Слайд 1Что мы знаем о русской народной песне?
Авторы:
Белаш Виктория Михайловна
Васильева Эвелина Алексеевна
учащиеся
7 в класса
Руководитель научно-исследовательской работы:
Исакова Карина Сахлумовна – учитель музыки
ГБОУ «Школа № 2115» г. Москвы
-
Слайд 2 Актуальность
В русской народной песне отражается жизнь людей: их
труд, мысли, настроения, чувства и умения. В наше время люди не задумываются о важности приобщения к русской народной песне. Ведь именно через нее осуществляется сопричастность младшего поколения к национальным и нравственным ценностям предков.
Проблема
В настоящее время мы не наблюдаем большого интереса людей к русской народной песне и к фольклору в целом.
Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная песня и фольклор в целом не востребованы в нашем обществе.
Слайд 3Цели и задачи
Цель: проследить историю развития русской народной песни, отражающей историю,
характер, обычаи народа.
Задачи:
Рассмотреть народную песню как основной вид коллективного музыкального народного творчества.
Проанализировать русскую народную песню с позиции ее жанров, видов, средств изобразительности и выразительности.
Раскрыть природные черты русской народной песни как основы жизни людей.
Объект исследования – русская народная песня
Предмет исследования – процесс изучения и анализа русской народной песни.
Слайд 4Владимир Иванович Даль (1801-1872 )
Русский учёный, писатель и лексикограф, составитель
«Толкового словаря живого великорусского языка». Этнограф, собиратель фольклора.
Слайд 5Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856 )
Знаменитый фольклорист, исследователь древнерусской культуры, создал уникальное
собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.
Слайд 6Митрофан Ефимович Пятницкий
(1864-1927)
Русский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель
и первый художественный руководитель русского народного хора имени Пятницкого.
Слайд 7Федор Иванович Шаляпин (1873-1938)
Оперный певец, постоянно давал концерты, исполнял русские народные
песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению, песня - не случайная комбинация звуков, а результат творческого акта народа.
Слайд 8Мария Николаевна Мордасова
(1915-1997)
Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек
и припевок (свыше 300). Родилась в деревне в многодетной крестьянской семье. Пела в школьном хоре, работала дояркой. Народная артистка СССР.
Слайд 9Лидия Андреевна Русланова
(1900-1973)
Российская советская певица. Исполнительница русских
народных песен. Родилась в крестьянской семье. С пяти лет росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. В 16 лет поехала на фронт сестрой милосердия. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами.
Слайд 10Людми́ла Гео́ргиевна Зы́кина
(1929-2009)
Родилась в Москве. Народная артистка СССР. Родители родом
из деревни. Бабушка и мама, по сути, так и остались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни со старинными песнями и крестьянскими обычаями. Выступала в хоре имени Пятницкого. Художественный руководитель и солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия».
Слайд 11Геннадий Дмитриевич Заволо́кин
(1948-2001)
Русский композитор, баянист и гармонист, поэт. Народный артист
России. Наибольшую известность и популярность получил как основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!». Его жизнь оборвалась неожиданно. Передачу «Играй, гармонь» ведут его сын Захар и дочь Анастасия.
Слайд 12Колыбельная песня моей бабушки
«Моя бабушка Валентина Львовна пела мне перед сном
колыбельные песни».
Васильева Эвелина
Слайд 13 «Я родилась в небольшом городке Зубцове, который находится в Тверской области.
Прожила там 8 лет (до 2 класса). Очень часто в нашем городке проходили различные мероприятия, праздники, ярмарки, в которых я слышала и наблюдала, как поют и танцуют русские народные песни и танцы.» (Васильева Эвелина)
Слайд 14Анкетирование учащихся
Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, нам захотелось узнать
мнение учащихся ГБОУ Школы №2115 о народной песне.
Учащимся нашего класса была представлена следующая анкета
1.Любишь ли ты слушать музыку?
2.Какую музыку ты предпочитаешь? (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?
3.Какие народные песни ты знаешь?
4.Нужна ли нам народная песня?
5.Назови известных тебе исполнителей народных песен.
6. Какие народные коллективы ты знаешь?
Слайд 15Анализ результатов анкетирования.
Слайд 16Вывод
В настоящее время мы наблюдаем предпочтение людей младшего возраста к современной
музыке. К сожалению, классическая и народная музыка не пользуются популярностью у наших сверстников, хотя играют огромную роль в становлении личности человека. Современная молодежь мало интересуется народной песней.
Кириллина И. О. – 7в класс
Слайд 17
После проведенного исследования и анализа мы осознали, какой культурной ценностью и
самобытностью обладает русская народная песня. Мы, представители нового поколения должны приобщать к фольклорным традициям русского народа своих сверстников. Народное песенное искусство создавалось многими поколениями людей и не должно быть потеряно и забыто.
Кириллина К. О. - 7в класс