Слайд 1Архитектура дворцово-паркового ансамбля «Царицыно»
Работу выполнила:
Ученица 7 класса
Казакова Елизавета
Преподаватель:
Жулидова Надежда Иосифовна
Слайд 2Особенность баженовских построек - их постоянное визуальное взаимодействие. Зодчий расположил объекты
таким образом, чтобы со многих точек обзора они создавали «дуэты» и «трио». Постройки также гармонично взаимодействуют с ландшафтом , водной гладью прудов и парком. Еще в конце XVIII века царицынский ансамбль стали называть «театром архитектуры» - отчасти из-за эффектной композиции и необычного оформления зданий.
Слайд 3Архитекторы придавшие «Цариыцно» тот облик, который мы наблюдаем уже около 27
лет.
Беженов.В.И
Казаков.М.Ф
Слайд 4Дворцово–парковый ансамбль «Царицыно»
Большой мост через овраг.
Фигурный мост.
Кавалерские корпуса.
Храм иконы Божией матери
«Живоносный источник».
Хлебный дом (Кухонный корпус).
Большой дворец.
Арка-галерея.
Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида.
Средний дворец (Оперный дом).
Фигурные (Виноградные) ворота.
Оранжерейный мост и Оранжереи.
Царицынский пейзажный парк.
Павильон «Миловида».
Башня-Руина.
Павильон «Нерастанкино» и арка-руина.
Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики.
Пруды.
Слайд 5Большой мост
через овраг.
Большой мост через овраг — самый крупный
из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создают неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Слайд 6Фигурный мост
Фигурный мост, построенный в 1776—1778 годах по проекту Баженова, является
продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII веке — второй парадный въезд на территорию Царицына.
Слайд 7Кавалерские корпуса.
Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами», однако названия эти
весьма условны. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Отчасти это случилось потому, что уже к XIX веку для современников предназначение построек было неясным; архивные документы, изучавшиеся исследователями, также не дают однозначного ответа на вопрос, и сегодня существуют различные гипотезы на этот счёт. Помимо условного названия, постройки связывают размеры — все три Кавалерских корпуса невелики и построены в один этаж, и местоположение — все они нанизаны на ось, идущую вдоль Большого оврага и представляют собой «нижний ярус» северного царицынского фасада.
Слайд 8Храм иконы Божией матери
«Живоносный источник».
Северную часть дворцовой площади замыкает храм
иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
Слайд 9Хлебный дом.
Самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие
сроки, в 1784—1785 годах. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова
Слайд 10Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной
резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость. Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора.
Большой дворец.
Слайд 11Арка-галерея
Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым
в 1784—1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.
Слайд 12Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида.
Одно из самых замечательных строений Баженова
Царицыне расположено на холме восточного берега Верхнего Царицынского пруда, поблизости от Фигурного моста. Холм-пирамида, унаследованный Царицыным от усадьбы Кантемиров, является интересным памятником паркового искусства XVIII века.
Слайд 13Средний дворец (Оперный дом).
Оперный дом — одна из лучших построек Баженова
не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.
Слайд 14Фигурные ворота.
Бывшая Берёзовая перспектива заканчивается Фигурными воротами, расположенными возле Оперного дома.
Они акцентируют условную границу между дворцовой и пейзажной частями парка. Своё второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди, которая завершает причудливый и загадочный белокаменный узор, вписанный в проём арки. Ворота благодаря своему уникальному художественному решению стали своеобразным символом царицынского ансамбля.
Слайд 15Оранжерейный мост и оранжереи.
Оранжерейный мост (именуемый также «Оранжерейная плотина») не связан
с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в начале XIX века по инициативе Экспедиции Кремлёвского строения под началом И. В. Еготова и, вероятно, по его проекту.
Слайд 16Царицынский пейзажный парк
Царицынский пейзажный парк начал складываться ещё в 1775 году.
Почти сразу же после покупки Екатериной II усадьбы Кантемиров в парке были высажены лиственницы и сибирские Кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Известно, что основу регулярного парка в усадьбе Кантемиров составляли берёзы (Берёзовую перспективу, аллею усадьбы, Баженов использовал в качестве одной из главных осей дворцового ансамбля).
Слайд 17Павильон «Миловида»
Павильон «Миловида», построенный, скорее всего, по проекту И. В. Еготова, установлен в
одной из самых живописных частей парка. Здесь среди густых посадок раскрывается вид на залив пруда с искусственным островом. «Миловида» возведена в 1803 (или 1804) году и заменила собой пришедший в ветхость прежний деревянный павильон Баженова.
Слайд 18Башня - руина
Предание связывает возникновение Башни-руины с судьбой авантюристки, известной как
княжна Тараканова. Когда граф Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию на поиски и поимку княжны, с ним на корабле был некий художник, делавший во время поездки зарисовки достопримечательностей. Миссия останавливалась на Ионических островах, и здесь художник набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург с рисунками ознакомилась императрица, и они ей так понравились, что Екатерина распорядилась возвести в Царицыне руину с бельведером по одному из этих набросков.
Слайд 19Павильон «Нерастанкино» и арка-руина.
Павильон «Неростанкино», построен в 1803-1804 годах по проекту
И.В.Еготова и отмечает еще одну ключевую обзорную точку: он сориентирован на пологий и протяженный спуск холма в Верхнему пруду. На самом пруду обустроен искусственный остров с аркой-руиной, которая образует с павильоном эффектную визуальную связку. Второе название павильона – Храм меланхолии. Павильон построен в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален – четыре вазы-урны.
Арка-руина на искусственном – «Русалочьем» - острове является вторым сооружением в парке в жанре искусственных руин. Второе название арки – «Русалкины ворота».
Слайд 20Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики
До начала XX века было принято
считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки.
Интересными парковыми постройками являются Гротесковые мостики в южной части парка, изрезанной узким и глубоким извилистым оврагом. Мостики сооружены для удобства подхода к беседке «Храм Цереры» от павильона «Нерастанкино».
Слайд 21Пруды
Верхний Царицынский пруд
Средний Царицынский пруд
Слайд 22Верхний Царицынский пруд.
Верхний Царицынский пруд считается самым красивым в каскаде. Его
площадь около 10 гектаров, максимальная глубина до 2 метров; пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка.
Слайд 23Средний Царицынский пруд.
Средний Царицынский пруд неглубок: его глубина не превышает 1,5
метров, а площадь составляет около 5 гектаров. Средний пруд отделён от Верхнего плотиной — примечательным гидротехническим сооружением конца XVIII века. Она построена взамен пришедшей в негодность, по проекту архитектора К. И. Бланка в 1777—1779 годах. Именно по ней пролегла аллея, которой в проектах Баженова отводилась роль одной из композиционных осей дворцового ансамбля.