Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Средневековая арабская культура

Содержание

Карта мира

Слайд 1Средневековая арабская культура
Исламская культура

Средневековая арабская культураИсламская культура

Слайд 2Карта мира

Карта мира

Слайд 3Карта Ближнего Востока и Средней Азии

Карта Ближнего Востока и Средней Азии

Слайд 4Карта Аравийского полуострова

Карта Аравийского полуострова

Слайд 5Карта Аравии VII века

Карта Аравии VII века

Слайд 6Карта Арабского халифата в 632 г.

Карта Арабского халифата в 632 г.

Слайд 7Карта Арабского халифата в 750 г.

Карта Арабского халифата в 750 г.

Слайд 8Карта Арабского халифата в VII-IX вв.

Карта Арабского халифата в VII-IX вв.

Слайд 9Карта халифата периода распада

Карта халифата периода распада

Слайд 10Культура древних арабов
Арабы (семитские народы) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова

(Йемен и Хиджад).
В I тыс. до н. э. здесь существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство.
Получила развитие и торговля, Караванный путь на всём своём протяжении через Аравийский полуостров контролировали арабы-кочевники – бедуины.
Арабы успешно осваивали и морские просторы, совершали плавания в Африку, Западную Индию, Китай.
В первые века нашей эры арабы широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних землях – в Сирии, Палестине, Месопотамии.
Вожди арабских племён именовались шейхами.
В древности арабы были язычниками. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший своё выражение в культе больших камней. Так, племени курейш принадлежало святилище Кааба, находившееся в Мекке – одном из торговых центров. В нишу наружной стены Каабы был вмурован чёрный камень, в котором, как считалось, воплотился важнейший бог курейшитов – Аллах. Этот камень символизировал верховное божество, был высшим божественным символом.
Культура древних арабовАрабы (семитские народы) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад).В I тыс. до

Слайд 11Особенности ислама как мировой религии
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка

Мухаммеда (Магомета) (около 570-632), родившегося в Мекке, в знатной, но обедневшей семье рода Хашим – одного из родов племени курейшитов (в него входил род Омейя, главенствующий в племени, и другие).

В 610 г. Мухаммед начал проповедническую деятельность, стал халифом – пророком проповедником, слышащим голос Аллаха.
Мухаммед объявил, что истинным богом является Аллах.

В 622 г. Мухаммед переселился в г. Ясриб (позже получивший название Медина, что означает «город пророка») (т. к. не нашёл поддержки в Мекке). Это событие – «хиджра» («переселение») – стало точкой отсчёта мусульманского летосчисления.
В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, которая превратилась в центр ислама, сохранив святилище Каабу своей святыней.
Особенности ислама как мировой религииВозникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка    Мухаммеда (Магомета) (около

Слайд 12Особенности ислама как мировой религии
Ещё в древности в племени курейшитов считалось,

что наиболее почитаемый ими племенной бог Аллах воплотился в чёрном камне, вмурованном в нишу наружной стены святилища Каабы.

В 7 в. сформировалась новая – монотеистическая – религия, получившая название «ислам» или «мусульманство». Оба слова по-арабски означают «покорность», «преданность».

Коран
Священная книга мусульман – Коран (от араб. «кара’а – читать) (ал-куран – «чтение вслух», «назидание»). Согласно учению, содержание Корана было передано Мухаммеду от Аллаха через ангела Джабраила – отдельными откровениями, через видения. Первое видение произошло в ночь с 26-го на 27-е число месяца рамадана по мусульманскому лунному календарю. Оно получило название «Ночь предопределения»: в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Эта ночь обычно проводится в мечети за чтением Корана и просьбами о выполнении желаний.
Особенности ислама как мировой религииЕщё в древности в племени курейшитов считалось, что наиболее почитаемый ими племенной бог

Слайд 13Особенности ислама как мировой религии
Коран содержит: все основные мусульманские заповеди, проповеди,

сведения космогонического характера, описание исторических событий, рассуждения о взаимоотношениях человека с миром. Около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.

Шариат как свод законов, как свод религиозных и правовых норм основан на положениях Корана.
Шариат (по араб. – «ясный путь, по которому надо следовать») – это система единого мусульманского права, не подразделяемого на гражданское, уголовное, религиозное. Любые жизненные обстоятельства оцениваются шариатом с точки зрения религии. Шариат не предусматривает предварительного следствия и долгого судебного разбирательства. Мусульманское право содержит нормы: государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Особенности ислама как мировой религииКоран содержит: все основные мусульманские заповеди, проповеди, сведения космогонического характера, описание исторических событий,

Слайд 14Особенности ислама как мировой религии
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после

смерти пророка его последователями.
При халифе Османе (644-656) составлен текст, объявленный каноническим.
Коран разделён на 114 сур, которые имеют различное число аятов – стихов, от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счёта). Суры размещены в порядке убывания длины (за исключением первой суры).

Сунна
Хадисы (предания, рассказы) о жизни и деятельности Мухаммеда, воспоминания о беседах с ним, его суждениях, изречениях, поучениях (были собраны после смерти пророка).
В 9 в. они были собраны в шесть сборников, составивших Сунну (полное название – «Сунна посланника Аллаха») – т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.
Суннитами называются мусульмане, придерживающиеся норм Сунны.
Шиитами – мусульмане, не признающие Сунну.
Особенности ислама как мировой религииПолный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти пророка его последователями.При халифе Османе

Слайд 15Особенности ислама как мировой религии
Основные обязанности мусульман:
1 – вера в единого

бога Аллаха («Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»),
2 – молитва (намаз) 5 раз в день: на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца, перед сном. Молитва совершается в чистом месте, на специальном коврике, обратившись в сторону Мекки. Перед молитвой проводится обряд очищения, омовения (рук, ног, лица). Кроме обязательных молитв совершаются дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребёнка, важного начинания.
3 – пост (в рамадан) – длится месяц. Во время поста есть можно после заката и перед восходом солнца; нельзя развлекаться, курить.
4 – милостыня – в пользу бедных. Собирается специально выделенными сборщиками и раздаётся в дни праздников. Кроме обязательной милостыни – закята – существовала и дополнительная – садака – и добровольное подаяние на строительство мечети, школы, больницы, подаяние нищим.
5 – хадж – паломничество в Мекку. Совершившие хадж имеют право почётно называться «ходжи».
Особенности ислама как мировой религииОсновные обязанности мусульман:1 – вера в единого бога Аллаха («Нет бога кроме Аллаха

Слайд 16Особенности ислама как мировой религии
Нередко к пяти столпам исламской веры добавляют

ещё один – джихад (газават) – священную войну против неверных (в условиях национально-освободительных войн, в моменты военных действий).

Важнейшие мусульманские праздники:
1 – Ураза-байрам – праздник разговения (в первый день месяца шаввал после поста в рамадане), длится 3 дня.
2 – Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.
3 – День рождения пророка (12 числа третьего месяца мусульманского года).
4 – День вознесения пророка (27 числа седьмого месяца).

Суфизм – мистико-аскетическое учение внутри ислама. Согласно учению, божество порождает мироздание путём эманации (излияния), и цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. (Дервиш – суфий-аскет).

Особенности ислама как мировой религииНередко к пяти столпам исламской веры добавляют ещё один – джихад (газават) –

Слайд 17Арабский халифат
В VII в. на основе исламской идеологии было сформировано мусульманское

феодально-теократическое государство – Арабский халифат (означает - «преемство»).
Халифат простирался от границ Индии до Пиренеев. В течение VII-VIII вв. арабы подчинили себе народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии. В этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре.

Выделяют 2 периода существования Арабского халифата:
1 – Халифат династии Омейядов (661-750 гг., начиная с Османа – с 644 г.) – с центром в Дамаске;
2 – Халифат династии Абассидов (750-1258 гг.) – с центром в Багдаде.
К X в.под властью халифа остался лишь Ирак.
В 1055 г. Багдад захватили турки-сельджуки.
В XIII в. Арабский халифат уничтожили монголы.
В XIV в. здесь образовалось государство бея Османа (турка).
Арабский халифатВ VII в. на основе исламской идеологии было сформировано мусульманское феодально-теократическое государство – Арабский халифат (означает

Слайд 18Арабский халифат
Во главе государства стоял халиф, сосредоточивший в своих руках всю

светскую и духовную власть.
Претендент на халифат заключал особый договор (мубайи) с уммой – мусульманской общиной (её представителями).

Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф:
1 – должен быть муджтахидом – представителем высшей категории мусульманских богословов (т. е. законоведов);
2 – происходить из племени курейшитов;
3 – быть мудрым, справедливым, смелым, физически здоровым, заботиться о благе подданных.
Халиф не обладал полномочиями монарха и не мог передать власть по наследству или своей волей назначить преемника.
Управление в халифате обеспечивалось помощниками халифа – советниками, визирями (министрами, высшими сановниками), губернаторами провинций, эмирами (правителями, князьями, предводителями мусульман – от араб. «повелитель»).
Арабский халифатВо главе государства стоял халиф, сосредоточивший в своих руках всю светскую и духовную власть.Претендент на халифат

Слайд 19Развитие экономики в средневековых арабских государствах
Экономического расцвета халифат достиг в VIII-IX

вв.
Развитие получили:
I – сельское хозяйство, особенно земледелие: выращивали рис, табак, хлопок, цитрусовые;
II – садоводство и цветоводство, получившие промышленное значение; так, плантации роз давали эссенцию для парфюмерного производства;
III – ремесленное производство, прежде всего – тканей, дамасской стали, оружия, стекольных, зеркальных, ювелирных изделий; также – ковров, керамики, благовоний;
IV – торговля, арабские купцы продавали свои товары в Европе, на Дальнем Востоке, в Китае и других странах. Была создана эффективная финансовая система, жёсткий порядок налогообложения, использовались безналичные расчёты.
Развитие экономики в средневековых арабских государствахЭкономического расцвета халифат достиг в VIII-IX вв.Развитие получили:   I –

Слайд 20Средневековая арабская философия и наука
Аль-Фараби (870/72-950) – философ, математик, теоретик музыки;

развивал идеи Аристотеля; развивал историографию науки.
Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.) – философ, учёный-медик, последователь Аристотеля.
Ибн-Рушд (Аверроэс) (XII в.) – философ, последователь Аристотеля.

Аль-Хорезми’ (IX в.) – математик, считается основателем алгебры.
Ибн-Фадлан (X в.) – автор исторических записок, трудов по экономике, арабский путешественник.
Аль-Бируни (973-1048) – математик, физик, астроном, историк, географ, геолог, минеоролог, филолог, философ (персидский учёный, писал на арабском).
Ибн-Халдун (1332-1402) – математик, историк, пытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики.
Ибн-Баттута (XIV в.) – арабский (берберский) путешественник (родился в Марокко), автор исторических записок.
Средневековая арабская философия и наукаАль-Фараби (870/72-950) – философ, математик, теоретик музыки; развивал идеи Аристотеля; развивал историографию науки.Ибн-Сина

Слайд 21Аль-Фараби (IX-X в.)

Ибн-Фадлан (X в.)
Аль-Фараби (IX-X в.)           Ибн-Фадлан (X в.)

Слайд 22Аль-Бируни (X-XI в.)

Аль-Бируни (X-XI в.)

Слайд 23Ибн-Халдун (XIV-XV в.)

Ибн-Баттута (XIV в.)
Ибн-Халдун (XIV-XV в.)          Ибн-Баттута (XIV в.)

Слайд 24Средневековое арабское образование
Образование
Образование в исламских странах в Средние века всегда было

религиозным.
Учителями были имам и мулла мечети.

Мектебе – школы при мечети, где учились мальчики.
Медресе (от араб. «дараса» – изучать) – высшие школы, в которых обучались будущие специалисты по исламу, богословы и законоведы.
Из их числа выходили: имамы – исламские богословы,
муллы – обычные духовники, учителя,
кади (кази) – администраторы и судьи,
улемы – образованные люди, интеллектуалы ислама.
Средневековое арабское образованиеОбразованиеОбразование в исламских странах в Средние века всегда было религиозным.Учителями были имам и мулла мечети.Мектебе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть