Планируемые результаты урока:
Предметные:
1) умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса,
выражать их в размышлениях о музыке;
2) знание имен композиторов П.И. Чайковского, А. Вивальди, Г.В. Свиридова.
3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
Метапредметные:
1) размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства;
2) использование разных источников информации;
3) применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач.
Личностные:
1) развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-
ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
2) наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей,
включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
3) формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной
музыкально-учебной деятельности.
2. Работа с учебником
Рассмотрим иллюстрации учебника: Большой театр, Третьяковская галерея,
Большой зал Московской консерватории.
Что их объединяет? (Искусство). Сюда приходит множество людей, чтобы встретиться с
прекрасным. Человеку необязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы
любить хорошую музыку, любоваться картинами художников, читать книги….
Почему искусство может быть понято многими людьми?
(Искусство – один из способов познания мира).
Осень никогда не повторяется, каждый год она восхищает и радует людей своим прекрасным
видом. Какие чувства возникают у нас с приходом осени?
(Радость, грусть, нежность, ожидание…)
Многие писатели, художники и композиторы восхищались осенью, и каждый по-своему
изобразил ее в своих произведениях. Почему они часто обращались к теме осени?
(они выражали свои чувства, любовь к родной природе)
Как можно передать красоту осеннего пейзажа? (в стихах, с помощью красок и кисти, музыки)
А.С. Пушкин из всех времен года любил осень. Все знают эти строки:
«Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса…»
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лет
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Кружатся медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
Всему настал покой, прими ж его и ты, Певец, державший стяг во имя красоты.
Что связывает стихи и музыку?
Анализ картин
Сравнивая две картины мы видим два осенних состояния: пасмурный день, увядшая листва. На
первый взгляд сюжет произведений выражен в названии. Но, всматриваясь в полотна глубже,
понимаешь, что в них скрыто что-то большее.
«Осенний день. Сокольники». Парк, женская фигура, идущая нам на встречу. Мы проникаемся
состоянием этой женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о
прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или о чём-то ушедшем, далёком, но
дорогом сердцу?
«Опавшие листья». Когда-то впервые распустились листья навстречу весеннему солнцу, росли и
ярко зеленели, радуясь вечно теплому и приветливому миру. Но вот все изменилось, и теперь они
лежат на земле; они все еще прекрасны, но ничто никогда не вернет им прежних красок, прежнего
веселого трепетания.
Вывод:
Во всех видах искусства (произведениях ) есть общая тема – осень. Изучая произведения
различных видов искусства, написанных на одну тему, мы способны глубже понять их смысл,
схожие образы и настроения.
Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на уроке? Какие общие понятия для музыки и живописи вы открыли для себя на уроке?
(пространство, контраст, нюанс, музыкальные краски и т.д.)
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть