Презентация, доклад к уроку МХК Художественная культура Средних веков

Содержание

Термин « Средние века» обозначает период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия. Самой главной переменой в Средние века стало распространение христианства.Строгое следование христианским канонам – главное требование, предъявляемое к художникам.Важнейшими инструментами

Слайд 1Художественная культура
Средних веков

Художественная культураСредних веков

Слайд 2Термин « Средние века» обозначает период с момента падения Римской империи


в V в. до XV столетия. Самой главной переменой в Средние века стало распространение христианства.
Строгое следование христианским канонам – главное требование, предъявляемое к художникам.
Важнейшими инструментами средневекового искусства стали символ, аллегория, знак.
Величественные, пышно украшенные готические соборы символизировали вхождение в
Божественный мир. Именно в Византии был воплощён в жизнь тип крестово-купольного храма.
Средневековая культура уникальна и неповторима. Это ещё один этап
художественного развития человечества, который положил фундамент современной цивилизации.
Термин « Средние века» обозначает период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия.

Слайд 3МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В 324-330 гг. римским императором Константином был возведён Константинополь

– « новый Рим»,
столица будущего Византийского государства. Византии суждено было оставить собственный след
в истории мировой художественной культуры.
В Византийской архитектуре главным сооружением был храм – базилика ( от греч. « царский дом»)
Если египетский храм предназначался для проведения торжественных церемоний и человек не имел
доступа в святилище, а греческие и римские храмы служили местом пребыванием божества, то
Византийские храмы стали местом, где верующие собирались для «общения» с Богом.
Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫВ 324-330 гг. римским императором Константином был возведён Константинополь – « новый Рим»,столица будущего Византийского

Слайд 4Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, разделённое внутри
рядами

колонн на части, т.е. нефы, число которых достигало 3 или 5. Все храмы были ориентированы
на восток, т.к. там, по представлению христиан, находился Иерусалим.
Характерная черта архитектуры базилики – деревянные балочные перекрытия, обращенные во
внутреннее пространство храма.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, разделённое внутрирядами колонн на части, т.е. нефы, число

Слайд 5Внешний вид базилик был строг и поражал мощью гладких стен с

прорезанными в них узкими
окнами и скромным декором.
Внешний вид базилик был строг и поражал мощью гладких стен с прорезанными в них узкими окнами и

Слайд 6Зато интерьеры базилики украшены из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми

росписями,
роскошными предметами церковной утвари.
Зато интерьеры базилики украшены из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями,роскошными предметами церковной утвари.

Слайд 8С Vl в. на смену базилике приходит новый тип храма –

крестово-купольный.

С Vl в. на смену базилике приходит новый тип храма – крестово-купольный.

Слайд 9Наивысшее достижение византийской архитектуры – СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ в Константинополе,
соединивший базилику

с купольным перекрытием.
Наивысшее достижение византийской архитектуры – СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ в Константинополе,соединивший базилику с купольным перекрытием.

Слайд 10Храм « премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора –
Анфимий


Исидор.

Храм « премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий Исидор.

Слайд 11В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения.
Храм расположен в

центре города, на самом высоком холме. Центральный купол составляет
В диаметре 31,5 м – самое замечательное сооружение византийских зодчих. Снизу купол кажется
парящим в воздухе и породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения.Храм расположен в центре города, на самом высоком холме.

Слайд 12Но после захвата столицы Византии в 1453 году турками собор превратили

в османскую мечеть под названием Айя-София. К нему пристроили минареты, крест на куполе заменили полумесяцем. Сегодня же это всемирно известный музей византийского зодчества Айя-София - самая посещаемая не только в Стамбуле, но и во всей Турции достопримечательность. Снаружи храм не кажется слишком большим, его вид отличается
спокойствием и строгостью.
Но после захвата столицы Византии в 1453 году турками собор превратили в османскую мечеть под названием Айя-София.

Слайд 13Другое дело интерьер. Всех изумляет мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым

фоном мозаика
сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах,
которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола.
Другое дело интерьер. Всех изумляет мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное

Слайд 15Колонны объединены волнистыми аркадами

Колонны объединены волнистыми аркадами

Слайд 16Интерьер храма Святой Софии

Интерьер храма Святой Софии

Слайд 17Мерцающий свет мозаик
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Византийские мастера нашли свои

оригинальные способы
их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тонкой золотой подкладкой, а иногда каменные
кубики различной формы закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам
солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Византийские мастера пользовались всем богатством красочной палитры.

 

Мерцающий свет мозаикМировую славу приобрели мозаики Византии. Византийские мастера нашли свои оригинальные способыих создания. Кусочки матовой или

Слайд 18Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло. Это один из наиболее

долговечных материалов, поэтому Византийские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости.
Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло. Это один из наиболее долговечных материалов, поэтому Византийские мозаики из

Слайд 19Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные
изображения

Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания стали излюбленными темами и
сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон имел особый смысл, во-первых, он воспринимался как символ
богатства и роскоши, а во-вторых, создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного
сияния.
Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из

Слайд 21Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, ставшего

в Vlв. центром византийской
культуры.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, ставшего в Vlв. центром византийскойкультуры.

Слайд 23Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале.

Слайд 24Потоки света, льющиеся из купола и арочных проёмов, заставляли мозаики загораться

неземным блеском.

Потоки света, льющиеся из купола и арочных проёмов, заставляли мозаики загораться неземным блеском.

Слайд 25На боковых стенах изображено триумфальное шествие императора Юстиниана и его жены

Феодоры со свитой.
В центре сам император, подносящий в дар церкви золотую чашу. Его голову венчает диадема и нимб – символ
святости. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным
щитом. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ с крестом в руках,
два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой – кадило. Кажется, фигуры не ступают, а как бы
парят над землёй.
На боковых стенах изображено триумфальное шествие императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.В центре сам император,

Слайд 26Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору. В руках она

несёт потир ( сосуд для церковного богослужения)
с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах у неё – роскошные ожерелья, на голове корона с длинными жемчужными
подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в туниках, украшенных драгоценными
камнями, справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма являются
отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору. В руках она несёт потир ( сосуд для церковного

Слайд 27

Подготовила:
учитель МХК- Савичева Н.В.
Подготовила: учитель МХК- Савичева Н.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть