Слайд 1Симфония
Презентация к проекту « Симфоническая музыка»
Музыка 7 класс.
Подготовила ученица 7 класса
МОУ СОШ с. Большой Мелик Саяпина Алена
Слайд 2Цели и задачи проекта
Воспитание слушателей, любящих музыку разных стилей и жанров.
Воспитание
вкуса слушателей в классической музыке.
Поднятие престижа музыкального образования.
Музыка как связь поколений и средство общения.
Просвещение в широком понимании этого слова.
Слайд 3История возникновения
В античности — в Древней Греции и в Древнем Риме
— «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов. Термин «симфония» в то время относили и к гармонии сфер, например в трактате Аристотеля «О небе»
Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии». В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию. В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. Введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году неаполитанский тип увертюры состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе (аллегро), 2-я — в медленном (адажио или анданте).
Оперные увертюры со временем стали исполняться и вне театра, в концертах, что способствовало превращению симфонии, уже в первой трети XVIII века ,в самостоятельный вид оркестровой музыки. Обособившись от оперы, симфония поначалу сохраняла и яркие, выразительные музыкальные темы. В дальнейшем на развитие симфонии оказывали влияние различные виды как оркестровой, так и камерной музыки
Слайд 4В поисках формы
В свою очередь, симфония, по мере обретения самостоятельности в
форме и содержании оказывала влияние на развитие многих жанров и форм, в том числе преобразовала инструментальный концерт и вытеснила некогда популярный жанр сюиты. Уже в первой половине XVIII века популярность симфонии была так велика, а сочинение её полагалось делом настолько несложным, что «музыкальное общество немецкой школы» около 1735 года постановило «от всякого кандидата требовать в виде вступительного взноса подачу симфонии, собственного изготовления, или же стоимости её в размере полутора талеров»
В этот период постоянные оркестры с более или менее устойчивым составом были ещё редки, композиторское творчество оказывалось в прямой зависимости от наличного состава оркестра — чаще всего струнного, иногда дополненного тем или иным количеством духовых. Композиторы, и в первую очередь Дж. Б. Саммартини, автор многочисленных сочинений этого жанра, используя черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, создали модель «предклассической» симфонии — трёхчастного цикла для струнного оркестра. Симфонии исполнялись уже не только в светских концертах, но и в церквах. В Турине в церкви симфония исполнялась ежедневно, в определённое время — от 11 до 12 часов. В партитурах струнные инструменты постепенно дополнялись духовыми — гобоями или флейтами, валторнами и трубами; так камерный струнный оркестр превращался в симфонический.
Слайд 5Классическая симфония
В дальнейшем развитии жанра выдающуюся роль сыграла венская классическая школа. «Отцом
симфонии» называют Йозефа Гайдна, автора 104 сочинений этого жанра: в его творчестве завершилось формирование классической симфонии, утвердились основные черты её структуры — последовательность внутренне контрастных, но объединённых общей идеей частей. У Гайдна, а затем и у В. А. Моцарта каждая часть обрела самостоятельный тематический материал, единство цикла обеспечивалось тональными сопоставлениями, а также чередованием темпов и характера тем. У Гайдна впервые появились программные симфонии: № 6 («Утро») № 7 («Полдень») № 8 («Вечер»), по форме ещё близкие к жанру концерта с солирующим инструментом, и Симфония № 45 («Прощальная»).
Если симфонии Гайдна отличались изобретательностью тематического развития, то Моцарт внёс в симфонию драматическую напряжённость, придал ей ещё большее стилевое единство. Три последние симфонии Моцарта (№ 39, № 40 и № 41) считаются в
Классическая симфония, сложившаяся в последней четверти XVIII века, в том виде, как она представлена в творчестве венских классиков, обычно состоит из четырёх частей:
1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
ысшим достижением симфонизма XVIII века.
Слайд 6
В. А. Моцарт.(1756 –
1791) Й. Гайдн.(1732 – 1809)
Слайд 7Симфонический оркестр
С развитием симфонии изменение оркестрового мышления композиторов отразилось и на
составе оркестра. «Классический» состав симфонического оркестра окончательно сложился в партитурах Бетховена и в музыковедении именуется «бетховенским»; помимо струнных смычковых инструментов, он предполагал парный состав деревянных духовых: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета и 2 фагота, — а также 2, 3 или 4 валторны, 2 трубы и литавры.
Слайд 8Не меньшее влияние симфоническое творчество романтиков оказывало и на качество оркестров,
предъявляя высокие требования к технике оркестровых музыкантов. Изменилась и функция дирижёра, который в эпоху романтизма впервые повернулся лицом к оркестру, Именно в этот период, во второй половине XIX века, дирижирование превратилось в самостоятельную профессию: управление разросшимся и усложнившимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости. Совершенствование оркестра, расширение его возможностей, в свою очередь, поощряло дальнейшие поиски композиторов. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.
Слайд 9Симфония в России
Первым образцом жанра в России может считаться «Концертная симфония» Д. С. Бортнянского,
написанная в 1790 году для камерного ансамбля. М. И. Глинка оказал решающее влияние на формирование стилистических особенностей русской симфонии.
В России симфонизм фактически зародился уже в эпоху романтизма, миновав, таким образом, «классическую» стадию развития жанра; симфонии композиторов Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») — М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и А. П. Бородина — отличает ярко выраженный национальный характер. музыковеды различают в русском симфонизме два направления, лирико-драматическое и повествовательно-эпическое.
Наиболее широкое международное признание получило творчество П. И. Чайковского — представителя лирико-драматического направления. Чайковский в своих симфониях нередко обращался к русским народным песням, но также и к мелодике городского романса. придерживался классической формы и, соответственно, «классической» линии в оркестровке, сочетая поиски психологической выразительности с очень экономным использованием оркестровых средств: именно в своих симфониях, в отличие от поздних опер и балетов, Чайковский отказывался от расширения оркестра.
Чайковский — «единственный среди симфонистов второй половины XIX века — достиг бетховенской силы в обобщении идей и образов, снова сделал симфонию высшим музыкальным жанром, поднял симфонию на высоту „искусства самых высоких помыслов", на уровень „эмоциональной философии в звуках"» (Н. В. Туманина).
Слайд 11Симфония в XX веке
Начиная со второй половины 19 века и особенно
в 20 веке произошла дальнейшая трансформация симфонии. Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония Яна Сибелиуса) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более. Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную "Симфония тысячи участников" (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения). Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала. Современная симфоническая музыка, как вся музыка 20 века, находится в активном творческом поиске. Симфоническая музыка в современной обработке, как и в традиционном, классическом звучании, по-прежнему востребована на мировых сценических площадках. Появляются новые жанры - симфоник-рок, симфоник-метал. А значит, жизнь симфонической музыки продолжается.
Слайд 12Влияние классической музыки на подростков
Мы остановимся на одном влиянии на личность
– влиянии музыки. Она, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки – это язык души. Музыка может быть связью между родителями и подростком.
Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы; оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно контролировать собственное поведение, подчинять его своей власти. Ко всему этому музыка причастна напрямую.
Слайд 13Вопросы для любознательных
Что, в переводе с греческого языка обозначает слово «
симфония»?
Как называется первая часть симфонии?
Жанр симфонии это …?
Кто из композиторов написал 104 симфоний?
Какую симфонию играли на палубе тонущего "Титаника«?
Назовите 2-х русских композиторов и 2-х зарубежных.