Слайд 1Урок музыки
в 7 классе
«Музыка народов мира»
Слайд 3Цели урока:
Познакомиться с такими понятиями, как фольклор, этномузыка
- узнать отличия и
похожесть музыки разных народов мира
- узнать, о чем пели и на каких инструментах играли люди разных народов
-познакомиться с современными исполнителями народной музыки в России и других странах
Учиться слушать и анализировать музыкальный материал, делать выводы
Уметь работать в паре, в группе.
Слайд 4Произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с
английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость».
Слайд 5Русские народные инструменты
Балалайка гармонь
рожок
свирель жалейка ложки трещотка
XIX в.
Н.А. Римский-Корсаков А.П. Бородин
П.И. Чайковский М.П. Мусоргский
Слайд 8Песняры — советский и беларусский вокально-инструментальный ансамбль под управлением В. Г.
Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Касіў Ясь канюшыну», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многим другим. В основе стиля «Песняров» лежал беларуский фольклор: они включали в репертуар эстрадные обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории.
Слайд 9Белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный Владимиром Мулявиным
Слайд 10Работа в группах.
1гр.-«Белоруссия»,2 гр. «Дрозды»,
3 гр.-«Беловежская Пуща».
Вопросы:
1. Понравилась
ли вам эта песня?
2. какую по характеру музыку вы услышали?
3. О каких ценностях заставляет задуматься данная музыка? Можно ли их назвать общечеловеческими?
Слайд 11Узбекская певица Севара Назархан
Севара Назархан- одна из
самых популярных певиц, которая исполняет узбекскую народную музыку. Она признана у себя на родине, в Узбекистане, и на Западе не только как выдающаяся вокалистка, но и как автор современных фолк-песен, музыкант, искусно владеющий игрой на дутаре- древнем и очень распространенном в Центральной Азии инструменте, первые упоминания о котором относятся к 15 веку.
В исполнительском стиле Севары сочетаются различные направления современной музыки- рок, поп, фолк, джаз, авторская музыка.
Слайд 12Дутар
Дута́р (перс..و /dutār < دو «два» и تار «струна»; ) традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у
народов Центральной и Южной Азии. Игра на дутаре — неотъемлемая часть творчества бахшейОбычно встречается дутар длиною 1150-1200 мм с грушевидным резонатором и сильно вытянутой шейкой с грифом.
Появился приблизительно в 15 веке среди пастухов. В начале струны для дутара делались из кишок животных. Позднее, благодаря развитию торговли вдоль Шелкового пути начали изготавливать струны из скрученного шёлка. В современных струнах также используется шёлк или нейлон. С середины 30-х годов XX века усовершенствованные дутары (прима, альт, бас, контрабас) вошли в состав узбекских, таджикских и туркменских оркестров народных инструментов.
Слайд 13Севара Назархан «Yol Bolsin?»
«Где ты ходишь мой любимый?»
Где ты ходишь мой
любимый
Где ты ходишь мой дружок
Почему ты не заглянешь
Ко мне в дом на огонек
Зорька гасит в небе звезды
Луч ласкается к окну
Почему ты оставляешь
Горевать меня одну
Я вчера на стол накрыла
Скатерть белую в цветок
Только вечер мой унылый
Был печально одинок
Я вчера на стол достала
Два бокала и вино
Только ты всё не заходишь
Не приходишь всё равно
Где ты ходишь мой любимый
Где ты ходишь мой дружок
Почему ты не заглянешь
Ко мне в дом под вечерок.
Слайд 14Джива́н Арамаи́сович Гаспаря́н — армянский музыкант и композитор, знаток армянской национальной музыки,
мастер игры на дудуке. Народный артист Армянской ССР (1978). Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Даёт концерты по всему миру. Живёт и работает в Ереване. Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя-дудукиста Джива́на Гаспаря́на сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов.
Слайд 15Дудук
Деревянный духовой музыкальный инструмент
Дудук представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями
и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова. Варианты распространены среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.
Слайд 16Подведем итоги:
-Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.
И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
– У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
- Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Слайд 17Проверь себя
1.Что такое фольклор?
2. Кто из русских композиторов 19 века проявлял
интерес к популяризации русской народной музыки?
3. Как называется белорусский ансамбль, созданный Владимиром Мулявиным?
4. Как называется песня о белорусском заповеднике?
5. Какую песню ансамбля «Иван Купала» вы слушали на уроке?
6. Как называется этот музыкальный инструмент?
7. Назовите русские музыкальные инструменты вам известны?
8. Назовите имя известной узбекской певицы, аккомпанирующей на дутаре?
9. Что это за певец?
10. Музыку какого народа он исполняет?
Слайд 18Ответы:
1. Народная мудрость.
2.
композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и другие.
3. «Песняры»
4. «Беловежская Пуща»
5.Песня «Коляда»
6.Дутар
7. балалайка, гармонь, рожок, свирель, жалейка, ложки и др.
8. Севара Назархан
9. Дживан Гаспарян
10. Армянскую
Слайд 19Сегодня на уроке я :
научился (научилась) …….
Было интересно…..
Было трудно…..
Мне показалось важным…..
Я
понял(а), что……
Что мне дал этот урок для жизни? Чему научил?
Слайд 23Презентацию подготовила учитель музыки МБОУ «Долбенкинская ООШ» Салова Людмила Петровна