Слайд 1«Альбом пьес для детей»
Георгия Васильевича Свиридова
Слайд 2Георгий Васильевич Свиридов – один из самых известных композиторов XX столетия.
С самых первых шагов в волшебном мире музыки, когда он только осваивал музыкальный инструмент и пробовал сочинять на нём и до последних дней своей жизни Георгий Васильевич не расставался с роялем, доверяя ему самые сокровенные и ценные для композитора музыкальные мысли. В музыкальных звуках он старался передать переживания, чувства, наблюдения за жизнью, людьми и природой.
Вот почему главные темы его произведений – Родина, поэтические картины родной земли, образы простых людей.
Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал по случаю рождения сына Георгия и посвятил ему. Композитор назвал его «Альбом для детей»
(1948г.) Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи.
Слайд 3Музыкальные альбомы –собрание разных музыкальных пьес.
"Альбом пьес для детей"
Георгия
Свиридова
является таким значительным событием для нашей детской музыкальной литературы. Он включает 17 небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности.
Слайд 4Названия пьес:
1.Колыбельная песенка
2.Попрыгунья
3.Ласковая просьба
4.Упрямец
5.Звонили звоны
6.Музыкальный ящик
7. Старинный танец
8.Парень с гармошкой
9.Перед
сном
10. Веселый марш
11. Колдун
12.Грустная песня
13.Маленькая токката
14.Зима
15.Дождик
16.Марш на тему М. И. Глинки
17.Музыкальный момент
Слайд 5Главное достоинство пьес Свиридова - яркая образность, свежесть языка, которая сочетается
с доступностью детскому восприятию
Слайд 6«Колыбельная песенка».
В небе звёздочки горят,
В речке струйки
говорят К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:
«Спите, спите поздний час,
Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,
А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.
Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,
Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…
Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра».
Александр Блок
Слайд 7 «Попрыгунья»
Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики,
Весна,
весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут верёвка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт
- Лида, Лида! Вот так Лида!-
Раздаются голоса.-
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
-Я и прямо, Я и боком,
С поворотом, И с прискоком,
И с разбега,И на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
-Я б не так ещё могла!
Агния Барто
Слайд 8 «Ласковая просьба».
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я
волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
- Ничего, шепнул он будто,-
Посидим в тишине!...
Е. Благинина
«Упрямец»
Музыка пьесы рисует картинку непростого разговора. Да-да, это не просто портрет капризного ребенка, а самый настоящий диалог. Ведь упрямиться в одиночестве, без зрителей, совсем неинтересно. Две чередующиеся фразы в разных регистрах подражают голосам ребенка и взрослого. Один голос словно пытается уговорить, второй стоит на своем. А заканчивается пьеса совсем невесело. Как вы думаете, стоило ли упорствовать?
«Упрямец»
Три волшебника злых –
Не Могу. Не Хочу и Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.
Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
- Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
- Не могу,- отвечает она.
Просит мама: «Помой посуду!»
Отвернётся она: «Не буду!»
Надо Кире идти к врачу,
А она своё: «Не хочу!»
Так всегда и повсюду:
- Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
- Не могу!
А других и не знает слов она,
Сразу видно – заколдована!
А. Крестинский, Н. Полякова
Слайд 11 «Звонили звоны».
Кто долго жил в глуши
печальной
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.
Алексей Толстой
Свиридов в своём творчестве часто обращался к русским народным напевам. В основе этойпьесы лежит р. н. п. «Звонили звоны».
Мы словно слышим, как к одному колоколу
присоединяется звон всё новых и новых колоколов. Таким звоном – набатом в старину созывали народ. Тревожный звон оповещал людей о нападении врага, радостный – о возвращении воинов с победой. Русский народ всегда верил в способности колокольного звона отгонять «тёмную, нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить беду.
Слайд 12 «Музыкальный ящик»
Свиридов использует здесь элементы звукоподражания старинной механической
игрушке, переносящей
нас в далёкое прошлое, в сказочный мир волшебных сказок Андерсена. В конце пьесы интонации повторяются, темп замедляется. Может быть, в игрушке заканчивается завод? Грустная мелодия звучит с сожалением, шкатулочка замолкает.
Слайд 13«Старинный танец»
переносит нас во времена благородных рыцарей и прекрасных дам, танцующих
галантный менуэт.
Движения рыцарей горделивы, уверенны, слышно, как бряцает старинное оружие в их руках.
Движения дам неторопливы. Они склоняются перед кавалерами в изысканном реверансе.
Слайд 14«Перед сном»
написана в жанре колыбельной. В светлой музыке с интонациями
русской
народной песни можно услышать сказочный образ Дрёмы. Близость к народной музыке
подчёркивается здесь ладовой переменностью. Пьеса написана в простой трёхчастной форме.
Первая часть светлая, рисует картину мягких сгущающихся сумерек. Она звучит тихо, нежно,
прозрачно, в высоком и среднем регистре. Мелодия плавная, нисходящая, в её основе –
секундовые интонации. Мерные покачивания аккордов словно убаюкивают, усиливая черты
Колыбельной. Средняя часть сумрачная, таинственная. Дрёма приносит с собой волшебные видения.
Слайд 15«Парень с гармошкой»
Как гармошка поёт
Я люблю послушать,
Ведь мелодии её
Трогают мне душу.
Гармонист,
сыграй на ней
О родной сторонке,
Чтоб раздался в тишине
Её голос звонкий!
С. Брискин
В деревнях по праздникам русские люди издавна собирались на гулянья – пели, плясали под народные инструменты. Звучанию гармошки здесь подражают и мелодия и аккомпанемент
(«механичность», однообразие основной темы, аккордовое изложение). Композитор использует лидийский лад, рондообразную форму. Музыка похожа на озорную, весёлую частушку
Слайд 16«Весёлый марш»
Музыка напоена здесь весёлым, беспечным, озорным ликованием. Его можно было
бы назвать «карнавальным маршем»: так и видятся забавные маски, слышится звонкий, заливистый смех.
Слайд 17 «Колдун»
За морями,
за горами
Чёрный жил колдун – злодей.
Не любил злодей людей.
Он жил на острове широком,
Он жил на острове далёком.
Он гостей не принимал,
Детей от дома отгонял.
Никого не уважал,
Всех в округе обижал!
Т. Саксон
Подобно Бабе-Яге, он то бормочет свои страшные заклинания, то взмывает ввысь, несясь
над лесами и полями. Куда несётся? На какие злые дела?
Слайд 18«Грустная песня»
очень печальная, но простая и светлая мелодия, словно очень красивое
пение одинокого женского голоса.
Мелодия сопровождается самым «традиционным» аккомпанементом, напоминающим переборы
гитарных струн:
В контрастной середине мелодия звучит уже у целого хора, будто стремиться вырваться из
круга грустных чувств и настроений
Слайд 19«Маленькая токката».
Это виртуозная пьеса быстрого, чёткого движения ровными длительностями. Технические фигуры
постоянно
проводятся в пьесе то в правой, то в левой руке.
Слайд 20 «Зима пришла»
Где сладкий шёпот моих лесов?
Потоков
ропот, цветы лугов?
Деревья голы, ковёр зимы
Покрыл холмы луга и долы.
Под ледяной своей корой
Ручей немеет всё цепенеет
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет седою мглой.
Е. Баратынский
В музыке «Зимы» - суровая, мерная поступь басов, однообразная, как снежная пелена, покрывшая землю. Строгая «графика» - сначала октавного проведения темы, затем - неторопливо, неумолимо сходящихся и расходящихся диссонирующих голосов и аккордов. Всё словно застыло, скованное льдом и холодом. И как вывод – скорбные интонации в конце пьесы, будто сожаление о надолго ушедшем солнечном тепле, зелёных кущах и цветущих лугах
«Дождик»
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу – лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
З. Александрова
Эта пьеса - картинка весёлого летнего ливня. Нежданно, негаданно налетела тучка.
Льются потоки воды на землю и в один миг лужи превращаются в бурные, стремительно –
бегущие вниз потоки, грозящие затопить всё вокруг. Скорее, скорее бежать спасаться в поисках
укрытия! Поистине нужно обладать редким даром и мастерством высшего класса, чтобы
простыми, но очень меткими и точными средствами нарисовать такую яркую, запоминающуюся картинку – образ.
Слайд 22 «Марш на тему М. И. Глинки»
Пьеса имеет эпиграф:
По склону вверх король повёл Полки своих стрелков.
По склону вниз король сошёл Но только… без полков…
Могущественный король гордо и решительно ведёт свои полки в бой. Он уверен в своей
победе: Но как же меняется он после полученного поражения? И вот перед нами – одинокий, всеми покинутый, поникший «герой»:
Слайд 23«Музыкальный момент».
Момент – это очень короткий, но яркий и
запоминающийся промежуток времени.
В этой пьесе композитор стремился передать момент ожидания какого-то радостного, долгожданного события. Главная мелодия удивительно красивая,
и танцевальная. Она то поднимается вверх, то сбегает вниз, то кружиться на месте. Лёгкие акценты, форшлаги и стаккато в быстром темпе придают её характеру лёгкость, изящество и игривость.
Слайд 24Итог:
Это сочинение наполнено множеством таинственных и красивых находок.
Во-первых – это одно из характерных для свиридовского гармонического и фактурного письма сочинение.
Во-вторых – это сочинение предназначенное не только для детей. Это сборник зрелых, тонких и серьёзных миниатюр. Здесь, как и во многих произведениях композитора, мы видим новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту и выразительность.
Знакомясь с музыкой этого великого русского композитора, мы становимся чуточку лучше, красивее и мудрее. Она заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать.
Г.В. Свиридову принадлежат замечательные слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия».