Слайд 1МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Культура Древней Греции
Греческая культура – одна из непревзойденных вершин в развитии
человеческой цивилизации
Слайд 2
Древняя Греция - прекрасная страна, ее жители называли Элладой, а себя
– эллинами по имени легендарного царя-родоначальника Эллина.
Слайд 3В V – IV вв. до н.э. в Древней Греции была
создана великая культура.
Наивысшего развития достигли наука, искусство и архитектура, а удивительная древнегреческая мифология считается непревзойдённой.
Слайд 5Крито-микенский
Гомеровский
Архаика
Классика
Эллинизм
Этапы развития греческой культуры
Слайд 6Название "гомеровский период" было связано с именем легендарного Гомера, перу которого
приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания.
К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной из наиболее развитых мифологий древнего мира.
Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив гласные.
Гомеровский период
Слайд 7Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом
и духом гражданина полиса.
В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.
Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы.
Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
Архаика
Слайд 8Скульптура
Древнейшие известные нам скульптуры возникли еще в эпоху
архаики. Это мужские фигуры куросы (т.е. юноши) устанавливались вблизи храмов. Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.
Слайд 10 Женские фигуры кор (т.е. девушек). Их позы однообразны
и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Слайд 11Представление об архаической архитектуре Великой Греции могут дать постройки в Пестуме,
где сохранились храмы Геры ("Базилика") и Афины ("Деметры") Храм Геры ("Базилика"), сложенный из квадров красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн.
Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали. Колонны "Базилики" массивны.
Архитектура
Слайд 13Храм Геры в Пестуме
Храм Аполлона в Эфесе
Слайд 18Разнообразна была и композиция древнегреческих храмов, среди которых наиболее распространенным видом
стал так называемый периптер , т.е. «оперённый», окруженный со всех сторон колоннами. Святилищем храма был наос или целла, где находилась статуя божества, в честь которого возводился храм.
Слайд 19Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя - общественного и
культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э.
Слайд 20Афи́ны — столица Греции, Афины имеют богатую историю; в классический период
(V век до н. э.) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.
2.Афины-центр греческой цивилизации
Афины сегодня
В период АРХАИКИ на Балканском полуострове возникают города – государства - ПОЛИСЫ
Слайд 215-й век до н.э. Стал временем расцвета древнегреческих полисов (городов-государств). Афины
превращаются в культурный и политический центр Древней Эллады.
Этот период называют «Золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Слайд 22 Да ты – чурбан, коли Афин не видывал;
Осел –
коли, увидев, не пришел в восторг;
Верблюд, коли покинул их по своей воле.
Народная пословица Греции
Слайд 23Высшая слава Афин, лучезарное сияние этого города в мировой культуре неразрывно
связаны с именем Перикла. Он заботился об украшении Афин, покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников, был другом и покровителем Фидия, гений которого знаменует, вероятно, самую высокую ступень во всем художественном наследии античного мира.
Прежде всего, Перикл решил восстановить Афинский Акрополь, разрушенный персами.
Во второй половине V в. Афины были, несомненно, самым значительным культурным центром Эллады, а первым человеком в Афинах почитался Перикл, глава демократической партии, из года в год избиравшийся на высшую должность стратега. Сороковые и тридцатые годы V в. до н. э. были кульминацией высшего расцвета Афин.
ВЕК ПЕРИКЛА
Слайд 24Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь с его храмами, величайшими памятниками
греческого зодчества. Даже в своем полуразрушенном виде они и по сей день производят неизгладимое впечатление.
Афины, названные по имени дочери Зевса Афины, были главным центром культа этой богини. В ее славу и был воздвигнут Акрополь.
Слайд 27Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
М.А.Волошин
Слайд 28Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок.
300 м в длину и 170 м в ширину),
место древнейшего поселения в Аттике.
Афинский Акрополь
Слайд 29Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний
город; крепость (убежище на случай войны).
Афинский акрополь —156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни.
Акрополь в Афинах
Слайд 321 – храм Афины – Ники 2 – Пропилеи
3 – статуя Афины 4 – Эрехтейон 5 – Парфенон 6 – пинакотека
7 – театр Диониса
1
2
3
4
5
Афинский Акрополь
6
7
Слайд 33В 447 году до н.э. началось новое строительство Акрополя. Руководство всеми
работами поручили знаменитому скульптору ФИДИЮ.
Слайд 34ПРОПИЛЕИ
...Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл в 437 - 432
гг. до н.э. воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилеи с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилеи — торжественного входа на Акрополь, сразу же вводила посетителя в мир красоты, утверждаемый человеческим гением.
Слайд 35Пропиле́и (от др.-греч. перед и вход) — парадный проход, проезд, образованный
портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения на какой-либо (главным образом — священный) участок (позднее — в архитектурный ансамбль или в дворцово-парковый комплекс)
437-432г.г. до н.э.
Слайд 37Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во
время главного праздника процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и украшенным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
Слайд 39По ту сторону Пропилеи вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, что
значит Афины-воительницы, изваянная Фидием.
Бесстрашная дочь Громовержца олицетворяла здесь, на площади Акрополя, военное могущество и славу своего города. С этой площади открывались взору обширные дали, а мореплаватели ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.
СТАТУЯ АФИНЫ ПРОМАХОС
Слайд 40ХРАМ НИКИ АПТЕРОС
Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит
маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).
Слайд 41Храм НИКИ АПТЕРОС
Архитектор КАЛЛИКРАТ
Храм посвящен богине Победе. Внутри культовая статуя изображала
Афину в виде бескрылой богини Победы.
Слайд 42Постройка представляет
собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны.
Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.
Слайд 44Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры,
один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор - Филокл. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон имеет необычную ассиметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
Слайд 45План Эрехтейона
1. Колонны простиля
2. Святилище Афины
3. Святилище Бута
4. Святилище Гефеста
5.
Святилище Эрехтея-Посейдона
6. Святилище Посейдона
7. Портик кариатид
«Там есть здание, именуемое Эрехтейоном, перед входом стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино. Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий – жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода Бутадов. Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода... интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
Павсаний III век н.э.
Слайд 46Спор Афины и Посейдона за правом владеть Аттикой
Слайд 47ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН
Кариатиды
храма Эрехтейон
Это храм, посвященный Афине и Посейдону, был
построен уже после отбытия Фидия из Афин. Изящнейший шедевр ионического стиля. Шесть стройных мраморных девушек в пеплосах — знаменитые кариатиды — выполняют функции колонн в его южном портике. Капитель, покоящаяся у них на голове, напоминает корзину, в которой жрицы несли священные предметы культа.
Слайд 48Главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон – создан позднее Парфенона, в
последней четверти V в. до н.э..
Слайд 50На площадь Акрополя храм
выходит портиком,
кровлю которого
держат кариатиды,
скульптуры
девушек,
заменяющие колонны.
Их одежды ниспадают
прямыми складами вниз,
напоминая
желобки-каннелюры.
Слайд 54Поднявшись на Акрополь мы видим главный храм – Парфенон, посвященный богине
Афине – покровительнице города.
Храм занимает самую высокую часть холма, что дает прекрасный обзор.
В Парфеноне – 8 рядов по 17 колонн высотой 10,5м.
Дорические колонны наделяют его особой монументальностью и мужественной красотой.
Слайд 55Парфено́н (др.-греч. Παρθενών) — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на
афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447 — 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, но ведутся восстановительные работы.
Слайд 56Наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм
в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.
Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения.
Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии.
Парфенон
Слайд 58Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном
(храм Афины-Девы;
69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м;
447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата).
Здание воспринимается от Пропилей в три четверти, так чтобы зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
ПАРФЕНОН
Слайд 59Архитекторы: Иктин и Калликрат
Храм кажется огромным, но он невелик (70 x
31 x 17,5 м). Он окружен 46 колоннами
«У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции»
Слайд 60В другой хранилась казна и государственный архив.
Здесь же девушки ткали
священный пеплос в дар богине.
Здание делилось на две части. В одной стояла 12 метровая статуя Афины (Фидий).
Великий скульптор Фидий украшению Парфенона отдал 16 лет своей жизни, запечатлев 365 фигур людей и 227 – животных, неповторив ни одной дважды.
Слайд 61
Фидий. Водоносы. Фрагмент зофора северной стены Парфенона на Афинском
Акрополе, посвященный составу праздничного шествия Панафиней
Всадники
Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона из гр. «Рождение Афины» (Фидий)
Лондон. Британский музей
Скульптура Парфенона
Слайд 62 В самом храме, в наосе, стояла статуя Афины Парфенос (Девы)
работы Фидия, то была статуя хризоэлефантинная: из золота (по-гречески — «хризос») и слоновой кости (по-гречески — «элефас»), облегающих деревянный остов. Всего на ее изготовление пошло около тысячи двухсот килограммов драгоценного металла.
Слайд 63Статуя Афины, созданная скульптором Фидием.
Слайд 64Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины
события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой.
Слайд 68Ионический фриз Парфенона длиной в сто пятьдесят девять метров, на котором
в низком рельефе было изображено более трехсот пятидесяти человеческих фигур и около двухсот пятидесяти животных (коней, жертвенных быков и овец), может почитаться одним из самых замечательных памятников искусства, созданных в век, озаренный гением Фидия.
Сюжет фриза: панафинейское шествие. Каждые четыре года афинские девушки торжественно вручали жрецам храма пеплос (плащ), вышитый ими для Афины. Весь народ участвовал в этой церемонии. Но ваятель изобразил не только граждан Афин: Зевс, Афина и прочие боги принимают их как равных.
Слайд 69Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали,
скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Слайд 71Круг Фидия.
Деталь восточного фриза Парфенона, прославляющего греческий народ, всех богов Греции
Слайд 72В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была
перевезена в Константинополь.
После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона.
В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В начале 19 в. англичанин лорд Эльджин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона. Теперь они хранятся в Британском музее.
Слайд 73 Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы.
Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) ордеры и, в меньшей степени, позднее (конец V – начало IV вв. до н.э.) – коринфский ордер.
Греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
Архитектура