Слайд 1Образы главных героев оперы
П.И. Чайковского
«Пиковая дама»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Приморская детская школа искусств» п.Катунино
Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна
Слайд 3Опера «Пиковая дама»
«Пиковая дама» - грандиозная и глубокая, по своей реалистичности,
музыкальная трагедия – занимает место в ряду высших достижений русской культуры. Это произведение классического музыкального искусства, которым может по праву можно гордится наша страна.
«Пиковая дама» - является вершиной оперной драматургии Чайковского, которая свидетельствует о постоянной эволюции его творческого сознания. Это синтез музыкальных произведений влиявших на Чайковского: немецкий романтизм, французская музыка с ссылкой на «Кармен» в сцене с детьми играющими в солдатиков, ария графини «Я боюсь…» заимствованная из А.Гретри «Ричард Львиное Сердце»; православно-религиозная музыка, русские народные мелодии и, конечно, В.А. Моцарт.
Слайд 4Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
М.И. Чайковский
«…Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некого Кленовского и в течение трех лет сделал очень удачное либретто …
Слайд 5Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
Но сей
последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со совей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился… Мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь а уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом будут инструментовать его.»
Слайд 6 Сила произведения заключена прежде всего в его потрясающем интонационном реализме, в
точности передачи проявления человеческих чувств, которая позволяет слушателю до самых мельчайших подробностей понять душевное состояние главных действующих лиц драмы – Германа и Лизы, старой графини. Затем – в конкретности и в глубине их музыкальных характеристик.
Наконец, – в динамике развития действия, создаваемой модификацией образов в вокальных партиях и в оркестровых характеристиках, соответственно развертыванию событий драмы, при «неподвижности» локального и эпохального фона – бытовых и жанровых сцен.
Слайд 7Образ Германа в опере.
Образ Германа – меньше всего образ традиционного
оперного любовника. Это образ смелого и волевого человека, остро переживающего трагедию своего социального и имущественного неравенства в обществе гвардейской «золотой молодежи» и «большого света» и решившего во что бы то ни стало завоевать себе место равного, а может быть и высшего в окружающей его среде.
«Пиковая дама». Германн.
Художник А. Поляков. 1963–1964
Слайд 8С первого появление на сцене, Герман охвачен всепоглащающей любовью к незнакомой
девушке. Эта любовная страсть управляет всеми его поступками. О расчётливости и рассудительности здесь не может быть и речи.
Чайковский полностью отождествляет себя с этими страдающим героем. Герман Чайковского значительно отличается от пушкинского. Он сердечнее и глубже. Герман хочет разбогатеть для того, чтобы стать знатным и равным Лизе.
Слайд 9«Я имени ее не знаю»
У рассудительного и осторожного Германа пылкая и
страстная душа. Ему доступно чувство сильной возвышенной любви. Эта любовь тем сильнее, что она облечена в препятствия: скромное положение в обществе, отсутствия средств не позволяют Герману и думать о браке – законного обладания любимой девушкой. Но это не только не охлаждает его чувства, а еще с большей силой его распаляет.
Ариозо развивает мелодию, звучавшую в оркестре при первом появлении Германа. Страстная, мятущаяся душа Германа отражена в музыке, полной глубокой тоски и волнения. Ариозо заканчивается ярким патетическим возгласов.
Слайд 10«Прости, небесное созданье»
Ариозо несет новый поворот чувства: не страсть слышится в
нём, а мольба о сожалении. Опьянённый страстью, отчаянием, решимостью, Герман словно внезапно остановился «перед святыней красоты» и внутренне преклонился перед тем бесконечным высоким началом, которое заключено в женской любви.
Нежная грустная мелодия, полная большого и сильного чувства, смягчённого глубокой печалью, разрастается от первых тихих фраз к патетическому возгласу. Это – момент душевного перелома, когда, казалось бы , должно торжествовать всё прекрасное и доброе, что до сих пор было заглушено ненавистью…
Слайд 11Сцена в спальне графини
Самый решающий драматический момент. Из самой глубины нижнего
регистра оркестра, как зловещий призрак, поднимается тема трёх карт.
Герман выходит из-за занавеса, графиня просыпается и в ужасе шевели губами. Между двумя участниками происходит диалог, но при этом графиня не произносит ни слова. Она молчит скованная страхом. Однако в музыке переданы все её переживания, ужас предчувствия смерти. Повелительный жест руки передан в музыке звучанием труб.
Речитативы Германа – отрывочные, разорванные – проводятся на фоне страшной музыки, рождающей ощущение захватывающего ужаса перед предсмертной агонией перепуганного человека.
Партия Германа исключительна выразительная, в ней есть мольба, отчаяние, заклинания угрозы. Он, охваченный безумной идеей, не замечает веянья приближающейся смерти. Когда графиня умирает, Герман не видит её смерти и фраза «Полноте ребячится! Хотите ли назначить мне три карты? Да или нет?» – идет на фоне торжественно звучащих аккордов, передающих величие смерти.
Слайд 12«Что наша жизнь? Игра!»
В опере все сосредоточено на душевном состоянии
героя, и центральным моментом заключен
в арии «Что наша жизнь? Игра!». Это - отрицание чести и морали.Трудно передать сильнее и лаконичнее, чем это сделал Чайковский, состояние вызова, душевного опьянения, предчувствия победы.
Герман царит над толпой., возбуждая страх, любопытство и восхищение. И в то же время ария – это не демоническая песня – простота интонации, злобная энергетика и крайняя реалистичность, отсутствие преувеличения в патетике, делают ее действительно дерзким вызовом обществу.
