Слайд 1История развития духовых инструментов
Слайд 2Первые «музыкальные» инструменты появились одновременно с первыми наскальными изображениями
.
Слайд 3При раскопках становищ первобытного человека ученые нередко находят в соседстве с
каменными топорами и наконечниками стрел духовые инструменты, сделанные из костей животных.
Слайд 4Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели, и духовых инструментов современного
оркестра: флейты, гобоя и других.
Слайд 5Духовые инструменты во времена античности
Греки считали, что музыка оказывает воздействие
на формирование внутреннего мира человека и выполняет воспитательные функции. Поэтому поощрялись те музыкальные лады, которые, по мнению философов, пробуждают в людях мужество. Обязательными были следующие учебные дисциплины: ораторское искусство, сочинение и исполнение музыки, этика, философия и гимнастика.
Переписчики нот были хорошо знакомы с устройством музыкальных инструментов и приёмами игры на них. В Древней Греции была распространена игра на язычковом духовом инструменте авлосе
Слайд 6Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент.
Представлял собой пару отдельных цилиндрических
или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.
Слайд 7Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент
был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно.
Слайд 8Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название
древнегреческих духовых инструментов (тростниковых, деревянных, типа
флейты (продольная), а также древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана.
Слайд 9Кувиклы (кугиклы) — русская разновидность «флейты Пана».
У русских первым обратил
внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитруков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии. Область распространения кувикл на Руси расположена в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых 3-5 трубок различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола.
Слайд 10Духовые инструменты в эпоху Средневековья и Возрождения
В XIV веке зародилось
профессиональное преподавание игры на духовых инструментах. В городах средневековой Европы были организованы корпорации музыкантов-духовиков, где велось обучение игре на флейтах, шалмеях, трубах.
Слайд 11Духовые инструменты в Средневековье
Духовые инструменты не участвовали в церковной службе, но
во время пиров и уличных праздников флейты и трубы играли в унисон с певцами, помогая хору поддерживать интонационную устойчивость. Звучание духовых инструментов, безусловно, придавало музыке особую мощь и блеск.
Слайд 15Флейты Востока
Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) —
старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями.
Слайд 16Сякухати
Продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая
Слайд 17Бансури
Индийский духовой инструмент, существует 2 вида: классическая поперечная и продольная
флейты, используются в Северной Индии.
Слайд 18Змеиная флейта - индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок
Слайд 19Блеур или Гамбу - индонезийская продольная флейта со свистковым устройством.
Слайд 20Малазийская флейта - продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством.
Слайд 21РОЖОК
Рожок - русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Первые письменные
свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».
Слайд 22Свирель — русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты.
Слайд 23Жалейка, брёлка - русский духовой язычковый музыкальный инструмент
Слайд 24Колюка - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий.
Слайд 25БЛОКФЛЕЙТА
Блокфлейта — разновидность продольной флейты, духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства
свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Отличается от других инструментов своего семейства наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).
Слайд 26Кена (исп. quena) — типичная продольная флейта, используемая в музыке Андского
региона Латинской Америки.
Слайд 27Курай - башкирский и татарский духовой
музыкальный инструмент: продольная
открытая флейта
из стебля зонтичного растения.
Слайд 28Дудук (Duduk) - армянский национальный
духовой инструмент. Также встречается на
Кавказе
и в Турции (под названием Mey).
Слайд 29Тин-вистл
Тин-вистл (tin-whistle), или пенни-вистл (penny-whistle) – маленькая свистковая продольная флейта с
шестью отверстиями для пальцев с красивым, простым высоким звуком, похожим на свист, весьма древний духовой инструмент, и несмотря на английское (саксонское) название, принадлежащий кельтской культуре.
Слайд 30Флейта-пикколо
Флейта-пикколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo
или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Диапазон пикколо — от d2 до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.
Слайд 31Флейта-пикколо
Флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков
вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. Функция флейты-пикколо в оркестре — поддержка верхних голосов в общем звучании. Крайне редко композиторы доверяют этому инструменту сольные эпизоды (Равель — Фортепианный концерт № 1, Щедрин — Фортепианный концерт № 4), Шостакович ― симфонии № 9 и № 10.
До флейты-пикколо в тех же целях широко использовался флажолет.
Слайд 32Флейта
Флейта — духовой музыкальный инструмент из группы деревянных (поскольку первоначально эти
инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.