Слайд 1
Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая
русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»
О чем же сегодня пойдет речь?
Слайд 2
Архитекту́ра, или зо́дчество —
искусство и наука строить, проектировать здания и
сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека
Слайд 3КЛАСС
КЛАССНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ
КЛАССИЦИЗМ
Слайд 5
Классицизм.
Характерными особенностями стиля являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий
и объёмов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
Слайд 6
Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?
Кто из
русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?
Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?
Слайд 7
Ордеры Древней Греции
Дорический
Коринфский
Ионический
Слайд 8Развитие классицизма в России можно разделить на три этапа:
Ранний «Екатерининский» классицизм
(1762 - 1780 гг)
Строгий классицизм (1780 – 1800гг.)
Александровский классицизм (ампир) (1800 – 1812 гг.)
Слайд 9В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика
форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.
К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди.
Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Слайд 10
Расцвет русского классицизма относится к последней трети
18— 19 вв.,
хотя уже в начале
18 в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма 17 в. Но небывалого расцвета классицизм в России достиг в период правления Екатерины Великой, отказавшейся от барокко в угоду новому веянию из Европы.
Слайд 11
Для архитектуры классицизма характерны следующие черты:
Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый,
пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.
Форма: четкость и геометричность форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.
Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.
Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.
Слайд 12
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и
воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь,
Видны, как бы для любованья,
Поставленные на ладонь…
Д.Самойлов. «Над Невой»
Слайд 13Крупнейшим центром классической архитектуры стал Петербург – новая столица Российского государства.
Архитектурный
облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров:
Ж.Б. Леблон
Д. Трезини
Здание 12 коллегий
А. Ринальди
Мраморный дворец
И.Е. Старов
Таврический дворец
Д. Кварнеги
Академия наук
Смольный институт
Застройка Васильевского острова
Слайд 14
Кокоринов Александр Филиппович
1726, Тобольск — 1772, Санкт-Петербург) — русский архитектор.
А. Ф.
Кокоринов, 1769
Портрет работы Д. Г. Левицкого
Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788)
Слайд 15
С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе
с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского.
С 1754 года жил в Санкт-Петербурге.
С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.
Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).
Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.
По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.[1]
Слайд 16
Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств
Российской империи, существовавшее в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики.
Слайд 17
Иван Егорович Старов
Портрет работы С. С. Щукина
(12 (23) февраля 1745,
Санкт-Петербург — 5 (17) апреля 1808, Санкт-Петербург) — русский архитектор
главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».
Слайд 18
Родился в семье дьякона Московской епархии.
В 1755 году был принят
в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.
По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры. В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. в 1794 году — в адъюнкт-ректоры. В 1772—1774 годах — главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».
Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
Слайд 19
Троицкий собор
Александро-Невской лавры
Софийский (Вознесенский) собор
Царское село
Князь-Владимирский собор
Собор Святого благоверного князя
Владимира
Слайд 20
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита,
светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.
Слайд 21Васи́лий Ива́нович Баже́нов 1737-1799, — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры
и педагог; представитель классицизма.
Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий.
Слайд 22На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из
самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).
Слайд 23Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано
из трех компактных архитектурных объемов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевернутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.
Слайд 24Михайловский дворец в Санкт Петербурге.
Слайд 25Дворец Нечаевых в усадьбе Полибино (Липецкая область)
Слайд 26Усадьба Царицино.
Дворцовый комплекс Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики»
(псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына
Слайд 27
Всю жизнь Баженов мечталв озводить сооружения «к славе великой империи…». Но
многим его замыслам не суждено было осуществиться. Екатерине 2 не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно.
По ее приказанию строительство было запрещено, а часть возведенных зданий следовало немедленно снести.
Одна из версий — довольно распространённая — объясняет случившееся наличием масонских знаков на царицынских постройках. Маловероятно предполагать, будто Екатерина свободно разбиралась в символике «вольных каменщиков»; к тому же ряд масонских символов восходит к христианской эмблематике.
Попав в опалу, Баженов покинул Москву.
Слайд 28
Матве́й Фёдорович Казако́в (1738, Москва — 1812, Рязань) — российский зодчий,
представитель стиля классицизм, работал также в стиле псевдоготики. Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков.
Слайд 29Петро́вский путево́й (подъездно́й) дворе́ц на Тверском тракте (ныне Ленинградский проспект Москвы)
— бывший загородный дворец; образец русской неоготической архитектуры.
Построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова.
Слайд 30Здание университета на Моховой
Церковь Филиппа Митрополита
Здание Благородного собрания.
Голицинская больница
Путевой дворец Екатерины
Великой в Твери.
Слайд 31Здание Московской мэрии.
Коломна, Церковь Вознесения Христова.
Дом № 14 по Тверской улице
Слайд 32
Адриян Дмитриевич Захаров / 1761-1811/ - выдающийся представитель классицизма в русской
архитектуре конца ХVIII- начала ХIХ века.
Слайд 33
Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В
раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году — Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.
В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.
После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.
С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.
С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.
В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.
Слайд 34Адмиралтейство
Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской
коллегии, а над ним башню со шпилем, увенчанным корабликом. В 19 веке здание было перестроено архитектором Захаровым
Первое здание Адмиралтейства представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве.
Слайд 35
Андрей Никифорович Воронихин
/1759-1814/ - выдающийся русский архитектор, яркий представитель классицизма
Слайд 36
Андрей Воронихин родился в семье крепостного, принадлежащему графу А. С. Строганову,
бывшему долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце, принадлежавшем самому графу Строганову.
В 1785 году Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 годы изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии, куда отправился вместе с сыном графа Александра Сергеевича Строганова, который совершал свое образовательное заграничное путешествие.
В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств .
Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.
Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией..
Слайд 37Казанский собор – замечательный памятник русской классической архитектуры. Проект, предложенный Воронихиным,
в 1800 году был принят как лучший среди проектов собора /Камерона, Тома де Томона, Гонзаго/. Собор строился с 1801 по 1811 г.г. Купол собора имеет пролёт в 17,1 м. В украшении собора принимали участие лучшие ваятели XIX века – Мартос, Пименов,Прокофьев.
В Казанском соборе погребён русский полководец М.И. Кутузов.
Слайд 39
На берегу Невы стоит здание Горного института, возведённое по проекту Воронихина.
Его центр – величественный 12-колонный портик. По краям лестницы возвышаются две монументальные /3,6 м./ скульптурные композиции, выполненные из пудостовского камня “Геракл и Антей” (скульп. Пименов) и “Похищение Прозерпины” (Демут-Малиновский).
Слайд 40
КАРЛ Иванович РОССИ (1775–1849), урождённый Карло ди Джованни Росси
(итал. Carlo
di Giovanni Rossi; — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 41
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 (29) декабря 1775
года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).
Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Слайд 42
Постройки
Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году
Перестройка Путевого
дворца Екатерины II в Твери (1809)
Реконструкция Аничкова дворца (1816)
Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815—1822)
Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827—1832)
Колокольня Юрьева монастыря (1841)
Слайд 43
Михайловский дворец / сооружение относится к 1819-1825 гг / был задуман
Росси как центр архитектурного ансамбля в центре города. Перед Великокняжеским дворцом был предусмотрен парадный двор, с двух сторон ограниченный флигелями. Коринфская колонна придаёт дворцу торжественность.
Слайд 44
Главный фасад выполнен в виде лоджии с колоннами, поддерживающими Аттик с
колесницей Аполлона / скульпт. Пименов /. В настоящее время - это Здание Государственного академического театра драмы им. Пушкина.
Фасад Александринского театра
Слайд 45
Дворцовая площадь одно из прекраснейших в мире архитектурных сооружений. Её обрамляют
Зимний дворец и здание Главного штаба, построенное по проекту по проекту Росси в 1819-1829 г.г. Здание Главного штаба состоит из двух огромных по протяжённости корпусов, соединённых величественной аркой – памятником Отечественной войне 1812 г. Триумфальный характер арки раскрывается в аллегорической скульптуре, венчающей сооружение и в пластическом декоре арки – композиция из воинских доспехов и оружия –(скульпторы Пименов и Демут-Малиновский).
Слайд 46
В 1828-1834 гг., одновременно с постройкой Александрийского театра, создавалась новая театральная
улица – ныне улица Зодчего Росси. Одна из красивейших улиц в мире, она составляет со зданием театра единый ансамбль, завершающийся полукруглой площадью на берегу Фонтанки.
УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ
Слайд 471
2
3
5
4
А - К. И. Росси
Б -А.Д.Захаров
В -А.Н.Воронихин
Г -М.Ф.Казаков
В- И.Баженов
Слайд 481
2
3
5
4
1 - Д — В.И.Баженов
2 - В -А.Н.Воронихин
3 - А -
К. И. Росси
4 - Б -А.Д.Захаров
5 - Г -М.Ф.Казаков