Слайд 13Образ графини
В опере графине бездейственна; меткими музыкальными штрихами Чайковский показывает её
полную отрешённость от реальной жизни. Графиня в опере Чайковского, как и в повести Пушкина, - случайно уцелевший обломок далёкого прошлого. Но графиня – хранительница тайны трёх «чудодейственных» (по мнению Чайковского) карт; той тайны, вокруг которой завязываются развиваются и приводят к трагической развязке все драматические события оперы. И Чайковский на протяжении всей оперы неизменно подчёркивает эту связь роковой тайны трёх карт со старой графиней.
Слайд 14«Ах, постыл мне этот свет»
Ария –воспоминания старого человека о прошлом
- идет на фоне изнывающей «менуэтной» фразировки. После слов «А бывало кто танцевал?» читаются царские особы ныне уже покойные, причем в оркестре подбираются подходящие тембры. Мемуары доходят до описания успеха самой графини: холодный ветерок скрипки с сурдинами проносится по комнате..
Всё застыло, – и сентиментальная песенка Гретри звучит как жуткий голос с того света. Придя в себя от грёз графиня гонит приживалок и засыпает («менуэтная» фраза теперь звучит у кларнетов; трепетные вздрагивания у струнных). Снова песенка сквозь сон. Менуэтная фраза слышится в последний раз у струнных. Наступает могильная тишина.
Слайд 15Призрак Графини.
Появление призрака графини сопровождается в оркестре драматической, даже грозной музыкой,
полной внутренней напряженности. Слова о картах, который произносит призрак, звучат тихо, чуть слышно. Здесь Чайковский широко использует музыку, из сцены с приживалками и засыпанием графини, но в значительно измененном виде, так что образ графини принимает новые фантастические черты.
Слайд 16Образ Лизы.
Лиза о опере Чайковского – глубоко трагический образ.
Лиза тоже
чужая в окружающем ее обществе. Бедная родственница в доме богатой сумасбродной старухи, она чувствует свое зависимое положение. И это обостряет ее критическое отношение к окружающему, повышает и углубляет ее запросы. Ее ответное чувство к Герману понятно : она ищет и находит свое героя вне своего круга.
Цельная и глубокая натура, Лиза принесла в жертву любви свою жизнь. Отринутая Германом, потерявшая со своей любовью всё, Лиза покончила с собой.
Слайд 17Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы…»
Перед нам раскрывается душа молодой девушки, с
ее мечтами о счастье, с ее представлениями любви.
Облик Лизы обрисован Чайковским с исключительной любовью. Впервые он раскрыт композитором, переломленным через чувство Германа к ней. Ариозо Лизы – один из самых сильных, ярких по музыке эпизодов в опере. Этот монологе обращения к ночи, этом замечательном образце симфонического ноктюрна, раскрывает поэтический облик любящей русской девушки.
Прекрасная, полная трепета юной души мелодия, как бы всплывающая на фоне волнообразных пассажей оркестра, растущая и ширящаяся по мере роста любовных чувств, выражается с огромной жизненной силой страсть, охватившую Лизу.
Слайд 18«Ах, истомилась я горем…»
Ариозо льется протяжно и широко. Скорбная мелодия, на
развитии которой построена ариозо Лизы, напоминает грустные народные плачи и причитания по умершим. Глубокая скорбь выражена с то благородной сдержанностью, с какой всегда говорит о горе и несчастье русское народное искусство.
Суровая мерная тема в оркестровом вступлении к арии воплощает образ роковой судьбы Лизы. Страдание, горечь души и не изжита любовь наполняют музыку арии.
Слайд 19Заключение.
Великое творение Чайковского стало новым словом не только в творчестве
самого композитора, но и в развитии всей русской оперы прошлого столетия. Никому из русских композиторов, кроме Мусоргского, не удавалось достигнуть такой неотразимой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками. Не случайно эта опера вызвала такой обостренный интерес у ряда представителей новых молодых художественных течений, возникающих на рубеже XIX и XX веков. И до сих пор «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.
Слайд 20Список литературы:
1. Асафье Б.В.О музыке Чайковского. Ленинград: Изд-во «Музыка»,1972, с.327-362
2.
Берлянд-Чёрная Е. Пушкин и Чайковский Музгиз,1950, с.100-141
3.Богданов-Березовский В. Оперное и балетное творчество Чайковского. М.: гос. изд-во «Искусство», 1940, с.77-89
4.Соловцов А. Пиковая дама П.И. Чайковского. М.: Гос. муз.изд-ние : изд третье, 1959.
5.Сто лучших опер. М.:Изд-во «Музыка»,1979 г.
6.Русская музыкальная литература (выпуск 3). Издательство “Музыка”. Ленинградское отделение 1972 г.
7.Туманина Н. П.И. Чайковский Великий мастер М.: Изд-во «Наука», 1968., с.297-345.
8.Туманина Н. Чайковский и музыкальный театр. М.: Государственное мзыкально изд-во., 1961, с.192-228
Электронные источники сети интернет:
9.ФЭБ:Фундаментальная электронная библионетка Русская литература и фольклер .
10.http://feb-web.ru/feb/pushkin/music/composers/chaikovsky/libretto/lpd/lpd-001-.htm
11. a4format.ru
12. video.athenaeum.ruhttp://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgicheskie-paradoksy-v-opere-p-chaykovskogo- pikovaya-dama
13 https://yandex.ru/images/searchgh
14. https://yandex.ru/images/search7evdj&j
15. https://yandex.ru/images/search?p=3&text
16. https://yandex.ru/images/search?p=5&text
Слайд 21Образы главных героев оперы
П.И. Чайковского
«Пиковая дама»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Приморская детская школа искусств» п.Катунино
Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна