя малая Родина), где есть цветные иллюстрации и некоторая утварь, хантыйские женские украшения отображающие жизнь и быт ханты-манси.
Имеется в наличии учебно-дидактический материал, который с каждым годом пополняется.
В программу введены беседы на темы профессиональной ориентации:
- скульптора,
- ландшафтного дизайнера,
- архитектора,
- художника-портретиста,
- художника-анималиста.
Методическое обеспечение
Применяю разные типы уроков: уроки упражнений, вариаций, уроки образы-игры по сценарию, уроки праздники, как формы коллективной работы, уроки обобщающего типа.
На уроках дети хорошо представляют себе, каким навыком им следует овладеть в данном, конкретном задании. Заранее продумываю план занятий.
Забочусь о подготовке соответствующего учебного оборудования, инструментов, материала. Согласно программе, тщательно готовлюсь к различным выходам в походы, выходам в музеи, на экскурсии и т. д., преследуя конкретную цель.
При изучении нового материала использую красочные альбомы, книги (иллюстрации), мульти - медио и видеоматериалы.
Основные методы:
От простого – к сложному;
Повторение и расширение объема знаний;
От целого к детали;
От детали к целому.
Члены кружка во время занятий выполняют сходные задания коллективно или индивидуально.
Традиционно устраиваем праздники мастерской, в которых дети принимают активное участие.
Наш основной девиз: Видеть-Чувствовать-Отображать.
Целесообразность подобного подхода подтверждают грамоты, полученные кружковцами на отчетных выставках.
Основные виды работы в кружке:
Работа с натуры;
Работа по памяти и по наблюдению;
Композиционная работа;
Декоративная работа;
Работа на гончарном круге.
Овладение основой работы с глиной, рассматривается в связи с лепкой на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством.
В конце каждого раздела-блока на каждого кружковца выставляется оценка труда (освоение темы) по 10-балльной системе, где учитываются такие критерии, как цветовое решение изделия, законченность варианта, оформление, самостоятельность выполнения и творческий поиск.
Отслеживание результатов
В конце каждого занятия дается общая характеристика достижений кружковцев и демонстрируются удачные изделия.
В кабинете имеется специальный уголок – место для рабочей или постоянно действующей выставки, где сами дети решают какие изделия выставлять в кабинете.
Ежегодно проводится промежуточная и итоговая выставка, куда приглашаются педагоги из других кружков, методисты, родители, дети. Здесь также проводятся импровизированные представления, используя готовые глиняные изделия детей.
Лучшие изделия отбираются на районную, окружную выставку или на всероссийский конкурс детского творчества.
Также составляется график успеваемости на начало и конец учебного года на каждого ребенка по группам (по 10-балльной шкале), где учитываются такие критерии, как цветовое решение изделия, законченность варианта, оформление, самостоятельность выполнения и творческий поиск, аккуратность, трудолюбие, воспитанность, умение работать в коллективе.
По окончанию каждого блока проводиться самостоятельная проверочная работа.
Ожидаемый результат.
Дети первого года обучения к концу учебного года должны знать:
- виды изучаемых материалов и простые способы обработки глины;
- изготавливать несложные композиции из глины, пластилина;
- законы композиции, формы цвета, линии;
- использовать в речи изученные понятия;
- уметь работать с инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда;
- проявлять интерес к творчеству;
- Быть активными в общении;
- необходимый словарный запас художника;
- понятие «Моя малая Родина»;
- игры, поговорки и пословицы народов Севера.
Дети второго года обучения должны знать:
- различные способы обработки материалов;
- понимать и практически применять основные понятия по изученным темам;
- изготавливать объемные композиции, используя смешанные техники;
- планировать свою деятельность, проявлять самодеятельность;
- обосновывать свой выбор и уметь использовать необходимую информацию при работе
над творческим проектом и его значимость, строить письменное сообщение;
- стремиться к сотрудничеству;
- историю родного края;
- иметь представление о жизни и быте ханты-манси;
- животных занесенных в Красную книгу ХМАО.
Дети третьего года обучения должны знать:
-
иметь широкие сведения по нескольким направлениям ДПИ: истоки, общие черты,
способы обработки;
- иметь профессиональные художественные навыки;
- уметь преобразовать материал в конечный творческий продукт, понимать значимость
творческой работы;
- уметь распределять функции среди участников коллективной деятельности;
- проявлять желание освоить новые виды ДПИ;
- учитывать интересы других в коллективе;
- иметь небольшой словарный запас на языке народов ханты-манси;
- знать орнаменты «Лисичья лапа», «Трясогузка»
Дети четвертого года обучения должны знать:
-
уметь работать на профессиональном уровне с мягким и твердым материалом;
- понимать сложные профессиональные термины в общении с руководителем;
- ставить перед собой комплексные цели и задачи и успешно их решать;
- уметь работать самостоятельно над творческим проектом, стремиться к нестандартному подходу, прогнозировать свою деятельность и оценивать ее;
- иметь стремление к самообразованию (вносить новые предложения);
-заботиться об экологии родного края.
Содержательные блоки
Дальнейшее развитие умения лепить фигуры человека, животных. Свободное создание учащимися декоративных композиций (с орнаментом, сюжетом). Проектная деятельность.
Вводное занятие.
Беседа. Организация и содержание кружковой работы. Выбор старосты группы. Ознакомление с программой на учебный год.
Тематическая декоративная скульптура.
Составление рабочего эскиза – проекта на бумаге. Умение передачи образа, характера объемных фигур людей, животных в сложные композиции из 2-3 и более фигур («Шахматисты за игрой», «Моя семья», «Цирковое представление» и т. д.).
Лепка с натуры, по памяти и представлению.
Сосредоточение внимания на поставленной задаче. Осознанное овладение навыками лепки. Развитие глазомера. Навыки скульптурного восприятия предметов. Композиционный поиск.
Рельефная скульптура.
Учебные композиции. Сказочные персонажи. Рельеф. Барельеф. Горельеф. Части лица в горельефе.
Слайд 12Декоративная посуда.
Лепка диковинных сосудов. Декоративные сосуды с налепным рельефом. Лепка сувениров.
Обереги. Браслеты. Декоративные пуговицы.
Изготовление сосудов на гончарном круге.
Чайный сервиз. Молочница. Кувшин с узкой и широкой горловиной.
Основы модельно-формовочного дела.
Изготовление формочек-капов. Шликерное литье. Гипсовое литье. Изготовление сосудов простой и сложной формы с помощью заливки в формочки.
Объемная лепка.
Лепка объемной скульптуры анималистического и портретного жанра.
Парковая скульптура.
Региональные компоненты.
Беседы. Дальнейшее изучение орнаментов народов ханты-манси. Лепка сложных объемных композиций из быта северных народов. Работа над творческим проектом «Моя малая Родина – Югра»
Профессиональная ориентация.
Знакомство с профессией художников-анималистов, портретистов, маринистов.
Организация выставок.
Промежуточная. Итоговая. Приуроченная к праздникам.
Экскурсии в музеи.
Выставки-продажи изделий. Проведение праздничных мероприятий. Выходы на природу.
Слайд 13Группа дошкольного обучения
на экскурсии
в кабинете гончарного искусства
Слайд 14Кристина
Даша
Надя
Алсу
Настя
Работы воспитанников на тему: «Нет войне!»
Слайд 15Хоменко Екатерина 5кл.
Декабрь 2009г.
Конкурс рисунков,
посвященный году учителя
«Профессия педагог»
Слайд 18Джафарова Мансума 5 кл.
Зайнтдинова Алсу 3 кл.
Герасимова Анастасия 4 кл.
Хоменко Екатерина
5 кл.
Беспятых Надежда 5 кл.
Вискунова Виолетта 4 кл.
Слайд 19Гурова Полина 3 кл.
Плотникова Екатерина 3 кл.
Чемерис Дарья 5 кл.
Бочковская Дарья
3 кл.
Аборина Кристина 4кл.
Мотуляк Надежда
Слайд 20 Всероссийский
конкурс рисунков
«Я помню, я горжусь»
Конкурсные работы
Чемерис
Д аши 5 кл.
Слайд 21Вывоз глины
Голубые озера пос. Агириш (залежи голубой глины)
Слайд 22Экскурсия по выставке
(декабрь 2008 год)
«А» класс
гр. первого года обучения (ноябрь 2009 год)
Слайд 242 «А» класс
Занятие по росписи игрушек
Слайд 25Февраль 2010 год 2 «а» класс
роспись масок
2 «В» класс
гр. первого года обучения (октябрь 2009 год)
Слайд 27панно
барелъеф
«Глухарь»
«Клоун»
«Лось»
Слайд 29Работы Шиловой Анастасияи 10 лет
второго года обучения (декабрь 2009 г.)
Слайд 36Работы Дранникова Кристина 3 «в» кл.
3 «А» класс
группа второго года обучения (декабрь 2009 год)
5 – 6 классы
Группа четвертого года обучения (декабрь 2009 г.)
Слайд 41Занятие по лепке 5 гр. (четвертый год обучения)
январь 2010 год
Слайд 43Беспятых Надежда (5 «Г») Шилова Анастасия (4 «А»)
Колеватова Аня (4 «А»)
6 группа. Индивидуальное обученияе
Слайд 44Колеватова Анна 10 лет (декабрь 2009 г.)
Слайд 46Работы Беспятых Надежда 11 лет
(январь 2010 г.
)
Слайд 47«День учителя»
Лиза и Мансума поводят занятие по лепке в младшей группе
Слайд 48 «День учителя»
день самоуправления
Октябрь 2009 г.
Воспитанницы ст.
группы
проводят зянятие в младших группах
Слайд 49Победители окружного конкурса «Подарок Деду Морозу»
Беспятых Н.
Джафарова М.
Белова Е.
Чемерис Д.
Шилкина Е.
Слайд 50Победители окружного конкурса «Человек на земле»
Шилкина Елизавета
Беспятых Н.
Герасимова А.
Слайд 51Победители окружного конкурса
«Сибирское богатство»
Моньш Ксения
Задыхина Анастасия
Колеватова Анна
Слайд 52Победители окружного конкурса «Краснокнижный мир Югры»
Моньш Ксения
Чемерис Дарья
Шилкина Елизавета
Слайд 53Победитель всероссийского конкурса «Первые шаги»
Беспятых Надежда
Слайд 54Совместная творческая выставка родителей и педагогов
Слайд 56Выпускной вечер
4 «г» класс
Май 2009 г.
Слайд 57 В классе оформлена
выставка детского творчества
работы воспитанников
Слайд 58«Семейные посиделки»
игры
конкурсы
Слайд 59 Отчетное родительское собрание вместе с воспитанниками в 4 «Г»
классе (20080 2010 уч.год)
Слайд 63Воспитанники на зимних каникулах
Коляда, коляда …
Декабрь 2009 г.