Презентация, доклад по истории искусств Исаакиевский собор (2-11 класс)

Содержание

Портрет Петра I. Поль Деларош (1838)

Слайд 1Исаакиевский собор
Санкт-Петербург

Исаакиевский собор Санкт-Петербург

Слайд 2Портрет Петра I.
Поль Деларош (1838)

Портрет Петра I. Поль Деларош (1838)

Слайд 3Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.



День

Святого
Исаакия Далматского (30 мая), совпадает с днем рождения Петра I.
Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. День Святого Исаакия Далматского (30 мая), совпадает

Слайд 4Так выглядел храм, построенный через четыре года после закладки города. В

этой церкви в 1712 году, 19 февраля было венчание Петра I и будущей царицы Екатерины I.

Несколько лет спустя после закладки города, в 1707 году, на Адмиралтейском лугу была построена небольшая деревянная церковь, отличавшаяся скромностью архитектуры, характерной для первых зданий петровской эпохи.

Так выглядел храм, построенный через четыре года после закладки города. В этой церкви в 1712 году, 19

Слайд 5Таков был проект храма выполненный архитектором Ринальди. (C рисунка О.Монферрана).

Таков был проект храма выполненный архитектором Ринальди. (C рисунка О.Монферрана).

Слайд 6Так выглядел Третий Исаакиевский Собор в Санкт – Петербурге, достроенный архитектором

Бренной
по указу императора Павла I

Но и он прослужил тоже недолго, т. к опять же не были учтены особенности климата северной столицы, не говоря уже о несоответствии величию Российского самодержавия.

Так выглядел Третий Исаакиевский Собор в Санкт – Петербурге, достроенный архитектором Бренной по указу императора Павла I

Слайд 7В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского

собора. К удивлению многих, царь выбрал проект никому не известного молодого француза Огюста Монферрана, за два года до этого приехавшего в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры.

Александр I

Огюст Монферран

В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. К удивлению многих, царь выбрал

Слайд 8Монферран родился 19 января 1786 в предместье Парижа - городе Шайо.

Его отец был учителем верховой езды, а дед инженером. В 1806 году он поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в наполеоновской армии Монферран был вынужден несколько раз прерывать учебу. В 1814 году он окончательно оставляет воинскую службу и работает в генеральной инспекции архитектуры Парижа. В тот же год, во время пребывания Александра I во французской столице, поднес русскому императору папку своих проектов. Приглашенный в Россию, с 1816 жил в Петербурге в качестве придворного архитектора.

В Петербурге он стал первым зодчим нового времени в России.
В 1818 году Александром I был утвержден проект перестройки Исаакиевского собора, предложенный Монферраном, и таким образом с 1818 по 1858 года он являлся руководителем работ по перестройке Исаакиевского собора.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; на русский манер его также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.

Монферран родился 19 января 1786 в предместье Парижа - городе Шайо. Его отец был учителем верховой езды,

Слайд 9В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки; из этих зданий

лучше всего сохранился Спасский собор, своей центрической композицией и декором восходящий к образам древнерусского зодчества.

Умер Огюст Монферран 28 июня 1858 года после перенесенного воспаления легких от острого приступа ревматизма. В прошении о захоронении зодчего в Исаакиевском соборе императором Александром II было отказано. Гроб с телом покойного обнесли вокруг его любимого детища, а в самом соборе отслужили панихиду. Вдова Монферрана распродала все имущество и увезла его тело в Париж.

Монферран спроектировал и ряд других зданий для северной столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, 1817–1820, а также Демидова и Гагариной, 1834–1846, близ Исаакиевской площади; и др.). Был членом комитета для рассмотрения работ по сооружению храма Христа Спасителя в Москве.

В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки; из этих зданий лучше всего сохранился Спасский собор, своей

Слайд 10Один из вариантов проекта собора. Он был принят, но осуществлен не

был.
Один из вариантов проекта собора. Он был принят, но осуществлен не был.

Слайд 11В 1842 году строительство стен собора было закончено, но еще 16

лет велись работы по его внутреннему убранству.

