Слайд 2Почему звонят колокола?
На протяжении нескольких сотен лет колокола в христианских храмах
напоминают верующим о присутствии церкви и её влиянии на повседневную жизнь.
Слайд 3 Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни,
под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Слайд 5Появление колоколов на Руси
Колокола на Руси появились в Х
в. с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в.
До XV века во всех монастырях России звонили в било. Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства.
Слайд 6Для того чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук
издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.
Слайд 7Колокольных дел мастера
Периодом расцвета колокольного искусства на Руси становятся XVI—ХVII века,
когда появляются замечательные мастера, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины, которые разработали «русский профиль» колоколов.
Они стремились к тому, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска.
Слайд 8Царь- колокол
В 1735году – В Москве, по указу императрицы Анны Иоановны,
после полутора лет подготовительных работ, русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными на Пушечном дворе был отлит Царь-колокол.
Слайд 9Царь-колокол – имеет высоту 6,14 м, диаметр 6,6 м, массу около
160 т.
После остывания колокола начались чеканные работы, но во время Троицкого пожара в мае 1737 г. загорелись окружающие его деревянные конструкции. На раскалённый колокол попала вода, и от него откололся значительный кусок весом 11 т. Поэтому колокол был оставлен в литейной яме.
Слайд 10В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен
в Кремле.
Слайд 11На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда
располагалось 52 колокола, замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их «голоса» и с удовольствием узнавали.
Слайд 12Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из
поколения в поколение,
однако в XX веке это искусство было почти утеряно.
В настоящее время в Москве
действуют несколько школ
звонарей, возрождающих
старинные традиции.
Слайд 14Виды церковного звона
Благовест – звон в один большой колокол перед началом
службы, при котором ударяют в оба края колокола.
Трезвон – звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трёх раз.
Слайд 15Перезвон – поочерёдно перебираются все колокола друз за другом.
Переборы –
довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого.
Погребальный – медленные размеренные одиночные удары в колокол.
Слайд 16Будничный – в будние дни с использованием малых колоколов.
Праздничный:
а) великий -
во все колокола с большими;
б) средний – во все колокола, без большого;
в) красный – в несколько колоколов, без самых больших.
Слайд 17Колокольность в искусстве
С.В.Рахманинов «Колокола» фрагмент поэмы для солистов хора и симфонического
оркестра №1.
Слайд 18М.П.Мусоргский «Пролог» из оперы
«Борис Годунов»
Слайд 19Н.А. Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Слайд 25 БЛАГОВЕСТ
Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый,
В край благодатный, забытый мною,- И, непонятной томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далеко странствуя мечтой чудесною, Через пространства я лечу небесные, И сердце радостно дрожит и тает, Пока звон благостный не замирает...
1840-е
Слайд 26Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной ...
И звон
смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.