Слайд 2Сам термин постимпрессионизм придумали уже в 20м веке для того, чтобы
хоть как-то объединить художников конца 19 века(Винсента Ван Гог, Анри Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна, Анри Руссо, Поля Гогена) для выставки Роджером Фраем (художник, художественный критик из Лондона).
Выставка провалилась, а название прижилось.
Слайд 3Чем отличается постимпрессионизм от импрессионизма?
Отказ от сиюминутности в изобразительном искусстве (помните,
импрессионисты пытались поймать момент и запечатлеть его, ради чего собственно и пошли на пленэр, отказались от монументальности, начали писать простые сюжеты);
Отказ от деталей ради обобщения основополагающих начал - объем, структура, весомость предметов;
Стремление передать внутренние переживания и эмоции, наделить ими свои произведения;
Символизм и эзотерические мотивы в сюжетах и образах;
Слайд 4Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог
(нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта
1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)
АвтопортретВинсент Ван ГогСентябрь 1889, 65×54 см
Его биография это долгий поиск себя, конфликт с родителями, эксцентричное поведение, наблюдения в психических лечебницах и неустанное желание рисовать, рисовать, рисовать!
Разберем чем-же он уникален ?
Слайд 5Винсент Ван Гог «Башмаки», 1886 Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Слайд 6Винсент Ван Гог – Звездная ночь 1889. 73.0x92.0 см.
Он создает и работает в
технике импасто (это фактурные мазки, когда краска наносится густо, без растушевки).
Слайд 7Невообразимо насыщенная и яркая для своего времени палитра (да, да, в
конце 19 века почти никто не рисковал использовать настолько яркие цвета и не смешивать их. Даже палитра импрессионистов блекла по сравнению с работами Винсента);
Винсент Ван Гог – Вечерний пейзаж с восходящей луной1889. 72.0x92.5 см.
Слайд 8Винсент Ван Гог – Пшеничное поле со жнецом и солнцем1889. 72.0x92.0 см.
Использование цвета
для передачи собственного отношения к изображаемому сюжету, отход от реалистичности.
Слайд 10Распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гога была продана только
одна его картина — «Красные виноградники в Арле». Данное полотно лишь было первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника,
Наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов. Картина Ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie’s за 81,3 млн долларов.
Слайд 11Граф Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́
(фр. Henri Marie Raymond comte
de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)
-Вы можете себе представить, что ещё в конце 19 века плакаты были произведениями искусства, а писать портреты проституток и танцовщиц являлось табу? Так вот, в любую эпоху может найтись бунтарь, который будет рушить каноны. Таким человеком оказался Анри Тулуз-Лотрек. Его стиль нельзя отнести ни к классицизму, ни к импрессионизму, он самобытен, оригинален, хотя в его основе и лежит академическая школа, но переосмысленная и синтезированная с японской гравюрой.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
Слайд 12Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и
японскими гравюрами.
Плакатная техника, работа со шрифтами.
Слайд 13Техника, свойственная классической живописи - перенос чернового изображения на холст и
дальнейшая работа в студии;
Слайд 14Сюжеты о жизни кабаре, борделей, баров;
Слайд 15Психологизм в портретах, пренебрежение задним фоном, если он не помогает раскрыть
характер модели;
Слайд 16При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению
к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Слайд 17Поль Сеза́нн
(фр. Paul Cézanne; 1839—1906)
Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами и
признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно отнести к романтизму, в выборе сюжетов видны отпечатки работ старых мастеров, которые, однако, помогают молодому художнику обуздать свои воображение и характер. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ, и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы.
Слайд 18Музей Метрополитен– Поль Сезанн - Яблоки
Франция, Экс-ан-Прованс; Холст, масло; 9 х
13 дюймов (22,9 х 33 см)
Если и выбирать какое-либо определение этому замкнутому творцу - то, наверное, лучшим
было бы - упорный художник, находящийся в вечном поиске.
Намеренное искажение перспективы в натюрмортах, попытка на одном изображении показать предмет с нескольких ракурсов.
Слайд 19Отказ от натуралистической передачи предмета, “эскизность” работ.
Большие купальщицы Музей искусств Филадельфии – Сезанн,
Поль (Экс-ан-Прованс 1839-1906) -
1906. 210.5x250.8 см
Слайд 20Лувр – Поль Сезанн-- Эстак, утро 1870-е, 43х59
Особая техника квадратных мазков, позволяющая лучше
проявлять формы изображаемых предметов.
Слайд 21Явные, жирные контуры.
Эрмитаж – Сезанн, Поль - Дама в голубом
В своём творчестве художник
попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны.
Слайд 23В отличие от многих своих друзей-художников, сомневающихся в ценности собственных работ,
Сезанн периодически отчетливо чувствовал, а иногда и заявлял вслух, что он гений и что его картины начнут понимать в нескором времени.
Друзья, будущие художники-импрессионисты, устраивавшие свои революционные выставки, побаивались дикой живописи Сезанна.
Пока в 2015 году картина Поля Гогена «Когда свадьба?» не была продана за 300 миллионов долларов, эти «Игроки в карты» Сезанна оставались самой дорогой картиной в мире, когда-либо выставленной на продажу за последние полтора века. Картину купил в 2011 году эмир Катара для своей частной коллекции (за 250 млн).
Слайд 24Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin 7 июня
1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник.
Автопортрет - Поль Гоген. 1893. Грубый холст, масло. 46 x 38 см
Слайд 25Проработав 6 лет моряком и посетив многие экзотические для европейца места,
получил место в брокерской конторе, но через время отказался от стабильной жизни и посвятил себя живописи. Потеряв семью, друзей и всякий доход Поль отправился на острова, где смог создать свои лучшие работы.
«День без богов (День божества — Махана но натуа)» 1894 г.
Холст, масло. Чикагский институт искусств, США
Слайд 26Поль Гоген
Забава злого духа [1894]
Холст, масло. 60 x 98
Яркие, насыщенные цвета;
Декоративность
изображения, отказ от теней;
Символизм в сюжетах и изобразительных приемах;
Сдержанная геометрически выверенная композиция;
Уход к абстракционизму в некоторых элементах.
Отличительные черты Гогена
Слайд 27 «Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария)» 1891 г.
Холст, масло. 113,7
x 87,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Художник уже привычно переносит библейский сюжеты в несвойственные им реалии, только теперь бретонских крестьянок сменили смуглые таитянки с обнаженной грудью. Когда в 1893 году Гоген представил эту картину на выставке в Париже, она наделала много шума. Даже для искушенной парижской публики были, мягко говоря, непривычны темнокожая Дева Мария в цветастом парео и обнаженный младенец Иисус, сидящий у нее на плече, а не мирно покоящийся на руках. Что уж говорить о «волхвах», которых Гоген изобразил полуголыми женщинами. Работа, однако, нашла покупателя – ее приобрел за две тысячи франков коллекционер Мишель Манци.
Слайд 28«Ван Гог рисует подсолнухи» (Портрет Винсента Ван Гога) 1888 г.
Холст, масло.
73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
В 1888 году два величайших живописца прибыли в Арле в надежде основать здесь новую колонию художников, свободную от привычных академических традиций. Здесь Гоген создаёт ряд своих полотен, среди которых портрет новоиспечённого друга.
Кроме того, художники еще и все время соперничали друг с другом – и на творческом, и на любовном фронте. По одной из версий, главный конфликт между ними, закончился отрезанным ухом и отъездом Гогена.
Слайд 29Поль Гоген - Когда свадьба? - 1892
Работы Гогена при жизни не
находили спроса, художник был беден.
«Когда свадьба?» - картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека полотно принадлежало семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля.
Рудольф Штехелин - один из самых известных коллекционеров Швейцарии первой половины двадцатого века.
В 2015 году картина была продана музейному ведомству Катара за 300 000 000 $.
Слайд 30Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» стала самым масштабным и,
наверное, самым известным полотном Гогена. Работа продвигалась медленно: у художника болели ноги, он страдал от конъюнктивита, болей в сердце, приступов удушья и головокружений. Но готовая картина стоила всех тех мучений, которые перенес Гоген. Она и в самом деле была шедевром. Вскоре после завершения работы над этим полотном, в январе 1898 года, художник отправился умирать в горы с «убойной» дозой мышьяка. Но его организм отторг слишком большое количество яда, и Гоген выжил. После этого к нему чудесным образом вернулась радость жизни, к тому же, финансовое положение стало понемногу улучшаться, позволив художнику поправить здоровье.
Слайд 31Итак, рассмотрев творчество лидеров постимпрессионизма, можно сделать вывод, что объединенные стремлением
уйти от ограничений, которые накладывал импрессионизм, они смогли вернуть искусству его важнейшую составляющую – воображение. Эти художники отказались от слепого подражания природе, считая, что такой подход не способен передать всю глубину реальной жизни, и стремились своим творчеством сделать своего рода художественную интерпретацию увиденного. Яркие индивидуальности, они не объединились при жизни в какую-либо художественную группу, но, хоть и с разных сторон, двигались в одном направлении – к познанию истинной сущности вещей. Объединенные общей художественной целью, они выработали индивидуальные живописные стили и, безусловно, оказали значительное влияние на формирование искусства последующих поколений.