Слайд 1Проект
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей через конкурсное движение».
Слайд 2Актуальность проекта
В основе педагогической деятельности приоритетными
задачами были, есть и будут:
всестороннее развитие личности обучающихся,
формирование культурных ценностей,
моделирование чувства самодостаточности и успешности у детей.
Выполнение поставленных задач базируется на педагогическом опыте и давно сложившихся традициях, но для более успешного их осуществления в современной жизни необходимым условием стал творческий подход к развитию личности ребёнка. Творческая обстановка в коллективе, наличие единомышленников и соратников, использование креативных способов решения педагогических проблем, личное стремление учителя идти на встречу новому, высокая профессиональная компетентность помогает педагогу надолго оставаться «в форме» и успешно заниматься своим главным предназначением – обучать и воспитывать своих учеников.
На уроках музыки учащиеся знакомятся с основами вокального мастерства, слушают музыку, изучают музыкальную грамоту. Актуальность такого изучения музыки несомненна, так как на этих занятиях развиваются музыкальные способности и возможности каждого ученика.
Но как развить воображение и фантазию, сформировать эмоциональную сферу, обострить восприятие и образ мышления? Как создать условия для гармоничного развития творческой личности? Как помочь ребёнку стать лидером? Ведь именно эти качества помогут ему во взрослой жизни не растеряться и стать успешным.
Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы как в древние века и средневековье, так и в новое время. Творчество исследовалось психологами, философами и педагогами.
Естественно, творчество связано со способностями человека. Однако творчество – не особый дар избранных, этим даром, по признанию психологов, в большей или меньшей степени наделено всё человечество. Всё это позволяет сделать вывод, что необходимо только создать условия для проявления творческого начала и желания самоусовершенствоваться.
Проблема развития в ребёнке творческих качеств очевидна и актуальна. Поэтому я решила предложить учащимся нашей школы принять участие в проекте «Развитие творческих и музыкальных способностей детей через конкурсное движение». В результате чего они не только узнают много нового и интересного, собрав материал о конкурсе имени П.И. Чайковского «Щелкунчик», но и сами примут участие в школьном конкурсе «Мисс – Очарование».
Слайд 3Цель:
«Выявление талантливых детей и предоставления различных возможностей для реализации их творческих
способностей».
Слайд 4Задачи:
развивать в ребенке творческие качества;
развивать творческое мышление детей;
расширить кругозор обучающихся;
воспитать человечность,
доброжелательность, внимательность и толерантность к окружающим, чувство взаимопомощи и поддержки, умение вести себя в различных ситуациях уважительно и корректно.
Слайд 5Теоретическая часть:
«Творческое развитие личности».
«Что такое личность?»
Личность ребёнка для педагогики – высшая
цель и высшее благо. Девизом всей педагогической деятельности должны стать строки рефрена из сказки о слоне Хортоне английского писателя Доктора Хьюза:
Пусть личность не больше чем глаз муравья,
Но Личность есть Личность,
Так думаю Я!
Каждый ребёнок – целый неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и открытий. Главным, определяющим в педагогической деятельности, является уважение к личности ребёнка. Умение дружески и доброжелательно поддерживать все музыкальные и творческие проявления ребёнка, предоставить ему возможность самовыражения – необходимое условие успешности педагогического процесса. Особенной заботы педагога – музыканта требует предоставление каждому ребёнку возможности самореализации, раскрытие творческого потенциала личности, выраженное и в возможности высказывания своего мнения и в процессе сотворения, созидания образа в исполнительской деятельности.
Слайд 6Виды развития человеческой деятельности:
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен
информацией между обучающимися людьми.
Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Слайд 7Конкурс
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"
обозначены главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Именно для учеников и учителей сегодня возрождается и набирает силу разнообразное конкурсное движение.
Сегодня необходимо создавать условия для раскрытия возможностей и способностей каждого ученика – школьные конкурсы позволяют обеспечить именно такую развивающую, воспитательную среду.
Слайд 8Погружение в проект
Введение детей в тему данного проекта лучше всего начать
на уроке музыки с обсуждения проблемных вопросов:
- «Какие музыкальные конкурсы вам знакомы?»
- «Для чего проводятся конкурсы?»
- « Хотите ли вы получить больше информации по этой проблеме?»
- «Появилось ли у вас желание самим принять участие в школьном конкурсе?»
Обобщая мнение учащихся, учитель подчёркивает значение слова: «конкурс» и убедившись в заинтересованности учащихся данной темой, педагог спрашивает, есть ли у учеников желание обогатить свои знания о конкурсах, удивить своей эрудицией других.
Далее в совместном обсуждении определяется форма будущего проекта. Педагог предлагает обратить внимание не только на сбор информации, но и на творческое её преподнесение: продемонстрировать свои самостоятельно приобретённые знания о конкурсном движении и устроить праздничный конкурс.
После этого организуется обсуждение названия предстоящего проекта, его цели и задач.
Слайд 9Организация деятельности
В первую очередь на этом этапе все ребята определяют необходимые
для подготовки праздника – конкурса направления работы:
- подбор источников и изучение информации по «конкурсной» теме;
- разработка сценария конкурса;
-подготовка оформления места конкурса;
- техническое оснащение мероприятия;
- подготовка похвальных грамот и дипломов;
- решение организационных вопросов по приглашению и размещению гостей;
- выбор членов жюри.
Обсуждается также продолжительность выполнения проекта (два месяца).
Далее учащиеся выделяют рабочие группы (сценаристы, оформители, техники, организаторы) и распределяются по ним в соответствии со своими интересами. После этого участники каждой группы составляют план своей деятельности, своего поиска в рамках проекта.
Слайд 10Результат поиска
может быть различным:
Небольшая творческая работа индивидуального характера или группового взаимодействия.
Рефлексия как анализ движения собственной мысли, чувства, ощущений... Может проводиться в письменной или устной форме.
Участие в школьном конкурсе «Мисс Очарование».
Какой должна быть позиция учителя? Учитель в процессе работы только указывает направление, все задания и вопросы, которые дает учитель, должны подключать воображение ребенка, вести его по пути поиска и творчества.
Различные творческие задания помогают вызвать живой интерес к музыке, пробуждает воображение. Я считаю, что эта форма работы может и должна быть осуществлена с большой пользой.
Слайд 11Репортаж учащихся о детском конкурсе «Щелкунчик» имени П. И. Чайковского
До начала четырехдневного путешествия в прекрасный мир Музыки под названием «Щелкунчик» остается буквально несколько часов. Сегодня 5 ноября ровно в19-00 на сцене концертного зала им. П. И. Чайковского случится сказка. Да, именно сказка, какой является «Щелкунчик» вот уже десять лет подряд, вполне оправдывая свое название. Кстати, о названии – почему «Щелкунчик»? Помните, у Гофмана в одноименной сказке:
«Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени... И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!..»
Вот такой же атмосферой праздника, неповторимого чуда проникнут каждый день конкурса «Щелкунчик». К тому же, это название во многом определяет и судьбу участников конкурса. Вступая в состязание почти никому не известными исполнителями, к концу конкурса они становятся любимцами не только публики, присутствующей в зале, но и огромной телевизионной аудитории, которая следит за трансляциями детского форума. Эту особенную черту конкурса тонко подметил маэстро Мстислав Ростропович, сказавший в своем приветствии, что юные музыканты, участники «Щелкунчика» превращаются в прекрасных принцев и принцесс подобно героям знаменитой сказки.
Слайд 12Репортаж учащихся о детском конкурсе «Щелкунчик» имени П. И. Чайковского
Немного истории…
До 2000 года в России не существовало ни одного телевизионного детского конкурса исполнителей академической музыки. В 2000 году телеканал «Культура» провёл первый Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» и впервые показал в эфире, как соревнуются маленькие исполнители большой музыки. В 2002 на конкурсе произошла история, ставшая легендой. Владимир Аркатов из Воронежа при выходе на сцену во втором туре от волнения оступился и сломал виолончель. Конкурсантка Александра Перлова («Золотой Щелкунчик» III конкурса, 2002)тут же, не раздумывая, отдала ему свой инструмент.
- На конкурсе «Щелкунчик» царит особая атмосфера любви! – рассказывает Алексанрда. - И она позволяет найти выход даже из самой драматической ситуации. На втором туре все очень переживали, а один мальчик, поднимаясь на сцену, от сильного волнения споткнулся и сломал виолончель! Я отдала ему свой инструмент. Я приехала из Южно-Сахалинска, а у нас виолончель на всех учеников была одна, поэтому у меня не возникло вопроса, что нужно делать. На «Щелкунчике не может быть проигравших – каждый ребёнок в своем роде прекрасен и удивителен. А ещё есть такие слова: «Рыбаки знают, как грозно море, как страшен шторм, но это не мешает им поднимать паруса». Я знаю, как бывает нелегко на конкурсах, но надо найти силы, поднять свои паруса и отправиться к новым берегам, к новым победам!
Володя собрал все силы, достойно отыграл программу и вышел в третий тур, став в итоге Бронзовым Щелкунчиком. Волю и стремление к победе Володи Аркатова особо оценил Владимир Спиваков, подаривший музыканту новую виолончель. История о маленьком смелом Щелкунчике и бесстрашной девочке Мари, об удивительных приключениях, путешествиях и превращениях уносит нас в прекрасный мир детства, вызывая особое, ни с чем не сравнимое ощущение Праздника – с сюрпризами и подарками, ожиданием чуда.
Слайд 13Положение о школьном конкурсе « Мисс Очарование»
Школьный конкурс «Мисс Очарование» состоится 7 марта 2012 года.
Конкурс состоит из отборочного тура и двух конкурсных прослушиваний. Перед началом конкурса проводится жеребьевка участниц, которая определит выступления Участниц. Конкурсные прослушивания и сам конкурс проводится в актовом зале школы № 1.
Участницы.
В конкурсе могут принять участие девочки, обучающиеся в старших классах. К участию в конкурсе допускаются 7 участниц, прошедших отборочный тур.
Участницы, допущенные к участию в конкурсе, получают полную информацию об условиях конкурса, состоящего из четырех туров.
1 тур.
Приветствие на английском языке.
2 тур.
Музыкальный конкурс.
3 тур.
Танцевальный конкурс.
4 тур.
Литературный конкурс.
Программа первого тура должна включать в себя приветствие участниц на английском языке в произвольной
форме. Главное – это оригинальность и хорошее владение английским языком.
Программа второго тура должна включать в себя исполнение эстрадной или народной песни под фонограмму ( записанную на кассете или на диске любого формата) или под собственный аккомпанемент.
Программа третьего тура должна включать в себя исполнение танца с учетом индивидуального выбора самими участницами.
Программа четвертого тура должна включать в себя прочтение наизусть стихотворения, написанного поэтами – классиками, современными поэтами или собственное сочинение.
Жюри.
Конкурс оценивает компетентное жюри, состоящее из учителей школы, ведущих разные школьные дисциплины: музыку, литературу, английский язык.
Жюри оценивает конкурс по следующим номинациям: « Мисс Очарование», «Мисс Грация», Мисс Вдохновение», «Мисс Нежность», «Мисс Загадка», Мисс Интеллектуальность».
Репетиции.
Когда будет утвержден окончательный список участниц конкурса «Мисс Очарование», ответственные за проведение конкурса предоставят участницам возможность проводить репетиции в актовом зале с учетом пожеланий и наличия свободного времени выступающих.
Награды.
Всем участницам выдаются дипломы с учетом номинаций, полученных в конкурсной программе. Победительница получает диплом номинацией « Мисс Очарование» и маленькую корону.
Слайд 14Использование проекта « Развитие музыкальных и творческих детей через конкурсное движение»
в деятельности учителей музыки.
Основополагающая идея современной школы - поиск путей развития личности.
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путём поиска эффективных приёмов и методов преподавания.
Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными, прежде всего, являются эмоции и чувства ученика, а музыка это и есть эмоции и чувства.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребёнка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий и является приобщение учащихся к конкурсному движению.