Презентация, доклад Образы главных героев оперы П.И. Чайковского Пиковая дама

Содержание

Опера «Пиковая дама» «Пиковая дама» - грандиозная и глубокая, по своей реалистичности, музыкальная трагедия – занимает место в ряду высших достижений русской культуры. Это произведение классического музыкального искусства, которым может по праву можно гордится наша страна. «Пиковая

Слайд 1Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования
«Приморская детская школа искусств» п.Катунино

Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна

Образы главных героев оперы  П.И. Чайковского  «Пиковая дама»Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Приморская детская школа

Слайд 3Опера «Пиковая дама»
«Пиковая дама» - грандиозная и глубокая, по своей реалистичности,

музыкальная трагедия – занимает место в ряду высших достижений русской культуры. Это произведение классического музыкального искусства, которым может по праву можно гордится наша страна.
«Пиковая дама» - является вершиной оперной драматургии Чайковского, которая свидетельствует о постоянной эволюции его творческого сознания. Это синтез музыкальных произведений влиявших на Чайковского: немецкий романтизм, французская музыка с ссылкой на «Кармен» в сцене с детьми играющими в солдатиков, ария графини «Я боюсь…» заимствованная из А.Гретри «Ричард Львиное Сердце»; православно-религиозная музыка, русские народные мелодии и, конечно, В.А. Моцарт.

Опера «Пиковая дама»	«Пиковая дама» - грандиозная и глубокая, по своей реалистичности, музыкальная трагедия – занимает место в

Слайд 4Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
М.И. Чайковский


«…Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некого Кленовского и в течение трех лет сделал очень удачное либретто …

Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.М.И. Чайковский «…Я решил отказаться от всех заграничных

Слайд 5Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
Но сей

последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со совей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился… Мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь а уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом будут инструментовать его.»

Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.	Но сей последний от сочинения музыки в конце

Слайд 6 Сила произведения заключена прежде всего в его потрясающем интонационном реализме, в

точности передачи проявления человеческих чувств, которая позволяет слушателю до самых мельчайших подробностей понять душевное состояние главных действующих лиц драмы – Германа и Лизы, старой графини. Затем – в конкретности и в глубине их музыкальных характеристик.
Наконец, – в динамике развития действия, создаваемой модификацией образов в вокальных партиях и в оркестровых характеристиках, соответственно развертыванию событий драмы, при «неподвижности» локального и эпохального фона – бытовых и жанровых сцен.
Сила произведения заключена прежде всего в его потрясающем интонационном реализме, в точности передачи проявления человеческих чувств, которая

Слайд 7Образ Германа в опере.
Образ Германа – меньше всего образ традиционного

оперного любовника. Это образ смелого и волевого человека, остро переживающего трагедию своего социального и имущественного неравенства в обществе гвардейской «золотой молодежи» и «большого света» и решившего во что бы то ни стало завоевать себе место равного, а может быть и высшего в окружающей его среде.

«Пиковая дама». Германн.
Художник А. Поляков. 1963–1964

Образ Германа в опере. 	Образ Германа – меньше всего образ традиционного оперного любовника. Это образ смелого и

Слайд 8С первого появление на сцене, Герман охвачен всепоглащающей любовью к незнакомой

девушке. Эта любовная страсть управляет всеми его поступками. О расчётливости и рассудительности здесь не может быть и речи.

Чайковский полностью отождествляет себя с этими страдающим героем. Герман Чайковского значительно отличается от пушкинского. Он сердечнее и глубже. Герман хочет разбогатеть для того, чтобы стать знатным и равным Лизе.

С первого появление на сцене, Герман охвачен всепоглащающей любовью к незнакомой девушке. Эта любовная страсть управляет всеми

Слайд 9«Я имени ее не знаю»

У рассудительного и осторожного Германа пылкая и

страстная душа. Ему доступно чувство сильной возвышенной любви. Эта любовь тем сильнее, что она облечена в препятствия: скромное положение в обществе, отсутствия средств не позволяют Герману и думать о браке – законного обладания любимой девушкой. Но это не только не охлаждает его чувства, а еще с большей силой его распаляет.

Ариозо развивает мелодию, звучавшую в оркестре при первом появлении Германа. Страстная, мятущаяся душа Германа отражена в музыке, полной глубокой тоски и волнения. Ариозо заканчивается ярким патетическим возгласов.

«Я имени ее не знаю»	У рассудительного и осторожного Германа пылкая и страстная душа. Ему доступно чувство сильной

Слайд 10«Прости, небесное созданье»
Ариозо несет новый поворот чувства: не страсть слышится в

нём, а мольба о сожалении. Опьянённый страстью, отчаянием, решимостью, Герман словно внезапно остановился «перед святыней красоты» и внутренне преклонился перед тем бесконечным высоким началом, которое заключено в женской любви.
Нежная грустная мелодия, полная большого и сильного чувства, смягчённого глубокой печалью, разрастается от первых тихих фраз к патетическому возгласу. Это – момент душевного перелома, когда, казалось бы , должно торжествовать всё прекрасное и доброе, что до сих пор было заглушено ненавистью…

«Прости, небесное созданье»	Ариозо несет новый поворот чувства: не страсть слышится в нём, а мольба о сожалении. Опьянённый

Слайд 11Сцена в спальне графини
Самый решающий драматический момент. Из самой глубины нижнего

регистра оркестра, как зловещий призрак, поднимается тема трёх карт.
Герман выходит из-за занавеса, графиня просыпается и в ужасе шевели губами. Между двумя участниками происходит диалог, но при этом графиня не произносит ни слова. Она молчит скованная страхом. Однако в музыке переданы все её переживания, ужас предчувствия смерти. Повелительный жест руки передан в музыке звучанием труб.
Речитативы Германа – отрывочные, разорванные – проводятся на фоне страшной музыки, рождающей ощущение захватывающего ужаса перед предсмертной агонией перепуганного человека.

Партия Германа исключительна выразительная, в ней есть мольба, отчаяние, заклинания угрозы. Он, охваченный безумной идеей, не замечает веянья приближающейся смерти. Когда графиня умирает, Герман не видит её смерти и фраза «Полноте ребячится! Хотите ли назначить мне три карты? Да или нет?» – идет на фоне торжественно звучащих аккордов, передающих величие смерти.

Сцена в спальне графини	Самый решающий драматический момент. Из самой глубины нижнего регистра оркестра, как зловещий призрак, поднимается

Слайд 12«Что наша жизнь? Игра!»
В опере все сосредоточено на душевном состоянии

героя, и центральным моментом заключен
в арии «Что наша жизнь? Игра!». Это - отрицание чести и морали.Трудно передать сильнее и лаконичнее, чем это сделал Чайковский, состояние вызова, душевного опьянения, предчувствия победы.

Герман царит над толпой., возбуждая страх, любопытство и восхищение. И в то же время ария – это не демоническая песня – простота интонации, злобная энергетика и крайняя реалистичность, отсутствие преувеличения в патетике, делают ее действительно дерзким вызовом обществу.

«Что наша жизнь? Игра!» 	В опере все сосредоточено на душевном состоянии героя, и центральным моментом заключен в

Слайд 13Образ графини
В опере графине бездейственна; меткими музыкальными штрихами Чайковский показывает её

полную отрешённость от реальной жизни. Графиня в опере Чайковского, как и в повести Пушкина, - случайно уцелевший обломок далёкого прошлого. Но графиня – хранительница тайны трёх «чудодейственных» (по мнению Чайковского) карт; той тайны, вокруг которой завязываются развиваются и приводят к трагической развязке все драматические события оперы. И Чайковский на протяжении всей оперы неизменно подчёркивает эту связь роковой тайны трёх карт со старой графиней.
Образ графини 	В опере графине бездейственна; меткими музыкальными штрихами Чайковский показывает её полную отрешённость от реальной жизни.

Слайд 14«Ах, постыл мне этот свет»
Ария –воспоминания старого человека о прошлом

- идет на фоне изнывающей «менуэтной» фразировки. После слов «А бывало кто танцевал?» читаются царские особы ныне уже покойные, причем в оркестре подбираются подходящие тембры. Мемуары доходят до описания успеха самой графини: холодный ветерок скрипки с сурдинами проносится по комнате..

Всё застыло, – и сентиментальная песенка Гретри звучит как жуткий голос с того света. Придя в себя от грёз графиня гонит приживалок и засыпает («менуэтная» фраза теперь звучит у кларнетов; трепетные вздрагивания у струнных). Снова песенка сквозь сон. Менуэтная фраза слышится в последний раз у струнных. Наступает могильная тишина.

«Ах, постыл мне этот свет» 	Ария –воспоминания старого человека о прошлом - идет на фоне изнывающей «менуэтной»

Слайд 15Призрак Графини.
Появление призрака графини сопровождается в оркестре драматической, даже грозной музыкой,

полной внутренней напряженности. Слова о картах, который произносит призрак, звучат тихо, чуть слышно. Здесь Чайковский широко использует музыку, из сцены с приживалками и засыпанием графини, но в значительно измененном виде, так что образ графини принимает новые фантастические черты.
Призрак Графини.	Появление призрака графини сопровождается в оркестре драматической, даже грозной музыкой, полной внутренней напряженности. Слова о картах,

Слайд 16Образ Лизы.
Лиза о опере Чайковского – глубоко трагический образ.
Лиза тоже

чужая в окружающем ее обществе. Бедная родственница в доме богатой сумасбродной старухи, она чувствует свое зависимое положение. И это обостряет ее критическое отношение к окружающему, повышает и углубляет ее запросы. Ее ответное чувство к Герману понятно : она ищет и находит свое героя вне своего круга.
Цельная и глубокая натура, Лиза принесла в жертву любви свою жизнь. Отринутая Германом, потерявшая со своей любовью всё, Лиза покончила с собой.

Образ Лизы.	Лиза о опере Чайковского – глубоко трагический образ. 		Лиза тоже чужая в окружающем ее обществе. Бедная

Слайд 17Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы…»
Перед нам раскрывается душа молодой девушки, с

ее мечтами о счастье, с ее представлениями любви.
Облик Лизы обрисован Чайковским с исключительной любовью. Впервые он раскрыт композитором, переломленным через чувство Германа к ней. Ариозо Лизы – один из самых сильных, ярких по музыке эпизодов в опере. Этот монологе обращения к ночи, этом замечательном образце симфонического ноктюрна, раскрывает поэтический облик любящей русской девушки.

Прекрасная, полная трепета юной души мелодия, как бы всплывающая на фоне волнообразных пассажей оркестра, растущая и ширящаяся по мере роста любовных чувств, выражается с огромной жизненной силой страсть, охватившую Лизу.

Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы…»	Перед нам раскрывается душа молодой девушки, с ее мечтами о счастье, с ее

Слайд 18«Ах, истомилась я горем…»
Ариозо льется протяжно и широко. Скорбная мелодия, на

развитии которой построена ариозо Лизы, напоминает грустные народные плачи и причитания по умершим. Глубокая скорбь выражена с то благородной сдержанностью, с какой всегда говорит о горе и несчастье русское народное искусство.
Суровая мерная тема в оркестровом вступлении к арии воплощает образ роковой судьбы Лизы. Страдание, горечь души и не изжита любовь наполняют музыку арии.
«Ах, истомилась я горем…»	Ариозо льется протяжно и широко. Скорбная мелодия, на развитии которой построена ариозо Лизы, напоминает

Слайд 19Заключение.
Великое творение Чайковского стало новым словом не только в творчестве

самого композитора, но и в развитии всей русской оперы прошлого столетия. Никому из русских композиторов, кроме Мусоргского, не удавалось достигнуть такой неотразимой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками. Не случайно эта опера вызвала такой обостренный интерес у ряда представителей новых молодых художественных течений, возникающих на рубеже XIX и XX веков. И до сих пор «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.
Заключение. 	Великое творение Чайковского стало новым словом не только в творчестве самого композитора, но и в развитии

Слайд 20Список литературы:
1. Асафье Б.В.О музыке Чайковского. Ленинград: Изд-во «Музыка»,1972, с.327-362
2.

Берлянд-Чёрная Е. Пушкин и Чайковский Музгиз,1950, с.100-141
3.Богданов-Березовский В. Оперное и балетное творчество Чайковского. М.: гос. изд-во «Искусство», 1940, с.77-89
4.Соловцов А. Пиковая дама П.И. Чайковского. М.: Гос. муз.изд-ние : изд третье, 1959.
5.Сто лучших опер.  М.:Изд-во «Музыка»,1979 г.
6.Русская музыкальная литература (выпуск 3). Издательство “Музыка”. Ленинградское отделение 1972 г.
7.Туманина Н. П.И. Чайковский Великий мастер М.: Изд-во «Наука», 1968., с.297-345.
8.Туманина Н. Чайковский и музыкальный театр. М.: Государственное мзыкально изд-во., 1961, с.192-228
Электронные источники сети интернет:
9.ФЭБ:Фундаментальная электронная библионетка Русская литература и фольклер .
10.http://feb-web.ru/feb/pushkin/music/composers/chaikovsky/libretto/lpd/lpd-001-.htm
11. a4format.ru
12. video.athenaeum.ruhttp://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgicheskie-paradoksy-v-opere-p-chaykovskogo- pikovaya-dama
13 https://yandex.ru/images/searchgh
14. https://yandex.ru/images/search7evdj&j
15. https://yandex.ru/images/search?p=3&text
16. https://yandex.ru/images/search?p=5&text

Список литературы: 1. Асафье Б.В.О музыке Чайковского. Ленинград: Изд-во «Музыка»,1972, с.327-3622. Берлянд-Чёрная Е. Пушкин и Чайковский Музгиз,1950,

Слайд 21Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования
«Приморская детская школа искусств» п.Катунино

Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна

Образы главных героев оперы  П.И. Чайковского  «Пиковая дама»Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Приморская детская школа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть