Слайд 1Художественная культура
Средних веков
Слайд 2Термин « Средние века» обозначает период с момента падения Римской империи
в V в. до XV столетия. Самой главной переменой в Средние века стало распространение христианства.
Строгое следование христианским канонам – главное требование, предъявляемое к художникам.
Важнейшими инструментами средневекового искусства стали символ, аллегория, знак.
Величественные, пышно украшенные готические соборы символизировали вхождение в
Божественный мир. Именно в Византии был воплощён в жизнь тип крестово-купольного храма.
Средневековая культура уникальна и неповторима. Это ещё один этап
художественного развития человечества, который положил фундамент современной цивилизации.
Слайд 3МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В 324-330 гг. римским императором Константином был возведён Константинополь
– « новый Рим»,
столица будущего Византийского государства. Византии суждено было оставить собственный след
в истории мировой художественной культуры.
В Византийской архитектуре главным сооружением был храм – базилика ( от греч. « царский дом»)
Если египетский храм предназначался для проведения торжественных церемоний и человек не имел
доступа в святилище, а греческие и римские храмы служили местом пребыванием божества, то
Византийские храмы стали местом, где верующие собирались для «общения» с Богом.
Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
Слайд 4Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, разделённое внутри
рядами
колонн на части, т.е. нефы, число которых достигало 3 или 5. Все храмы были ориентированы
на восток, т.к. там, по представлению христиан, находился Иерусалим.
Характерная черта архитектуры базилики – деревянные балочные перекрытия, обращенные во
внутреннее пространство храма.
Слайд 5Внешний вид базилик был строг и поражал мощью гладких стен с
прорезанными в них узкими
окнами и скромным декором.
Слайд 6Зато интерьеры базилики украшены из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми
росписями,
роскошными предметами церковной утвари.
Слайд 8С Vl в. на смену базилике приходит новый тип храма –
крестово-купольный.
Слайд 9Наивысшее достижение византийской архитектуры – СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ в Константинополе,
соединивший базилику
с купольным перекрытием.
Слайд 10Храм « премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора –
Анфимий
Слайд 11В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения.
Храм расположен в
центре города, на самом высоком холме. Центральный купол составляет
В диаметре 31,5 м – самое замечательное сооружение византийских зодчих. Снизу купол кажется
парящим в воздухе и породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
Слайд 12Но после захвата столицы Византии в 1453 году турками собор превратили
в османскую мечеть под названием Айя-София. К нему пристроили минареты, крест на куполе заменили полумесяцем. Сегодня же это всемирно известный музей византийского зодчества Айя-София - самая посещаемая не только в Стамбуле, но и во всей Турции достопримечательность. Снаружи храм не кажется слишком большим, его вид отличается
спокойствием и строгостью.
Слайд 13Другое дело интерьер. Всех изумляет мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым
фоном мозаика
сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах,
которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола.
Слайд 15Колонны объединены волнистыми аркадами
Слайд 17Мерцающий свет мозаик
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Византийские мастера нашли свои
оригинальные способы
их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тонкой золотой подкладкой, а иногда каменные
кубики различной формы закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам
солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Византийские мастера пользовались всем богатством красочной палитры.
Слайд 18Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло. Это один из наиболее
долговечных материалов, поэтому Византийские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости.
Слайд 19Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные
изображения
Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания стали излюбленными темами и
сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон имел особый смысл, во-первых, он воспринимался как символ
богатства и роскоши, а во-вторых, создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного
сияния.
Слайд 21Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, ставшего
в Vlв. центром византийской
культуры.
Слайд 23Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале.
Слайд 24Потоки света, льющиеся из купола и арочных проёмов, заставляли мозаики загораться
неземным блеском.
Слайд 25На боковых стенах изображено триумфальное шествие императора Юстиниана и его жены
Феодоры со свитой.
В центре сам император, подносящий в дар церкви золотую чашу. Его голову венчает диадема и нимб – символ
святости. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным
щитом. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ с крестом в руках,
два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой – кадило. Кажется, фигуры не ступают, а как бы
парят над землёй.
Слайд 26Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору. В руках она
несёт потир ( сосуд для церковного богослужения)
с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах у неё – роскошные ожерелья, на голове корона с длинными жемчужными
подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в туниках, украшенных драгоценными
камнями, справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма являются
отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
Подготовила:
учитель МХК- Савичева Н.В.