Слайд 1Красота русского народного
костюма
Слайд 2МОУ ЛСШ №22
Учитель высшей категории
Стаж работы 23 года
Ахромова Надежда Александровна
Слайд 3УРОК
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В 6 КЛАССЕ
ВИД ЗАНЯТИЯ: ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Слайд 4ЦЕЛИ УРОКА
Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.
Формировать умения и
навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Слайд 6История костюма
Национальная одежда —
это своеобразная книга,
научившись
читать
которую, можно много
узнать о традициях, обычаях
и истории своего народа.
Слайд 7 Жизнь крестьянина была связана с природой, возделыванием земли
и соответствующими трудовыми циклами.
Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу.
Праздники ждали, к ним готовились.
Слайд 8А какие наряды надевали в праздники?
Накануне
народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков по древнему обычаю и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.
Слайд 9Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами
позумента, бисером, шнуром, блестками.
Слайд 10Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время
по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы.
Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды.
Слайд 11У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений
Головной убор
Душегрея
Сарафан
Слайд 12Головной убор –
по нему в старину как по паспорту можно было
определить:
Возраст женщины
Семейное положение
Социальный слой
Количество детей
Слайд 13Головной убор
Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми
Замужние
женщины прятали волосы под кокошник ( от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока)
Слайд 14Головной убор –
кокошник
Твердая плотная шапочка
В народных представлениях связана с небом
Украшали
символами солнца, звезд, дерева, птиц
Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи
Слайд 15Рубаха - основа любого русского костюма
Ее носили мужчины, женщины
и дети от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была понёва.
Понёва — это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник.
Слайд 16Праздничная
рубаха
Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».
Особенно украшались ворот, оплечья, грудь,
подол – места возможных «входов» злых сил.
Воронежский народный костюм с поневой
Слайд 17Праздничный девичий костюм
Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому,
«запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его в разных районах России.
Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету.
«Красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи.
Слайд 18Праздничный костюм
замужней женщины
Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник»
— верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи.
Навершник всегда старались как-то украсить — вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками.
Слайд 19Женский сарафановый комплекс
Носили на Руси в будни и в праздники начиная
с ХIУ века.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками.
Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Слайд 20Женский сарафановый
комплекс
Сюда входили и так называемые душегреи – «епанечки»,
«коротены» - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики
Слайд 21Мужской крестьянский костюм
Рубаха и порты (штаны).
Шились из ткани одноцветной, клетчатой
или с мелким набивным рисунком.
Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе.
Нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие.
Наплечные (вошны) охраняли руки.
Наподольные не давали пробраться злым силам снизу.
Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Слайд 22Закрепление
Назовите элементы женского костюма.
Сочетание каких цветов преобладало в русской народной
одежде?
Какова роль украшения одежды вышивкой?
Головной убор
Рубаха, панева,передник
Сарафан, душегрея, навершник
Белый и красный.
Роль оберега от злых сил