Презентация, доклад по истории искусств Исаакиевский собор (2-11 класс)

Презентация на тему Презентация по истории искусств Исаакиевский собор (2-11 класс), предмет презентации: МХК. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 41 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Исаакиевский собор Санкт-Петербург
Текст слайда:

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург


Слайд 2
Портрет Петра I. Поль Деларош (1838)
Текст слайда:

Портрет Петра I.
Поль Деларош (1838)


Слайд 3
Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. День Святого Исаакия Далматского (30 мая), совпадает
Текст слайда:

Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.



День Святого
Исаакия Далматского (30 мая), совпадает с днем рождения Петра I.


Слайд 4
Так выглядел храм, построенный через четыре года после закладки города. В этой церкви в 1712 году, 19
Текст слайда:

Так выглядел храм, построенный через четыре года после закладки города. В этой церкви в 1712 году, 19 февраля было венчание Петра I и будущей царицы Екатерины I.

Несколько лет спустя после закладки города, в 1707 году, на Адмиралтейском лугу была построена небольшая деревянная церковь, отличавшаяся скромностью архитектуры, характерной для первых зданий петровской эпохи.


Слайд 5
Таков был проект храма выполненный архитектором Ринальди. (C рисунка О.Монферрана).
Текст слайда:

Таков был проект храма выполненный архитектором Ринальди. (C рисунка О.Монферрана).


Слайд 6
Так выглядел Третий Исаакиевский Собор в Санкт – Петербурге, достроенный архитектором Бренной по указу императора Павла I
Текст слайда:

Так выглядел Третий Исаакиевский Собор в Санкт – Петербурге, достроенный архитектором Бренной
по указу императора Павла I

Но и он прослужил тоже недолго, т. к опять же не были учтены особенности климата северной столицы, не говоря уже о несоответствии величию Российского самодержавия.


Слайд 7
В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. К удивлению многих, царь выбрал
Текст слайда:

В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. К удивлению многих, царь выбрал проект никому не известного молодого француза Огюста Монферрана, за два года до этого приехавшего в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры.

Александр I

Огюст Монферран


Слайд 8
Монферран родился 19 января 1786 в предместье Парижа - городе Шайо. Его отец был учителем верховой езды,
Текст слайда:

Монферран родился 19 января 1786 в предместье Парижа - городе Шайо. Его отец был учителем верховой езды, а дед инженером. В 1806 году он поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в наполеоновской армии Монферран был вынужден несколько раз прерывать учебу. В 1814 году он окончательно оставляет воинскую службу и работает в генеральной инспекции архитектуры Парижа. В тот же год, во время пребывания Александра I во французской столице, поднес русскому императору папку своих проектов. Приглашенный в Россию, с 1816 жил в Петербурге в качестве придворного архитектора.

В Петербурге он стал первым зодчим нового времени в России.
В 1818 году Александром I был утвержден проект перестройки Исаакиевского собора, предложенный Монферраном, и таким образом с 1818 по 1858 года он являлся руководителем работ по перестройке Исаакиевского собора.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; на русский манер его также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.


Слайд 9
В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки; из этих зданий лучше всего сохранился Спасский собор, своей
Текст слайда:

В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки; из этих зданий лучше всего сохранился Спасский собор, своей центрической композицией и декором восходящий к образам древнерусского зодчества.

Умер Огюст Монферран 28 июня 1858 года после перенесенного воспаления легких от острого приступа ревматизма. В прошении о захоронении зодчего в Исаакиевском соборе императором Александром II было отказано. Гроб с телом покойного обнесли вокруг его любимого детища, а в самом соборе отслужили панихиду. Вдова Монферрана распродала все имущество и увезла его тело в Париж.

Монферран спроектировал и ряд других зданий для северной столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, 1817–1820, а также Демидова и Гагариной, 1834–1846, близ Исаакиевской площади; и др.). Был членом комитета для рассмотрения работ по сооружению храма Христа Спасителя в Москве.


Слайд 10
Один из вариантов проекта собора. Он был принят, но осуществлен не был.
Текст слайда:

Один из вариантов проекта собора. Он был принят, но осуществлен не был.


Слайд 11
В 1842 году строительство стен собора было закончено, но еще 16 лет велись работы по его внутреннему
Текст слайда:

В 1842 году строительство стен собора было закончено, но еще 16 лет велись работы по его внутреннему убранству.

Монферан предложил использовать частично уже построенные
А. Ринальди конструкции собора.


Слайд 13
Внутреннее оформление собора
Текст слайда:

Внутреннее оформление собора


Слайд 14
Иконостас
Текст слайда:

Иконостас


Слайд 15
Иконостас главного алтаря, облицованный белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя лазуритовыми колоннами, являющимися одной из главных
Текст слайда:

Иконостас главного алтаря, облицованный белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя лазуритовыми колоннами, являющимися одной из главных достопримечательностей собора и своеобразным цветовым акцентом.

Иконы первого и второго ярусов - мозаичные, третьего - живописные.
Иконы первого яруса, выполненные по оригиналам Т.А.Неффа, изображают святых, соименных царям, при которых строились все четыре церкви в честь св.Исаакия Далматского.
Мозаики второго яруса набраны по оригиналам Ф.П.Брюллова и посвящены святым, соименным членам царской семьи. Живописные иконы третьего яруса работы С.А.Живаго изображают ветхозаветных пророков.


Слайд 17
Крупнейший советский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня. По окончательному проекту
Текст слайда:

Крупнейший советский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня.
По окончательному проекту внутреннего убранства собора, разработанному Монферраном в 1842 году, расположение декоративной скульптуры в главном куполе выдержано в традициях классицизма, убранство сводов - в стиле барокко, а в оформлении внутренних дверей сказалось влияние искусства итальянского Возрождения.

На декоративное оформление собора затрачено 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы; для облицовки колонн и других архитектурных деталей главного и малых алтарей потребовалось 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для облицовки пола, стен и пилонов использованы полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец с Кавказа, мраморы: розовый тивдийский, серый финляндский, белый итальянский, зеленый генуэзский, желтый сиенский, красный французский.


Слайд 18
Над алтарными вратами находится скульптурная группа
Текст слайда:

Над алтарными вратами находится скульптурная группа "Христос во славе", выполненная П.К.Клодтом


Слайд 19
Роспись сводов собора поручили крупнейшему русскому художнику Ф.А.Бруни. Бруни, проявивший необыкновенные способности в возрасте 11 лет, был
Текст слайда:

Роспись сводов собора поручили крупнейшему русскому художнику Ф.А.Бруни. Бруни, проявивший необыкновенные способности в возрасте 11 лет, был определен в Академию художеств и его учителем стал В.К.Шебуев. Обдуманность композиции, великолепный рисунок, умение даже в картинах на религиозные темы осветить большие гражданские идеи - важные качества этого прославленного мастера.

В 1836 году Бруни поручают выполнение работ для Исаакиевского собора. Художник создает 25 картонов, которые на выставках в Риме и Петербурге получили высокую оценку посетителей.


Слайд 20
12 картин на сводах и в аттике собора выполнили Бруни и его ученики К.Б.Вениг, П.Ф.Плешанов и Н.С.
Текст слайда:

12 картин на сводах и в аттике собора выполнили Бруни и его ученики К.Б.Вениг, П.Ф.Плешанов и
Н.С. Ксенофонтов.
Эти работы стали самыми значительными монументально-декоративными произведениями выдающегося мастера. При их создании художник учел недостаточную освещенность и высоту сводов. Крупные фигуры, отчетливо проложенные контуры, резкие колористические пятна позволяют видеть детали композиций даже в сумраке собора.


Слайд 21
Самая большая роспись площадью более 800 квадратных метров - плафон большого купола - написана К.П.Брюлловым. В 1842
Текст слайда:

Самая большая роспись площадью более 800 квадратных метров - плафон большого купола - написана К.П.Брюлловым.
В 1842 году К.П.Брюллов получил заказ на росписи в Исаакиевском соборе.
Это дало ему возможность проявить себя в монументально-декоративной живописи.
Брюллов сделал множество подготовительных рисунков и в пылу вдохновения говорил своим ученикам: "Мне тесно, я бы теперь расписал небо!".
Работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье.
По рекомендации врачей он уехал лечиться в Италию, где в 1852 году скончался.
Художник успел написать почти все основные фигуры плафона.
Фоны выполнены П.В.Васиным. Плафон главного купола изображает Богоматерь в окружении святых.

