Слайд 1Средневековая арабская культура
Исламская культура
Слайд 3Карта Ближнего Востока и Средней Азии
Слайд 4Карта Аравийского полуострова
Слайд 6Карта Арабского халифата в 632 г.
Слайд 7Карта Арабского халифата в 750 г.
Слайд 8Карта Арабского халифата в VII-IX вв.
Слайд 9Карта халифата периода распада
Слайд 10Культура древних арабов
Арабы (семитские народы) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова
(Йемен и Хиджад).
В I тыс. до н. э. здесь существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство.
Получила развитие и торговля, Караванный путь на всём своём протяжении через Аравийский полуостров контролировали арабы-кочевники – бедуины.
Арабы успешно осваивали и морские просторы, совершали плавания в Африку, Западную Индию, Китай.
В первые века нашей эры арабы широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних землях – в Сирии, Палестине, Месопотамии.
Вожди арабских племён именовались шейхами.
В древности арабы были язычниками. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший своё выражение в культе больших камней. Так, племени курейш принадлежало святилище Кааба, находившееся в Мекке – одном из торговых центров. В нишу наружной стены Каабы был вмурован чёрный камень, в котором, как считалось, воплотился важнейший бог курейшитов – Аллах. Этот камень символизировал верховное божество, был высшим божественным символом.
Слайд 11Особенности ислама как мировой религии
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка
Мухаммеда (Магомета) (около 570-632), родившегося в Мекке, в знатной, но обедневшей семье рода Хашим – одного из родов племени курейшитов (в него входил род Омейя, главенствующий в племени, и другие).
В 610 г. Мухаммед начал проповедническую деятельность, стал халифом – пророком проповедником, слышащим голос Аллаха.
Мухаммед объявил, что истинным богом является Аллах.
В 622 г. Мухаммед переселился в г. Ясриб (позже получивший название Медина, что означает «город пророка») (т. к. не нашёл поддержки в Мекке). Это событие – «хиджра» («переселение») – стало точкой отсчёта мусульманского летосчисления.
В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, которая превратилась в центр ислама, сохранив святилище Каабу своей святыней.
Слайд 12Особенности ислама как мировой религии
Ещё в древности в племени курейшитов считалось,
что наиболее почитаемый ими племенной бог Аллах воплотился в чёрном камне, вмурованном в нишу наружной стены святилища Каабы.
В 7 в. сформировалась новая – монотеистическая – религия, получившая название «ислам» или «мусульманство». Оба слова по-арабски означают «покорность», «преданность».
Коран
Священная книга мусульман – Коран (от араб. «кара’а – читать) (ал-куран – «чтение вслух», «назидание»). Согласно учению, содержание Корана было передано Мухаммеду от Аллаха через ангела Джабраила – отдельными откровениями, через видения. Первое видение произошло в ночь с 26-го на 27-е число месяца рамадана по мусульманскому лунному календарю. Оно получило название «Ночь предопределения»: в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Эта ночь обычно проводится в мечети за чтением Корана и просьбами о выполнении желаний.
Слайд 13Особенности ислама как мировой религии
Коран содержит: все основные мусульманские заповеди, проповеди,
сведения космогонического характера, описание исторических событий, рассуждения о взаимоотношениях человека с миром. Около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.
Шариат как свод законов, как свод религиозных и правовых норм основан на положениях Корана.
Шариат (по араб. – «ясный путь, по которому надо следовать») – это система единого мусульманского права, не подразделяемого на гражданское, уголовное, религиозное. Любые жизненные обстоятельства оцениваются шариатом с точки зрения религии. Шариат не предусматривает предварительного следствия и долгого судебного разбирательства. Мусульманское право содержит нормы: государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Слайд 14Особенности ислама как мировой религии
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после
смерти пророка его последователями.
При халифе Османе (644-656) составлен текст, объявленный каноническим.
Коран разделён на 114 сур, которые имеют различное число аятов – стихов, от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счёта). Суры размещены в порядке убывания длины (за исключением первой суры).
Сунна
Хадисы (предания, рассказы) о жизни и деятельности Мухаммеда, воспоминания о беседах с ним, его суждениях, изречениях, поучениях (были собраны после смерти пророка).
В 9 в. они были собраны в шесть сборников, составивших Сунну (полное название – «Сунна посланника Аллаха») – т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.
Суннитами называются мусульмане, придерживающиеся норм Сунны.
Шиитами – мусульмане, не признающие Сунну.
Слайд 15Особенности ислама как мировой религии
Основные обязанности мусульман:
1 – вера в единого
бога Аллаха («Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»),
2 – молитва (намаз) 5 раз в день: на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца, перед сном. Молитва совершается в чистом месте, на специальном коврике, обратившись в сторону Мекки. Перед молитвой проводится обряд очищения, омовения (рук, ног, лица). Кроме обязательных молитв совершаются дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребёнка, важного начинания.
3 – пост (в рамадан) – длится месяц. Во время поста есть можно после заката и перед восходом солнца; нельзя развлекаться, курить.
4 – милостыня – в пользу бедных. Собирается специально выделенными сборщиками и раздаётся в дни праздников. Кроме обязательной милостыни – закята – существовала и дополнительная – садака – и добровольное подаяние на строительство мечети, школы, больницы, подаяние нищим.
5 – хадж – паломничество в Мекку. Совершившие хадж имеют право почётно называться «ходжи».
Слайд 16Особенности ислама как мировой религии
Нередко к пяти столпам исламской веры добавляют
ещё один – джихад (газават) – священную войну против неверных (в условиях национально-освободительных войн, в моменты военных действий).
Важнейшие мусульманские праздники:
1 – Ураза-байрам – праздник разговения (в первый день месяца шаввал после поста в рамадане), длится 3 дня.
2 – Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.
3 – День рождения пророка (12 числа третьего месяца мусульманского года).
4 – День вознесения пророка (27 числа седьмого месяца).
Суфизм – мистико-аскетическое учение внутри ислама. Согласно учению, божество порождает мироздание путём эманации (излияния), и цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. (Дервиш – суфий-аскет).
Слайд 17Арабский халифат
В VII в. на основе исламской идеологии было сформировано мусульманское
феодально-теократическое государство – Арабский халифат (означает - «преемство»).
Халифат простирался от границ Индии до Пиренеев. В течение VII-VIII вв. арабы подчинили себе народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии. В этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре.
Выделяют 2 периода существования Арабского халифата:
1 – Халифат династии Омейядов (661-750 гг., начиная с Османа – с 644 г.) – с центром в Дамаске;
2 – Халифат династии Абассидов (750-1258 гг.) – с центром в Багдаде.
К X в.под властью халифа остался лишь Ирак.
В 1055 г. Багдад захватили турки-сельджуки.
В XIII в. Арабский халифат уничтожили монголы.
В XIV в. здесь образовалось государство бея Османа (турка).
Слайд 18Арабский халифат
Во главе государства стоял халиф, сосредоточивший в своих руках всю
светскую и духовную власть.
Претендент на халифат заключал особый договор (мубайи) с уммой – мусульманской общиной (её представителями).
Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф:
1 – должен быть муджтахидом – представителем высшей категории мусульманских богословов (т. е. законоведов);
2 – происходить из племени курейшитов;
3 – быть мудрым, справедливым, смелым, физически здоровым, заботиться о благе подданных.
Халиф не обладал полномочиями монарха и не мог передать власть по наследству или своей волей назначить преемника.
Управление в халифате обеспечивалось помощниками халифа – советниками, визирями (министрами, высшими сановниками), губернаторами провинций, эмирами (правителями, князьями, предводителями мусульман – от араб. «повелитель»).
Слайд 19Развитие экономики в средневековых арабских государствах
Экономического расцвета халифат достиг в VIII-IX
вв.
Развитие получили:
I – сельское хозяйство, особенно земледелие: выращивали рис, табак, хлопок, цитрусовые;
II – садоводство и цветоводство, получившие промышленное значение; так, плантации роз давали эссенцию для парфюмерного производства;
III – ремесленное производство, прежде всего – тканей, дамасской стали, оружия, стекольных, зеркальных, ювелирных изделий; также – ковров, керамики, благовоний;
IV – торговля, арабские купцы продавали свои товары в Европе, на Дальнем Востоке, в Китае и других странах. Была создана эффективная финансовая система, жёсткий порядок налогообложения, использовались безналичные расчёты.
Слайд 20Средневековая арабская философия и наука
Аль-Фараби (870/72-950) – философ, математик, теоретик музыки;
развивал идеи Аристотеля; развивал историографию науки.
Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.) – философ, учёный-медик, последователь Аристотеля.
Ибн-Рушд (Аверроэс) (XII в.) – философ, последователь Аристотеля.
Аль-Хорезми’ (IX в.) – математик, считается основателем алгебры.
Ибн-Фадлан (X в.) – автор исторических записок, трудов по экономике, арабский путешественник.
Аль-Бируни (973-1048) – математик, физик, астроном, историк, географ, геолог, минеоролог, филолог, философ (персидский учёный, писал на арабском).
Ибн-Халдун (1332-1402) – математик, историк, пытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики.
Ибн-Баттута (XIV в.) – арабский (берберский) путешественник (родился в Марокко), автор исторических записок.
Слайд 21Аль-Фараби (IX-X в.)
Ибн-Фадлан (X в.)
Слайд 23Ибн-Халдун (XIV-XV в.)
Ибн-Баттута (XIV в.)
Слайд 24Средневековое арабское образование
Образование
Образование в исламских странах в Средние века всегда было
религиозным.
Учителями были имам и мулла мечети.
Мектебе – школы при мечети, где учились мальчики.
Медресе (от араб. «дараса» – изучать) – высшие школы, в которых обучались будущие специалисты по исламу, богословы и законоведы.
Из их числа выходили: имамы – исламские богословы,
муллы – обычные духовники, учителя,
кади (кази) – администраторы и судьи,
улемы – образованные люди, интеллектуалы ислама.