Слайд 2Импрессионизм
(фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX —
впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Слайд 3 Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа,
который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.
Слайд 4В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски
и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.
Вид Толедо. 1604—1614. Музей Метрополитэн, Нью-Йорк Эль Греко
Иоанн Богослов. 1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид. Эль Греко
Слайд 5Веласкес. «Водонос из Севильи», Музей Веллингтона, Лондон
«Любитель абсента», 1858—1859, Новая глиптотека
Карлсберга Эдуард Мане
Слайд 6Портрет Франсиско Байеу
Портрет маркизы Санта-Крус
Слайд 7«Менины» (1656, Прадо, Мадрид)
Веласкес. Портрет короля Филиппа IV, Музей Прадо (Мадрид)
Слайд 8П.О.Ренуар «Большие купальщицы» (1884—1887). Музей искусств, Филадельфия
П.О.Ренуар «Бал в Мулен
де ла Галетт» (1876). Музей Орсе
Слайд 9На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками
и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» Ф.Халс
Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж Э.Мане
Слайд 10Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской
войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов - Констебла, Бонингтона и Тёрнера.
«Последний рейс корабля „Отважный“» 1838 г. Уильям Тернер
Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
Слайд 11Уильям Тёрнер Дождь, пар и скорость, 1844
Уильям Тёрнер Восход с морскими
чудовищами, 1845
Слайд 13Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет,
приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1852) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
"Вид моря с вершин Дьеппа". 1852 г. Лувр, Париж.
Слайд 14Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря
прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
Утамаро. Цветы в Эдо, ок.1800
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1823—1831 Кацусика Хокусай
Слайд 15Работы Хиросигэ, особенно его серии 53 станции дороги Токайдо (1833—1834) и 100 видов Эдо (1856—1858)
оказали большое влияние на французского импрессиониста, в частности, на Моне и русского художника Билибина. Ван Гог сделал копии двух картин из цикла 100 известных видов Эдо.
Утагава Хиросигэ Из цикла 100 известных видов Эдо
Слайд 16Начало поисков импрессионистов
относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства
и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которое посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.
В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая, как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.
В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильямом Тёрнером.
Слайд 17Эдуард Мане Завтрак на траве, 1863
Слайд 18И. Б. Йонгкинд «Улица в Невере»
К началу 50-х годов ХIX
столетия в акварелях художника впервые заметны импрессионистские черты — посветление палитры красок и специфическое освещение. В 60-е годы им создаются уже совершенные импрессионистские картины. В отличие от прочих импрессионистов И.Йонгкинд никогда не писал на природе масляными красками, только акварели, которые он затем тщательно копировал масляными красками. В построении пейзажной композиции мастер следовал нидерландской художественной традиции XIX века.
Клод Моне и Поль Синьяк называли И. Б. Йонгкинда своим учителем.
Слайд 19Возникновение названия
Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара.
Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ.
Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами».
Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Слайд 20 Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название —
«Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее.
Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.
Прошли десятилетия. И новое поколение художников придет к настоящему развалу форм и обнищанию содержания. Тогда и критика, и публика, увидела в осужденных импрессионистах — реалистов, а немного позже и классиков французского искусства.
Слайд 21Специфика философии импрессионизма
Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не
пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.
Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.
Слайд 22Преимущества импрессионизма
К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм.
Импрессионисты в этом
вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.
Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.
Слайд 23Техника
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и
в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда.
Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность.
Слайд 24К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и
сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:
Голубой — Оранжевый
Красный — Зелёный
Жёлтый — Фиолетовый
Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.
Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэрЗатем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.
Слайд 25Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны
для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности[2].
Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».
В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей,Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.