Презентация
для III открытой городской олимпиады по гитаре, посвященной
240 - летию со дня рождения
Фернандо Сора.
«Творческий путь Ф.Сора»
Выполнена учащимися ДМШ № 3, г. Краснотурьинск
Миняевым Андреем,
Саетбатталовым Павлом,
Тренихиным Александром.
Руководитель: Никопольская М.В.
Слайд 2
Фернандо Сор - один из первых испанских композиторов и гитаристов, завоевавших
широчайшую известность в начале XIX века.
Хозе Ферран Сор-и-Мунтадес (Josep Ferran Sors i Muntades) родился 14 февраля 1778 года в Барселоне (Испания) в семье купца Хуана Сора и его жены Изабеллы Сор-и-Мунтадес.
Церковь святой Марии в Барселоне,
где был крещен Ф.Сор
Слайд 3Музыкальное образование Сор получил в основанной ещё в XIII веке школе
католического монастыря Монсеррат, куда поступил по воле родителей в 12 лет. Там Сор состоял певчим, овладел гармонией, контрапунктом, игрой на органе, скрипке, виолончели. Но самых значительных успехов он достиг в игре на гитаре. Сор пробыл в монастыре 3 года..
Монастырь Монсеррат
Слайд 4Ф. Сор рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную
мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах на острове Калипсо», поставленную в театре Санта Круз в Барселоне.
Оперы Ф.Сора
Слайд 5
В 1798 году он приезжает в столицу город Мадрид, где
придворная дама графиня Альба приглашает его занять должность органиста своей личной церкви и преподавателя гитары для ее дочери. После смерти графини герцог Мединасели назначил Сора придворным музыкантом и управляющим всем имуществом.
Севилья, «Дом Пилата»
- имение Мединасели
Слайд 6Оперы и балеты Ф.Сора
Кроме оперы «Телемах на острове Калипсо», поставленной с
успехом в Барселоне и в Вене, он написал и оперы:
- «Прекрасная Арсоне»,
«Ярмарка в Смирне»,
«Монах с горы святого «Бернардо».
Были поставлены очень модные в то время его балеты, давшие ему славу и доход:
«Геркулес и Уфалия», «Великодушный господин»,
«Le dormen eville»,
«Золушка»,
«Художник–любовник», «Жиль Блас» и «Cендрильон»» (последний был поставлен в Москве с большим успехом и обошел все театры Европы).
Слайд 7 Ф.Сор в Париже
В 1813 году Сор
уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Он становится известным как гитарист и композитор оркестровых произведений.
Слайд 8
В 1815 году, Сор отправляется в Англию, где открывает англичанам
гитару. Фернандо Сор был первым гитаристом, удостоившимся выступить в Лондонском филармоническом обществе, где в 1817 году он исполнил свою симфонию для гитары и струнных инструментов.
Лондон, Букингемский дворец
Ф. Сор в Англии
Слайд 9В Лондоне Сор женится на дочери
известного танцовщика и балетмейстера -
Фелица́те Виржи́нии Гюлле́нь. Супруги представляли собой чету знаменитостей: он — виртуозный гитарист и композитор, она — прима балета.
Фелица́та Виржи́ния Гюлле́нь-Сор
Слайд 10Осенью 1823 года Сор с женой Фелицате Виржинией Гюллень - Сор
приезжает в Москву.
Первым их крупным совместным детищем был балет «Сандрильона», поставленный в 1825 году уже в новом Большом театре. Гюллень - Сор сама исполнила в нем партию Сандрильоны (Золушки).
Большой театр XIX век.
Ф. Сор в России
Слайд 11Ф. Сор в России
Первым русским биографом Фернандо Сора в России стал
Валериан Русанов, опубликовавший очерк об испанском композиторе.
Заслугой В. Русанова явился перевод «Школы» Ф. Сора на русский язык.
Слайд 12Салонные концерты в России.
Всей Москве были известны музыкальные салоны Виельгорского, Волконской,
Грибоедова, Апраксина. Во дворце Степана Апраксина, неоднократно выступал и Ф. Сор.
Слайд 13Ф. Сор и Д. Филд
В Москве Фернандо Сор и Джон Филд
часто выступали вместе. Нередко это были и благотворительные концерты в пользу престарелых и больных артистов. Возможно, через Джона Филда произошло знакомство Фернандо Сора с русским гитаристом Михаилом Тимофеевичем Высотским (1791-1837).
Слайд 14«Траурный марш» Ф.Сора
26 марта 1826 года Россия прощалась с императором Александром
I.
Скорбное шествие в Петербурге сопровождалось звуками «Траурного марша». Автором «Марша» был испанский композитор Фернандо Сор.
Слайд 15Император и музыкант.
Николай I, лично руководивший подготовкой похорон брата, обращается к
Фернандо Сору с просьбой написать «Траурный марш». Многие годы Сор хранил Черную Жемчужину, подарок Александра I .
Слайд 16Николай I и Ф. Сор.
22 августа 1826 года начались торжества по
случаю коронации Николая I. Большой поклонник балета, Николай I обращается к Фернандо Сору с просьбой написать балет, который будет исполняться во время этих торжеств. Так возник «Геркулес и Омфала» — один из лучших балетов испанского композитора.
Слайд 17 «Воспоминание о России»
Примером глубокого проникновения Фернандо Сора в русский
музыкальный фольклор является одно из лучших гитарных произведений композитора — «Воспоминание о России».
В его основе — две народные песни — «Чем тебя я огорчила» и «По улице мостовой».
Слайд 18Ф.Сор «Воспоминание о России»
дуэт ParaDek И.Черкасов, Л.Вельмов.
Слайд 19 Возвращение в Париж
Вернувшись во Францию в 1826 году, Сор поселяется
в Париже, где знакомится со своим знаменитым соотечественником Дионисио Агуадо.
В течение более десяти лет Фернандо Сора связывал творческий союз с Агуадо. Они много раз выступали в дуэте, а Сор посвятил своему младшему коллеге дуэт «Два друга», ор. 41.
Слайд 20Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить
на концертной эстраде, а его "Methode pour la Guitar" (1830, г. Париж), многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
"Methode pour la Guitar"
Слайд 22Рисунки из Школы Ф. Сора
«Школа игры на гитаре»
Слайд 23Ф.Сор «Вариации на темы из оперы «Волшебная флейта»
Слайд 24Последние годы жизни Ф.Сора
Последние годы своей жизни Ф.Сор занимается в
основном педагогической Последние годы жизни Сора были омрачены смертью дочери Хулии в 1837 году. В память о ней Сор сочинил своё последнее оркестровое сочинение — Мессу. Ее смерть ввергла уже больного Сора в серьезную депрессию, и через два года, 10 июля 1839 года, он скончался от рака горла и был похоронен на кладбище Монпарнас в безымянной могиле, обнаруженной лишь сто лет спустя.
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства.
Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли.
Слайд 25 Творческое наследие
Как композитор Сор
известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей, а также песнями и романсами, отмеченными ярким мелодизмом.
Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями.
На стиль Сора оказали влияние композиторы венского классицизма, прежде всего Гайдн и Моцарт.
Сор также имеет большое значение как педагог — его «Школа игры на гитаре», опубликованная в 1830 году, пользовалась огромной популярностью.
Среди учеников Сора — ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.
Русская биография Фернандо Сора проходила на перекрестке знаковых событий истории периода царствований Александра I и Николая I. И это придает ей особую значимость для нас. Фернандо Сор полюбил Россию. Навсегда!
Сегодня в России не найдется ни одного гитариста — от ученика музыкальной школы и до концертирующего артиста — в репертуаре которого не было бы сочинений Фернандо Сора.
Слайд 26Творческое наследие
Сочинения для гитары
Тридцать дивертисментов
Десять циклов вариаций, в том числе Вариации
на тему Моцарта
Одиннадцать фантазий
Тридцать восемь коротких пьес
Двадцать четыре этюда
Двенадцать менуэтов
Большое соло, ор. 14
Серенада, ор. 37
Три сонаты, ор. 15, ор. 22, ор. 25
Двадцать четыре вальса
Шесть багателей
Переложение арий из «Волшебной флейты» Моцарта, ор. 19 и др.
Слайд 27 Основные сочинения Ф.Сора
Балеты
«Смирнская ярмарка»
«Щедрый хозяин»
«Золушка»
«Влюблённый художник»
«Геркулес и Омфала»
«Сицилиец»
«Хасан и
калиф»
Оперы
«Телемах»
«Дон Трастулло»
Вокальные сочинения
Болеро и сегидильи для голоса в сопровождении гитары или фортепиано
Итальянские ариетты для голоса и фортепиано
Испанские, итальянские и английские песни и дуэты для голоса и фортепиано
Слайд 28Список используемой литературы и источников:
1. Электронный журнал «История гитары в лицах»
статья М. Вайсборда «Император и музыкант» 2005г.
2. Интернет ресурсы: guitarmag.net., abc-guitar.narod.ru.
guitarists.ru.
3. Джеймс Вестбрук «Век, создавший гитару» Классика XXI ,2012.
4. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней М.1991.
5. Вещицкий П.Ларичев Е. Справочник, Композитор 2000.