Слайд 1Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах
на уроках музыки
Слайд 2
ЦЕЛЬ:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ.
Задачи:
Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.
Развивать умение слушать многоголосную музыку и различать разные инструменты.
Закреплять знания о музыкальных инструментах и инструментах детского оркестра.
Побуждать к игре на различных детских музыкальных и шумовых инструментах индивидуально и в оркестре.
Создавать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей шумовых инструментов и исполнительских приемов
Слайд 3
Реализация проекта через:
Экспериментирование со звуками,
Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала
с детьми «Музыкальная мастерская»
Привлечение родителей к общей игре с детьми.
Использование разных бытовых предметов в шумовом оркестре.
Слушание музыки в исполнении педагога и аудиозаписи.
Взаимодействие со школой Искусств.
Озвучивание стихов и сказок разными детскими и шумовыми инструментами.
Слайд 4Виды деятельности :
Тематические занятия:
- «Музыкальная мастерская.»
- «Игрушки-погремушки.»
- «Металлический
звук.»
- «Деревянные инструменты.»
- Викторина «Звуки бывают разные»
Интегрированные занятия:
- «Оркестровый урок.»
- «Магазин музыкальных инструментов.»
- «Как мы слышим сказку?»
Развлечение:
- «Музыкальная гостиная.»
Слайд 51. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Школьники используют 2 типа звучащих предметов:
Музыкальные игрушки.
Детские музыкальные
инструменты.
Слайд 7Музыкальные игрушки делятся на следующие виды:
1.Неозвученные (лишь изображающие инструменты) –
предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относятся:
Плоскостные балалайки, гармошки, гитары и т.д.;
Макеты пианино, гармошки и др.;
Лесенки с мелким игровым материалом.
Слайд 82. Озвученные.
К ним относятся:
С нефиксированным звуком: погремушки;
Со звуком
определенной высоты: дудки, свистульки, свистки, бубенчики, музыкальные молоточки;
С фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные открытки, музыкальные ящички.
Слайд 9
ГРУППЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ :
Струнные ДМИ: цитра, цимбала, арфа, гусли
Слайд 10Духовые ДМИ: флейта (блок-флейта), триола, губная гармошка, дудочка
Слайд 11Ударно-клавишные ДМИ:
пианино, рояли (озвученные
модели)
Слайд 12Клавишно-язычковые ДМИ: Аккордеоны, баяны, гармошки
Слайд 13Ударные ДМИ: деревянные ложки,
трещотки, треугольник, колотушка,
коробочка, колокольчики, бубен,
барабан,
румба, тарелки, кастаньеты
Слайд 14Ударно-мелодические ДМИ с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофоны
Слайд 15Электромузыкальные ДМИ: «Фаэми», синтезаторы.
Слайд 16Требования к музыкальным инструментам:
Быть хорошо настроенными
Иметь определенный чистый тембр;
Быть удобными для
детей с точки зрения размера и веса;
Обладать простой конструкцией;
Быть прочными, пригодными для частого использования в быту;
Количество духовых инструментов должно соответствовать количеству детей, в противном случае необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования (протирать спиртом или марганцовкой мундштук инструмента, по окончании игры удалять накопившуюся влагу).
Слайд 172. ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР
Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования.
Разновидности
детского оркестра:
Шумовой оркестр
Включает в себя разные типы ударных инструментов,
не имеющих мелодического звукоряда.
Ансамбль
Состоит из одинаковых или однотипных музыкальных
инструментов.
Смешанный оркестр
Включает в себя разные группы инструментов.
Слайд 18ШУМОВОЙ ОРКЕСТР
В шумовом оркестре используются
колокольчики, барабаны, бубны,
погремушки, коробочки.
В таких оркестрах
подбирают такие тембры, которые
выразительно подчеркивают характер
музыки, вносят элементы
изобразительности.
Слайд 19ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ:
Побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре и
игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга;
Побуждать детей стараться передавать настроение, выраженное в музыке.
Одна из разновидностей шумового оркестра –
ансамбль ложкарей (средняя и старшая группа).
Кроме ложек в него включают несколько других
ударных инструментов (бубен, треугольник,
трещотки и т.д.)
Слайд 20СМЕШАННЫЙ ОРКЕСТР
Состав оркестра (вид и количество инструментов) определяется
исходя из характера
музыки. При исполнении народных
мелодий следует привлекать народные инструменты (ложки,
баян, трещотки, бубны и т.д.). Для классической музыки они не
приемлемы. Здесь лучше использовать аналоги инструментов
симфонического оркестра: треугольник, ксилофон, флейта,
металлофон и др.
Соотношение количества инструментов в каждой группе
(струнные, ударные, духовые) определяются по яркости
тембров. Струнных инструментов – в 2 раза больше, чем
звонких металлофонов. Аккордеонов или триол, имеющих
яркое звучание, может быть немного (2-4 инструмента)
Количество ударных – не большое.
Слайд 21
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ОРКЕСТРЕ:
1. Знакомство (восстановление в памяти знакомой) мелодии.
2.
Пропевание мелодии со словами и без слов (на слоги та, ти или др.).
3. Определение с помощью моделирования направления движения звуков мелодии (выкладывание карточек на фланелеграфе, показ направления мелодии рукой, на лесенке).
4. Прохлопывание ритмического рисунка с использованием моделирования, подтекстовок (на ритмослоги, рифмовки).
5. Исполнение мелодии на клавиатуре с одновременным пропеванием.
6. Воспроизведение мелодии на музыкальных инструментах.
7. Партии шумовых инструментов и инструментов, не имеющих звукоряда, выучиваются под фортепианное сопровождение, под пение.
8. Соединение оркестровых партий. Работа над слаженностью и выразительностью исполнения.
Слайд 22К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ
Знать, называть все известные детские
инструменты (различать их тембр, правильно извлекать звук);
Уметь играть простейшие пьесы (на двух пластинках металлофона, а также в ритмическом оркестре);
Уметь импровизировать вопросную, ответную интонации, ритмические особенности польки, вальса, марша.