Монферан предложил использовать частично уже построенные
А. Ринальди конструкции собора.

В 1842 году строительство стен собора было закончено, но еще 16 лет велись работы по его внутреннему

Слайд 13Внутреннее оформление собора

Внутреннее оформление собора

Слайд 14Иконостас

Иконостас

Слайд 15Иконостас главного алтаря, облицованный белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя

лазуритовыми колоннами, являющимися одной из главных достопримечательностей собора и своеобразным цветовым акцентом.

Иконы первого и второго ярусов - мозаичные, третьего - живописные.
Иконы первого яруса, выполненные по оригиналам Т.А.Неффа, изображают святых, соименных царям, при которых строились все четыре церкви в честь св.Исаакия Далматского.
Мозаики второго яруса набраны по оригиналам Ф.П.Брюллова и посвящены святым, соименным членам царской семьи. Живописные иконы третьего яруса работы С.А.Живаго изображают ветхозаветных пророков.
Иконостас главного алтаря, облицованный белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя лазуритовыми колоннами, являющимися одной из главных

Слайд 17Крупнейший советский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем

сокровищницей цветного камня.
По окончательному проекту внутреннего убранства собора, разработанному Монферраном в 1842 году, расположение декоративной скульптуры в главном куполе выдержано в традициях классицизма, убранство сводов - в стиле барокко, а в оформлении внутренних дверей сказалось влияние искусства итальянского Возрождения.

На декоративное оформление собора затрачено 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы; для облицовки колонн и других архитектурных деталей главного и малых алтарей потребовалось 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для облицовки пола, стен и пилонов использованы полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец с Кавказа, мраморы: розовый тивдийский, серый финляндский, белый итальянский, зеленый генуэзский, желтый сиенский, красный французский.

Крупнейший советский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня. По окончательному проекту

Слайд 18Над алтарными вратами находится скульптурная группа "Христос во славе", выполненная П.К.Клодтом


Над алтарными вратами находится скульптурная группа

Слайд 19Роспись сводов собора поручили крупнейшему русскому художнику Ф.А.Бруни. Бруни, проявивший необыкновенные

способности в возрасте 11 лет, был определен в Академию художеств и его учителем стал В.К.Шебуев. Обдуманность композиции, великолепный рисунок, умение даже в картинах на религиозные темы осветить большие гражданские идеи - важные качества этого прославленного мастера.

В 1836 году Бруни поручают выполнение работ для Исаакиевского собора. Художник создает 25 картонов, которые на выставках в Риме и Петербурге получили высокую оценку посетителей.

Роспись сводов собора поручили крупнейшему русскому художнику Ф.А.Бруни. Бруни, проявивший необыкновенные способности в возрасте 11 лет, был

Слайд 2012 картин на сводах и в аттике собора выполнили Бруни и

его ученики К.Б.Вениг, П.Ф.Плешанов и
Н.С. Ксенофонтов.
Эти работы стали самыми значительными монументально-декоративными произведениями выдающегося мастера. При их создании художник учел недостаточную освещенность и высоту сводов. Крупные фигуры, отчетливо проложенные контуры, резкие колористические пятна позволяют видеть детали композиций даже в сумраке собора.
12 картин на сводах и в аттике собора выполнили Бруни и его ученики К.Б.Вениг, П.Ф.Плешанов и Н.С.

Слайд 21Самая большая роспись площадью более 800 квадратных метров - плафон большого

купола - написана К.П.Брюлловым.
В 1842 году К.П.Брюллов получил заказ на росписи в Исаакиевском соборе.
Это дало ему возможность проявить себя в монументально-декоративной живописи.
Брюллов сделал множество подготовительных рисунков и в пылу вдохновения говорил своим ученикам: "Мне тесно, я бы теперь расписал небо!".
Работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье.
По рекомендации врачей он уехал лечиться в Италию, где в 1852 году скончался.
Художник успел написать почти все основные фигуры плафона.
Фоны выполнены П.В.Васиным. Плафон главного купола изображает Богоматерь в окружении святых.

