Слайд 1Художественная культура
исламских стран
Слайд 3«Ислам» в переводе с арабского означает «предание себя богу».
Основателем религии считается
Магомет
(Мухаммед) – около 570-632 гг.
Слайд 4Магомед родился в 570 году в отсталом регионе - в Мекке
(южная часть Аравии),
а умер в 632 году в Медине.
Он был пастухом, а после женитьбы на
богатой вдове стал купцом.
В 610 году, когда ему исполнилось 40 лет у
него появились видения.
Голоса (Джибрил) повелевали
ему проповедовать веру в Аллаха.
Слайд 5 Начальный, ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная
власть принадлежат пророку, а после его смерти – халифам.
Слайд 9Мусульманские страны
Всего в мире на конец 1998 года было 44 мусульманских
страны. В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх - шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн).
Слайд 10В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане:
1) Северный
Кавказ
2) Татарстан.
3) Башкортостан.
Мечеть Кул Шариф в Казани
Ислам в России.
Слайд 12Стандартная версия появления полумесяца отсылает нас к сновидению основателя Османской империи,
султану Осману. В этом сне, которое он увидел перед битвой, перед ним предстали перекинувшиеся через горизонт рога месяца. Осман расценил это как добрый знак и с тех пор месяц стал рассматриваться как символ османского общества. Однако и сейчас не все мусульмане разделяют такую версию происхождения символа полумесяца.
Вообще, исторически полумесяц вошел в ислам вместе со взятием Константинополя. Византия имела своим символом полумесяц еще со времен, когда ее брали войска Македонского. Дело в том, что македонцы брали Византию ночью, и ночь та была очень лунной. С тех самых пор византийцы считали Луну своей покровительницей, и соответственно выбрали этот символ. А после взятия Византии османами этот символ постепенно перекочевал к мусульманам, хотя и не ко всем.
Что касается трактовки символа, то тут тоже есть стандартная версия –обычно полумесяц в сочетании со звездой описывается как гармоничное сочетание символа жизни, развития жизни (полумесяца) и символа божества (звезды). Все вместе символизирует собой некое представление о рае. Хотя, повторюсь, у мусульман есть много разных версий трактовки этих символов.
Полумесяц символизирует приверженность Мусульман к лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
Слайд 13Исла́м (араб. إسلام — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность»,
«подчинение» (законам Аллаха).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.
Слайд 14Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В переводе
с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Основатель – реальный человек – Мухаммад (Мухаммед) (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Слайд 16 Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности:
суннизм, шиизм и хариджизм
Слайд 17Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и
может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины.
Слайд 18Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который
должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым.
Слайд 19Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный
Слайд 21Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед
молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Слайд 22«Столпы веры» дополняются
акидами (основными догмами) ислама
Вера в единого всемогущего Бога.
Вера
в Его ангелов.
Абсолютный авторитет Корана.
Вера в Его пророков (первый из них – Нух, а последний – Мухаммед).
Вера в грядущий конец света и Судный день.
Вера в предопределение с его добром и злом.
Слайд 23Виды искусства прославляли веру в Аллаха:
Литература
Архитектура
Музыка
Орнамент
Каллиграфия
Художественные ремесла
Книжная миниатюра
Слайд 24 Ислам наставляет, что главная добродетель человека – покорность и
непоколебимая вера в аллаха и его пророка Мухаммеда. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения:
«Величайшее украшение человека – знание»,
«Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика».
Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока.
Слайд 25Роль мечети в Исламе
Место для совершения коллективной молитвы;
Место общения;
Место да’вата (призыва
к Исламу);
Место проведения собраний и обсуждения важных вопросов;
Место оказания медицинской помощи;
Место образования
Слайд 26 Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом,
иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам).
Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам).
Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.
При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения
и функций между:
квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы,
совершаемой всей общиной;
кабире — центральная столичная мечеть;
мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой
площади (для богослужений в праздники Курбан-байрамплощади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).
Слайд 27Мечети мира
Святилище Биби Джаванди. Пакистан.
Мечеть в Мазари-Шарифе. Афганистан.
Язд, пятничная мечеть. Иран.
Слайд 28Мечети мира
Мечеть скалы в Иерусалиме. Израиль.
Пятничная мечеть в Исфахане. Иран.
Слайд 29Мечети Казахстана
Мечеть им. Машхур-Жусупа Копеева. г.Павлодар
Слайд 30Мечети Казахстана
Мечеть Хазрет Султан. г.Астана.
Центральная мечеть г.Алматы
Слайд 32Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна КрестителяМечеть содержит сокровищницу,
которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (ЯхьяМечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророкомМечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. Голова, возможно, была
найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится
могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.
Мече́ть Омейя́дов, также известная как Больша́я мече́тьДама́ска одна из крупнейших и старейших мечетей одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большуюархитектурную ценность.
Слайд 35Мечеть Укба , также известная как Великая мечеть Кайруана
одна из крупнейших мечетейодна из крупнейших мечетей в Тунисе
Являясь своего рода символическим зданием города,
Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада[4
Слайд 37Собор Святой Софии
бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне —
музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии
Слайд 39Мечеть Нюцзе — самая большая и старая мечеть — самая большая и старая мечеть Пекина — самая большая
и старая мечеть Пекина. Была заложена в 996 году в юго-западном районе Сюаньу — самая большая и старая мечеть Пекина. Была заложена в 996 году в юго-западном районе Сюаньу, который издревле населяли китайские мусульмане.
Приняла вид, близкий к нынешнему, при императоре Канси в начале XVIII века. Мечеть площадью 6 тыс. кв. м. поновлялась в 1955, 1979 и 1996 годах. За традиционной китайской архитектурой скрываются помещения, обустроенные в соответствии с исламскими традициями.
Слайд 41Ку́пол Скалы́, Ку́пол скалы́ — мусульманское святилище над камнем Основания — мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой
горе — мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме,
рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса[1]
Является одной из главных святынь ислама[1]. В числе памятников Старого города. В числе памятников Старого города входит в Список всемирного наследия[1].
Слайд 42Мечеть Омара была построена в 687-691 гг, в период правления халифов
из рода Омейя.
Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.
Слайд 44Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Слайд 45 Кóрдовская соборная мечеть — римско-католический — римско-католический собор — римско-католический собор (в прошлом — мечеть),
расположенный в андалусском расположенный в андалусском городе Кордова[3]. В Средневековье. В Средневековье была второй
по величине мечетью в мире. После испанской Реконкисты была преобразована в церковь,а некоторые детали интерьера, вроде колонн и арок, были стилистически заменены на византийский лад.
Слайд 46Мавританский стиль
Соборная мечеть в Кордове.
Ее особенность – 850 колонн, выполненных
из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
Слайд 47 С VIII в. минарет становится характерным символом мусульманской
архитектуры. Вначале он выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Все они отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика.
Слайд 48 Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан.
Другой тип мечети – медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы. Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. Фасад здания украшает грандиозный портал.
Слайд 49Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV вв.
Жемчужиной светской
мусульманской архитектуры по праву считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Этот роскошный дворец относится к мавританскому стилю архитектуры (маврами называли арабов, завоевателей Испании).
Слайд 50Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) Резные арки
и ниша с орнаментом.
Слайд 51Альгамбра. Миртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.
Слайд 52Декоративно-прикладное искусство
Орнамент:
Абстрактные формы
Яркие краски
Слайд 53
ОРНА́МЕНТ
Живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или
животных элементов.
В исламском орнаменте выделяют два стиля:
геометрический – гирих, и растительный – ислими
Слайд 54Арабеска – это
- Восточный орнамент, в котором соединились растительные узоры,
разнообразные формы цветов, листьев, трав, с геометрическими фигурами.
Слайд 56Музыка Востока
Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира.
Учёный
– аль-Фараби («Большой трактат по музыке») – разработал пролемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Слайд 57
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби,
употребительное сокращение имени —
аль-Фараби
— философ, математик, теоретик музыки, учёный
Востока. Один из крупнейших представителей
средневековой восточной философии.
Слайд 58Музыкальные инструменты
Ударные инструменты (барабаны, бубны, литавры)
Слайд 59Музыкальные инструменты
Уд
Смычковый ребаб
Слайд 61«Кни́га ты́сячи и одно́й но́чи»
памятник средневековой арабскойпамятник средневековой арабской и персидской литературыпамятник средневековой арабской и персидской литературы,
собрание рассказов, обрамлённоепамятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание рассказов, обрамлённое историей о персидском царе Шахриярепамятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание рассказов, обрамлённое историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада (Шахразада).
Слайд 64Священные книги ислама можно разделить на две
группы:
1) В первую группу входит
одна книга - Коран.
2) Во вторую группу входит целое собрание
священных книг, которое называется Сунна.
Священные книги.
Слайд 65Существует два вида Корана:
небесный (Коран-оригинал) и земной (Коран-копия).
Коран делится
на 114 сур, суры делятся на части, которые называются аятами.
Коран.
Слайд 66Содержание небесного Корана Аллах передал ангелу Джабраилу, Ангел передал Магомеду, Магомед
– своим ученикам.
Слайд 67 Все проповеди Магомета, вошедшие в Коран, были записаны еще при его
жизни и вскоре после его смерти обрели законченную форму.
Кроме того, Магомет был и светским лидером, политическим вождем, вдохновив арабские завоевания.
Слайд 68 Коран обосновывает необходимость охраны частной собственности, покорность и смирение перед насилием
и бедностью, объясняет смысл существования не в земной жизни, а в потустороннем мире.
Слайд 69«Сунна - собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни»
Рассказы Мухаммада
называются хадисами.
Все хадисы долгое время существовали устно. Позднее, в IX-X вв., их записали видные богословы: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаи и Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов.
Сунна.
Слайд 70Шариат
Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат.
Шариат (от арабского
“шариа” - “правильный путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат опирается на Коран и Сунну.
Слайд 71Шариат, или Закон ислама, предусматривает четыре типа прав:
права Бога, которые
должен уважать каждый;
права личности;
права окружающих людей;
права всех творений Божьих.
Слайд 72Шариат
Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает
мусульманам употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных.
Слайд 73Восточная поэзия: Рудаки (Абу Абдаллах Джафар, ок. 860-941 гг.)
более 40
лет прослужил при дворе правителя Бухары и сочинил, по преданию, около миллиона стихов.
У этих – мясо на столе, из миндаля пирог отменный.
А эти – впроголодь живут, добыть им трудно хлеб ячменный.
Слайд 74Фирдоуси Абулькасиме (940 – 1020 (1030) гг.) –
автор поэмы «Шахнаме». Состоит
из 3-х частей: мифологическая, богатырская, историческая
Слайд 75Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122 гг.)
поэт. Выступал против ханжества,
лицемерия, напыщенной религиозности. За справедливость, свободу, честность
В детстве ходим за истинной к учителям.
После – ходят за истиной к нашим дверям,
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем прахом. Вот смысл этой сказки.
Слайд 76Саади (между 1203 и 1210 – 1292 гг.)
творчество насыщено философией. Сборник
притчей в прозе и стихах «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал лицемерие, ханжество
О ты, кто исполнен знанья, о ты, чья сильна рука, -
Грешишь, когда угнетаешь бессильного бедняка,
Страшись! Пожалей упавших – иль помни: коль в чёрный час
Ты в яму падёшь, то люди не кинут тебе мостка.
Ты попусту не надейся, на благо не уповай,
Коль злое посеял семя – благого не жди ростка.
Слайд 77Хафизу Шамседдину (ок. 1325 – 1389 или 1390 гг.)
Писал газели –
небольшие стихотворения о любви
На сердце роза, на губах душистый сок,
Владыка мира, в эту ночь ты раб у наших ног.
Гасите свечи! Ночь и так светла, как знойный день,
Здесь в полнолунии своём тот лик, что тьму отвлёк…
Слайд 78Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, рубеж 12 – 13
вв.)
«Лейли и Меджнун» - поэма о любви юноши – поэта Кейси, всю жизнь воспевавшего красоту своей Лейли и позванного за это Меджнуном (одержимым).
Слайд 79Книжные миниатюры
Соединили мастерство каллиграфа – переписчика и профессионального живописца
Слайд 82Легенда о птице Симург
Святой Георгий. Рафаэль Санти
Слайд 83Дом мудрости - исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом ал-Мамуном ал-Мамуном в Багдаде.
Слайд 88Искусство каллиграфииИскусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусстваИскусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором
основным выразительным средством выступает арабская письменность.
Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламскойАрабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запретаАрабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение АллахаАрабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророкаАрабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще.
Основу каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и чёткие пропорции.
Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка.
В каллиграфии точка имеет квадратную форму, причём размер стороны квадрата зависит от угла наклона кончика
пера и от степени нажима мастера. Нажим должен быть достаточно лёгким, движение — очень точным, при
этом кончик пера слегка поворачивается, так что след оставляют две грани пера.
Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24 волосинок осла.
Слайд 89ОРНА́МЕНТ
Живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или
животных элементов.
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими
Слайд 90 В основе стеклопроизводства лежали три основные техники: формование
(когда стеклянную массу заливают в форму), выдувание и гранение (из куска стеклянной массы извлекают лишние части и поверхность обрабатывается шлифованием абразивным колесом, что позволяет имитировать хрусталь).
Сирийские стеклоделы выдували флаконы, чаши, колбы, иногда с
налепленными нитями или орнаментами, вплавленными в толщу стекла наподобие рельефа. С помощью абразивного колеса была усовершенствована резьба по стеклу
Слайд 91 Наиболее полно эстетические пристрастия мусульманских народов различных территорий
демонстрируют ковровые изделия.
Ковроткачество всегда было популярным занятием среди кочевников. Первые ковры имели примитивный рисунок, но с усовершенствованием красок и технологии производства ковровые изделия превратились в произведения искусства.
Научный интерес к коврам возник в Западной Европе параллельно с высокой оценкой старых персидских ковров по признаку их художественных качеств, появившейся во второй половине 19 в.
Преобладающее большинство образцов старинных ковров принадлежит культуре ислама, ибо для мусульманина ковер был тем сакральным местом, на котором он совершал молитву. В тех местах, где ковроткачество входит в обязательный минимум навыков женщины, невеста дарит ковер жениху. Порой ковер становился и погребальным саваном для мусульманина.