Слайд 2Характерные черты:
Пышность, торжественность, грандиозность
Удобство, практичность, рациональность
Использование арочных и купольных конструкций
Изобретение и
использование бетона
Регулярная планировка
Водопровод, канализация
Слайд 3Римская архитектура представлена:
Инженерная инфраструктура государства, связывавшая его части (дороги, мосты, акведуки
(водопроводы), склады и т.д.)
Досуг (театры, амфитеатры, цирк (ипподром), термы (общественные бани), публичные библиотеки, базилики).
Многоэтажные многоквартирные дома – инсулы, домусы – городские дома для богатых, виллы – загородные дома патрициев
Слайд 4Библиотека Цельсия в Эфесе
Цирк Максимус с Риме
Акведук Клавдия под Римом,
сер.
Слайд 7«Бетонная революция»
Римский бетон – жидкий строительный материал, затвердевающий при высыхании, состоящий
из известкового раствора и наполнителей (камень, осколки кирпичей), часто с добавлением вулканического пепла.
Греки не использовали раствор.
Римляне стали гасить известь и класть камни и блоки на раствор.
Слайд 82 конструктивные системы:
стоечно-балочная система (почти все постройки древних греков)
сводчатая система (постройки
древних римлян) (действуют сила тяжести+сила распора)
Слайд 9Типы сводов
Арка (основа сооружений: акведук, мост, триумфальная арка)
Цилиндрический свод (туннели)
Крестовый свод
(базилики, термы)
Купол (храмы)
Слайд 10Триумфальная арка
Торжественные сооружения в честь военных побед и других знаменательных событий
Триумфальные арки - монументальное обрамление проезда
Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение
Слайд 11Пантеон
Храм всех богов
Арх. Аполлодор Дамасский
Огромное пространство (более 2 тысяч человек)
Служил образцом
здания с куполом
Здание-метафора: его интерьер – мир, на который как бы извне смотрит бог. Если смотреть снаружи, храм – это глаз, которым мир смотрит на небо.
Слайд 12Римский Пантеон (храм всех богов)
Слайд 14Клоака Максима
Цилиндрический свод
Слайд 15Колизей (Амфитеатр Флавиев), 80 г.
Святилище Геркулеса Победителя в Тибуре, сер. 1
в. до н. э.
Слайд 16Амфитеатр Флавиев
Колизей
50 тыс. зрителей
Мощные стены (48,5м)
Овал арены - по главной
оси 80м
Предназначен для борьбы гладиаторов и боев людей с животными
Состоял из 4х ярусов
Ряды арок и сводов не прямые, а изогнутые вокруг арены
Слайд 18Базилика Максенция-Константина в Риме, 312 г.
От базилики сохранились 3 цилиндрических свода,
над которыми есть следы кладки.
Там располагались 3 крестовых свода, перекрывающих центральный зал.
Слайд 20Контрфорс – стена, которая снаружи подпирает свод и не дает ему
упасть.
Схема распора крестовых сводов
Слайд 21Термы
Бани – место отдыха и развлечений
Сложная система отопления и подачи горячей
воды
Комплекс из различных сооружений (бани, базилики, залы для игр, библиотеки)
Были во многих римских городах, за пользование не нужно было платить
Общественные бани работали круглосуточно
Слайд 23Термы Диоклетиана в Риме, 305 г.
Слайд 24Тимпаны – торцы арок.
Тройные окна в тимпане арки – термальные.
Слайд 25Инсулы
3-х и 4-х этажные многоквартирные здания
Комнаты сдавались в наем плебеям
Без
удобств
На первом этаже часто располагались лавки
Ограниченная высота: 20,7 метра
Слайд 26Домусы
Сначала были одноэтажными, потом стали надстраивать один или два этажа
Внутренний двор
- атрий
Стены облицовывали мрамором или расписывали фресками
Полы покрывали мозаикой
Слайд 27Атрий
Парадный зал со световым колодцем
Тут проводили досуг, приносили на алтаре
жертвы богам
К нему примыкали комнаты
В центре крыши атрия – большое отверстие
Под проемом – неглубокий бассейн для сбора дождевой воды
Слайд 28Римский дом
Мозаичный пол
Фрески на стенах
Слайд 29Виллы
Первоначально сельский дом с хоз. постройками, центр самых разных сельхоз. угодий:
от мелких ферм, существовавших за счет труда членов семьи, до крупных поместий, где работали рабы или прикрепленные к земле работники, фактически крепостные.
С 2 в. до н.э. стали возводиться виллы более сложной и изящной конструкции, обычно с внутренним двором, вписывающиеся в окружающий ландшафт. Виллы строили богатые римляне в пригородах или на мор. побережье; некоторые владели несколькими виллами, находившимися в распоряжении арендаторов под неусыпным контролем управляющего.
Слайд 30Революционность и маска римской архитектуры
У римлян появляется деление на конструкцию, как
она есть, и маску (декорация), форму и содержание.
Грек не отделял форму от содержания.
Римлянин строил и украшал, грек – просто строил.
Архитектурные сооружения Рима не похожи на человеческое тело структурно, как греческие храмы и колонны, и не соотносились с человеческим телом масштабно, они грандиозны, как природные образования, как искусственные скалы. И с помощью декора римляне очеловечивали свою «бесчеловечную» архитектуру.
Слайд 31Домашнее задание:
Сравнить греческую и римскую архитектуру (сходства и различия)