К.П.Брюллов
1799 - 1852

Самая большая роспись площадью более 800 квадратных метров - плафон большого купола - написана К.П.Брюлловым. В 1842

Слайд 23Мозаика собора
Мозаичные работы
в Исаакиевском соборе велись с 1851 по

1914 год.
Мозаика собора Мозаичные работы в Исаакиевском соборе велись с 1851 по 1914 год.

Слайд 24Первый была набрана мозаика главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем с

оригиналов Т.А.Неффа изготовили остальные мозаичные иконы. Интересными работами являются мозаики "Св.Екатерина", созданная А.Н.Фроловым, Э.Ландблатом и Ф.Ф. Гартунгом, и "Св.Николай" работы И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина.

Мозаичными копиями заменили живописные произведения иконостасов в первом и во втором ярусах, а также росписи в центральной части здания: изображения "Страстей Христовых" и четырех евангелистов.

Первый была набрана мозаика главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем с оригиналов Т.А.Неффа изготовили остальные мозаичные иконы.

Слайд 25Интересна мозаика главного алтаря "Тайная вечеря", выполненная по оригиналу С.А.Живаго, в

которой использован так называемый метод оптического смешения цвета. Для получения нужного оттенка кусочки смальты различной окраски подбирались с таким расчетом, чтобы на расстоянии их цвета слились в необходимый тон. Эта особенность ярко выражена в наборе плаща Иуды: применены смальты самых различных оттенков - зеленоватых, желтоватых, голубоватых и других, на расстоянии воспринимаемых как белый цвет.
Интересна мозаика главного алтаря

Слайд 27Важным было производство "золотой канторели", смальты для набора фона мозаичных икон.

Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали - золото прочно спаивалось со стеклом.
Важным было производство

Слайд 28Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом,

и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике.

Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили

Слайд 29Предложение установить витраж в окне главного алтаря было высказано архитектором Монферраном

еще при создании первого проекта оформления Исаакиевского собора.
Архитектор снова вернулся к этой идее, и получил полное одобрение императора и комиссии.

В ноябре 1841 года Мюнхенской мануфактуре был заказан витраж. В проектный рисунок несколько раз вносились изменения. Окончательный вариант рисунка был выработан немецким художником Генрихом Марией фон Гессом.

К концу 1843 года работа по изготовлению витража была завершена. Летом 1844 года на пароходе в столицу были доставлены ящики с деталями витража. Мюнхенский мастер Г.Кюль собрал и временно установил витраж для демонстрации его царю. Затем витраж разобрали до окончания работ в главном алтаре.

Витраж собора

Предложение установить витраж в окне главного алтаря было высказано архитектором Монферраном еще при создании первого проекта оформления

Слайд 30Витражное окно состоит из двух железных рам - наружной и внутренней,

соединенных между собой металлическими тягами. В наружной раме - обычное оконное стекло, в переплете внутренней рамы установлен витраж. Стекла удерживаются в переплете металлическими полосами, прикрепленными к раме с лицевой стороны. Отдельные детали, вырезанные из полупрозрачного стекла, скреплены свинцовыми пайками.

Площадь витража - 28,5 квадратных метров. Витраж изображает воскресшего Христа на фоне желто-голубого неба, облаченного в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенным зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами.
Витражное окно состоит из двух железных рам - наружной и внутренней, соединенных между собой металлическими тягами. В

Слайд 31Значительную роль в убранстве интерьера собора играет декоративная скульптура. Пластическое убранство

интерьера выполнено на сюжеты христианской мифологии. Его составляют скульптурные изображения апостолов, пророков, ангелов, расположенные на сводах и в барабане купола, барельефы иконостасов, внутренних дверей и декоративно-орнаментального оформления сводов.

Скульптура собора

Значительную роль в убранстве интерьера собора играет декоративная скульптура. Пластическое убранство интерьера выполнено на сюжеты христианской мифологии.

Слайд 32В восточной части собора изображены церковные атрибуты православной церкви. Основные скульптурные

работы исполнены из золоченого металла - бронзы или меди. Значительная часть их выполнена под руководством Б.С.Якоби.
В восточной части собора изображены церковные атрибуты православной церкви. Основные скульптурные работы исполнены из золоченого металла -

Слайд 34Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием

Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием

Слайд 35Судьба Исаакиевского собора

Судьба Исаакиевского собора

Слайд 3630 мая 1858 г . состоялось открытие Исаакиевского собора. Церковь превратила

освящение собора в важный государственный акт. В торжественном открытии собора участвовали царь и царская фамилия, представители высшего духовенства и знати. В церемонии приняли участие гвардейские войска.

30 мая в день рождения Петра I был освящен только главный алтарь –
во имя св.Исаакия Далматского
30 мая 1858 г . состоялось открытие Исаакиевского собора. Церковь превратила освящение собора в важный государственный акт.

Слайд 37Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором столицы Российской империи и крупнейшим

центром русского православия. Приход собора включал в себя центральный район Петербурга, куда входили Зимний дворец - резиденция царской семьи и аристократические кварталы города.
Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором столицы Российской империи и крупнейшим центром русского православия. Приход собора включал

Слайд 38После Октябрьской революции собор оставался действующим до 1928 г . В

1931 г . по решению Советского правительства он был превращен в музей. В год его открытия известный советский астроном Н. П. Каменщиков поставил в музее крупнейший в мире по масштабам опыт с маятником Фуко, доказавший справедливость учения Н. Коперника о вращении Земли.

1936 г.

1948 г.

После Октябрьской революции собор оставался действующим до 1928 г . В 1931 г . по решению Советского

Слайд 39В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соборе размещалось центральное

хранилище художественных ценностей и архивов, вывезенных из пригородных дворцов-музеев: картины, скульптуры, мебель, фарфор, ценнейшая научная документация были бережно сохранены сотрудниками в долгие и тяжелые годы блокады Ленинграда.

Музею-памятнику, и в первую очередь его декоративному убранству, война нанесла серьезный ущерб.
На фото – следы от снарядов
на колоннах собора.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соборе размещалось центральное хранилище художественных ценностей и архивов, вывезенных

Слайд 40Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году . Была зафиксирована

равномерная осадка здания на величину до 5 мм.
В настоящее время продолжается комплексная реставрация Исаакиевского собора.
Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году . Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до

Слайд 41http://spbfotos.ru/img-isaakievskii-sobor--vid-s-maneza-496.htm
http://spbfotos.ru/index.php
http://www.spb-guide.ru/page_451_7.htm
http://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral.html
http://o-spb.ru/
http://spbin.ru/encyclopedia/temples/isaac.htm
http://www.spbtur.ru/publish_statiy/27-isaakievskijj-sobor-istorija-sozdanija.html
http://www.travel-guide.veselo.info/russian/st-petersburg/museums/st-isaacs-cathedral/index.html
http://www.spb-rf.ru/isaacs_detailed.htm#р
http://spbfotos.ru/cat-isaakievskii-sobor-3.htm
http://www.spb-guide.ru/
http://www.isaac.spb.ru/
http://issaaksobor.ru/
Ресурсы Интернета:

http://spbfotos.ru/img-isaakievskii-sobor--vid-s-maneza-496.htmhttp://spbfotos.ru/index.php http://www.spb-guide.ru/page_451_7.htmhttp://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral.htmlhttp://o-spb.ru/ http://spbin.ru/encyclopedia/temples/isaac.htmhttp://www.spbtur.ru/publish_statiy/27-isaakievskijj-sobor-istorija-sozdanija.htmlhttp://www.travel-guide.veselo.info/russian/st-petersburg/museums/st-isaacs-cathedral/index.htmlhttp://www.spb-rf.ru/isaacs_detailed.htm#р http://spbfotos.ru/cat-isaakievskii-sobor-3.htmhttp://www.spb-guide.ru/http://www.isaac.spb.ru/http://issaaksobor.ru/Ресурсы Интернета:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть