Слайд 1Жизненный путь художника - Павла Филонова
Слайд 3Биография
Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один
из лидеров русского авангарда первой половины 20 века родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшийся на попечении старшей сестры Александры переехала в Петербург.
Он учился в живописно-малярных мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910). В 1905–1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). Был членом «Союза молодежи» (с 1910), после распада последнего вместе с Д. Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914). В те же годы сблизился с В.В. Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму «Пропевень» (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916–1918 служил в действующей армии на Румынском фронте.
Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии. В том же году он опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»).
Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок.
Он жил как передвижник до революции, подчинив все задачам творчества, жестоко бедствовал и позже, особенно в 30-е годы, ведя полунищенский образ жизни, но, не теряя творческой одержимостиУмер Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941.
Слайд 4Особенности жизненного пути
Основоположник особого направления в живописи, названного им самим "аналитическое
искусство", Павел Николаевич Филонов прошел довольно сложные этапы обучения. Переехав в 1897 году в Петербург, он начинает свой путь в искусстве в качестве ученика малярно-живописных мастерских (окончил в 1901 году). В 1902-1908 годах занимается в школе Общества поощрения художеств и, одновременно, в частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
Свое творчество художник, тогда еще начинающий, вполне намеренно противопоставлял кубизму, - очень популярному в России начала XX века. По мнению Павла Филонова, новое аналитическое направление исправляло главный недостаток кубизма - неподвижность, "застылость" геометрических форм на полотне. Мир должен быть показан в движении, а картина - передавать формы предметов в "состоянии органического роста".
Слайд 5Павел Филонов,хорошо знал творчество Дюрера, Босха, Брейгеля, в основе его аналитической
системы есть много и от народного искусства, и от его увлечения русским неопримитивизмом. Он путешествовал не только по Европе, но и совершил паломничество в Иерусалим. По свидетельствам современников, писал иконы. В его картинах часто появляются образные параллели с древними русскими идолами, сибирскими каменными бабами. Очень высоко ценил примитивистский стиль Филонова поэт Велимир Хлебников, который сказал о написанной в 1912 году картине "Пир королей": "Художник писал пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу бешенством скорби".
Слайд 6Филонов был близок к группе "Ослиный хвост" Ларионова, иллюстрировал сборник Хлебникова,
издал свою книгу поэзии "Проповень о проросли мировой". Его рисунки к сборнику футуристов "Рыкающий Парнас" были забракованы цензурой, которая увидела в них порнографию. Очень ярким, по воспоминаниям современников, было впечатление от предложенного Филоновым современного оформления спектакля "Владимир Маяковский", где декорации давали почти реальное изображение города.
Слайд 7
Филонов был художником, философом, поэтом. Но и был гражданином. Когда началась
германская война, ушел на фронт. Провоевал два года - с 1916 по 1918 год.
В 1916-1918 годах Павел Филонов был в действующей Балтийской морской дивизии, на Румынском фронте, а когда возвратился в Петербург, начал опять активно выставляться. Его картины экспонировались не только в России, но и в Германии. Сам он занимал различные военно-политические посты, публиковал статьи и читал лекции, пропагандируя свою "декларацию "мирового расцвета", требуя "пролетаризации искусств". Он хотел, чтобы не только художники обращались в своем творчестве к массам, но и массы приобщались к творчеству.
Слайд 8С конца 20-х годов и вплоть до смерти Филонова, его соратники
и ученики, сохранявшие верность методам "аналитического искусства", подвергались жесткому "общественному" давлению. В 1929 году власти запретили уже смонтированную и готовую выставку - единственную прижизненную персональную выставку Филонова, что привело в итоге к разгрому объединения МАИ. Затем началась грамотно организованная травля в прессе, которая привела к разгрому "Мастеров:". Художника обвинили в "контрреволюционной" тяге к непонятному и сложному искусству, он был лишен работы и средств к существованию.
Последние десять лет Павел Николаевич прожил в постоянном предчувствии ареста, ожидая, что кончит свои дни в тюрьме. Но судьба распорядилась по-иному. В декабре 1941 года Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде.Если бы не возраст, он, несомненно, как и в 1914 году, пошел бы добровольцем на фронт.
Слайд 9Влияние творчества Павла Филонова
Современники по-разному относились к произведениям Павла Филонова. Одни
называли его творчество продуктом больной фантазии и даже советовали использовать его картины как пособие для студентов-медиков, которые изучают психиатрию или патологическую анатомию. Другие, например, ленинградские обэриуты (члены Объединения реального искусства, которое существовало с 1927 до начала 1930-х годов) Александр Введенский и Даниил Хармс, восторгались его "анатомическим стилем".
.
Слайд 10Для Филонова процесс жизни - это образец или модель, следуя которой,
художник создает произведение искусства. Он хочет подражать не формам, которые создает природа, а методам, которыми она "действует". Этот путь органики в создании искусства предвосхищает путь бионики, возникшей несколько десятилетий спустя.
Слайд 11в начале 80-х годов, не говоря уже о долгом периоде 30-70-годов,
не только картины, но и имя художника Павла Николаевича Филонова на территории бывшего СССР было под официальным запретом. Публиковать репродукции его работ в печати, книгах и альбомах было негласно запрещено, так же, как и рассказывать о нем самом и его творчестве.
Признание пришло к нему через десятки лет после смерти. Он разделил драматическую судьбу некоторых великих художников, например, Ван Гога и Модильяни, с той лишь разницей, что признание шло к нему значительно дольше, чем к ним.
На пороге XXI века Павел Николаевич Филонов предстает русским художником, проложившим свой неповторимый путь в искусстве для будущих художников и многочисленных почитателей его таланта.
Слайд 12Выставки
В 1967 г.В 1967 г. состоялась Первая персональная выставка Филонова в
НовосибирскеВ 1967 г. состоялась Первая персональная выставка Филонова в Новосибирске; в 1988 г. — в Русском музее Санкт-Петербурга.
После выставки художника в музее центра Ж. ПомпидуПосле выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в ПарижеПосле выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989 — начале 1990После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989 — начале 1990 гг. Филонов получает признание, как один из классиков искусства XX века; современным искусством, образно говоря, Филонов взят на прикол. На этой же выставке выяснилось, что шесть экспонируемых рисунков Филонова были украдены из Русского музея, и их вернули. Художник принципиально не продавал своих работ за рубеж, поэтому практически всё его наследие хранится в Русском музее.
В 1994В 1994 г. в рамках арт-проекта «С днём рождения, Павел Филонов!» Антона Кузьмина состоялось первое экспонирование работ (четыре графических (бум., тушь) и одна живописная - «Композиция», х., масло) Павла Филонова в Екатеринбурге.
20062006 — в июле в Русском музее открылась выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого»[1].
Слайд 13…Надевая на себя все, что у него было, он, похожий на
скелет, стоял ночью на чердаке, у слухового окна, надеясь, что при авианалете успеет спасти бесценный дар - свои творения.
- Это безумие! - говорили ему знакомые. А он спокойно отвечал:
- Вы называете безумием... А знаете, я в это время создаю новую вещь. Она переживет всех нас. Я времени зря не теряю!...