К.П.Брюллов
1799 - 1852


Слайд 23
Мозаика собора Мозаичные работы в Исаакиевском соборе велись с 1851 по 1914 год.
Текст слайда:

Мозаика собора

Мозаичные работы
в Исаакиевском соборе велись с 1851 по 1914 год.


Слайд 24
Первый была набрана мозаика главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем с оригиналов Т.А.Неффа изготовили остальные мозаичные иконы.
Текст слайда:

Первый была набрана мозаика главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем с оригиналов Т.А.Неффа изготовили остальные мозаичные иконы. Интересными работами являются мозаики "Св.Екатерина", созданная А.Н.Фроловым, Э.Ландблатом и Ф.Ф. Гартунгом, и "Св.Николай" работы И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина.

Мозаичными копиями заменили живописные произведения иконостасов в первом и во втором ярусах, а также росписи в центральной части здания: изображения "Страстей Христовых" и четырех евангелистов.


Слайд 25
Интересна мозаика главного алтаря
Текст слайда:

Интересна мозаика главного алтаря "Тайная вечеря", выполненная по оригиналу С.А.Живаго, в которой использован так называемый метод оптического смешения цвета. Для получения нужного оттенка кусочки смальты различной окраски подбирались с таким расчетом, чтобы на расстоянии их цвета слились в необходимый тон. Эта особенность ярко выражена в наборе плаща Иуды: применены смальты самых различных оттенков - зеленоватых, желтоватых, голубоватых и других, на расстоянии воспринимаемых как белый цвет.


Слайд 27
Важным было производство
Текст слайда:

Важным было производство "золотой канторели", смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали - золото прочно спаивалось со стеклом.


Слайд 28
Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили
Текст слайда:

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике.

Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.


Слайд 29
Предложение установить витраж в окне главного алтаря было высказано архитектором Монферраном еще при создании первого проекта оформления
Текст слайда:

Предложение установить витраж в окне главного алтаря было высказано архитектором Монферраном еще при создании первого проекта оформления Исаакиевского собора.
Архитектор снова вернулся к этой идее, и получил полное одобрение императора и комиссии.

В ноябре 1841 года Мюнхенской мануфактуре был заказан витраж. В проектный рисунок несколько раз вносились изменения. Окончательный вариант рисунка был выработан немецким художником Генрихом Марией фон Гессом.

К концу 1843 года работа по изготовлению витража была завершена. Летом 1844 года на пароходе в столицу были доставлены ящики с деталями витража. Мюнхенский мастер Г.Кюль собрал и временно установил витраж для демонстрации его царю. Затем витраж разобрали до окончания работ в главном алтаре.

Витраж собора


Слайд 30
Витражное окно состоит из двух железных рам - наружной и внутренней, соединенных между собой металлическими тягами. В
Текст слайда:

Витражное окно состоит из двух железных рам - наружной и внутренней, соединенных между собой металлическими тягами. В наружной раме - обычное оконное стекло, в переплете внутренней рамы установлен витраж. Стекла удерживаются в переплете металлическими полосами, прикрепленными к раме с лицевой стороны. Отдельные детали, вырезанные из полупрозрачного стекла, скреплены свинцовыми пайками.

Площадь витража - 28,5 квадратных метров. Витраж изображает воскресшего Христа на фоне желто-голубого неба, облаченного в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенным зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами.


Слайд 31
Значительную роль в убранстве интерьера собора играет декоративная скульптура. Пластическое убранство интерьера выполнено на сюжеты христианской мифологии.
Текст слайда:

Значительную роль в убранстве интерьера собора играет декоративная скульптура. Пластическое убранство интерьера выполнено на сюжеты христианской мифологии. Его составляют скульптурные изображения апостолов, пророков, ангелов, расположенные на сводах и в барабане купола, барельефы иконостасов, внутренних дверей и декоративно-орнаментального оформления сводов.

Скульптура собора


Слайд 32
В восточной части собора изображены церковные атрибуты православной церкви. Основные скульптурные работы исполнены из золоченого металла -
Текст слайда:

В восточной части собора изображены церковные атрибуты православной церкви. Основные скульптурные работы исполнены из золоченого металла - бронзы или меди. Значительная часть их выполнена под руководством Б.С.Якоби.


Слайд 34
Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием
Текст слайда:

Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием


Слайд 35
Судьба Исаакиевского собора
Текст слайда:

Судьба Исаакиевского собора


Слайд 36
30 мая 1858 г . состоялось открытие Исаакиевского собора. Церковь превратила освящение собора в важный государственный акт.
Текст слайда:

30 мая 1858 г . состоялось открытие Исаакиевского собора. Церковь превратила освящение собора в важный государственный акт. В торжественном открытии собора участвовали царь и царская фамилия, представители высшего духовенства и знати. В церемонии приняли участие гвардейские войска.

30 мая в день рождения Петра I был освящен только главный алтарь –
во имя св.Исаакия Далматского


Слайд 37
Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором столицы Российской империи и крупнейшим центром русского православия. Приход собора включал
Текст слайда:

Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором столицы Российской империи и крупнейшим центром русского православия. Приход собора включал в себя центральный район Петербурга, куда входили Зимний дворец - резиденция царской семьи и аристократические кварталы города.


Слайд 38
После Октябрьской революции собор оставался действующим до 1928 г . В 1931 г . по решению Советского
Текст слайда:

После Октябрьской революции собор оставался действующим до 1928 г . В 1931 г . по решению Советского правительства он был превращен в музей. В год его открытия известный советский астроном Н. П. Каменщиков поставил в музее крупнейший в мире по масштабам опыт с маятником Фуко, доказавший справедливость учения Н. Коперника о вращении Земли.

1936 г.

1948 г.


Слайд 39
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соборе размещалось центральное хранилище художественных ценностей и архивов, вывезенных
Текст слайда:

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соборе размещалось центральное хранилище художественных ценностей и архивов, вывезенных из пригородных дворцов-музеев: картины, скульптуры, мебель, фарфор, ценнейшая научная документация были бережно сохранены сотрудниками в долгие и тяжелые годы блокады Ленинграда.

Музею-памятнику, и в первую очередь его декоративному убранству, война нанесла серьезный ущерб.
На фото – следы от снарядов
на колоннах собора.


Слайд 40
Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году . Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до
Текст слайда:

Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году . Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.
В настоящее время продолжается комплексная реставрация Исаакиевского собора.


Слайд 41
http://spbfotos.ru/img-isaakievskii-sobor--vid-s-maneza-496.htmhttp://spbfotos.ru/index.php http://www.spb-guide.ru/page_451_7.htmhttp://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral.htmlhttp://o-spb.ru/ http://spbin.ru/encyclopedia/temples/isaac.htmhttp://www.spbtur.ru/publish_statiy/27-isaakievskijj-sobor-istorija-sozdanija.htmlhttp://www.travel-guide.veselo.info/russian/st-petersburg/museums/st-isaacs-cathedral/index.htmlhttp://www.spb-rf.ru/isaacs_detailed.htm#р http://spbfotos.ru/cat-isaakievskii-sobor-3.htmhttp://www.spb-guide.ru/http://www.isaac.spb.ru/http://issaaksobor.ru/Ресурсы Интернета:
Текст слайда:

http://spbfotos.ru/img-isaakievskii-sobor--vid-s-maneza-496.htm
http://spbfotos.ru/index.php
http://www.spb-guide.ru/page_451_7.htm
http://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral.html
http://o-spb.ru/
http://spbin.ru/encyclopedia/temples/isaac.htm
http://www.spbtur.ru/publish_statiy/27-isaakievskijj-sobor-istorija-sozdanija.html
http://www.travel-guide.veselo.info/russian/st-petersburg/museums/st-isaacs-cathedral/index.html
http://www.spb-rf.ru/isaacs_detailed.htm#р
http://spbfotos.ru/cat-isaakievskii-sobor-3.htm
http://www.spb-guide.ru/
http://www.isaac.spb.ru/
http://issaaksobor.ru/

Ресурсы Интернета:


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть