Слайд 1«Цветоведение
и значение цвета в
изобразительном
искусстве»
Подготовила: стажер по курсу переподготовки
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Климачева Наталья Борисовна
ГБОУ РК«Джанкойская санаторная школа- интернат»
Слайд 2Цель : раскрыть понятие цвета и его значения в изобразительном искусстве.
Определить основную функцию использования цвета в рисунке.
Задачи :
1. Проанализировать действие и значение цвета в окружающей среде.
2. Понять общие характеристики цвета и правила цветосмешения.
3. Освоить техники смешения цвета и принципы достижения гармонии в сочетании цветов.
Слайд 3Сегодня мы будем говорить о свойствах, многообразии и гармоничном сочетании цветов.
И поможет нам в этом наука ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
С некоторыми из законов цветоведения вы познакомились еще в младших классах.
Мы видим мир цветным, и цвет оказывает на нас огромное воздействие. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем, с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедятельности животных и растений.
Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте .
Слайд 4Впервые фундамент науки о цвете был заложен великим английским физиком Исааком
Ньютоном (1643-1727 г).
В 1672г.результаты его исследования были опубликованы под названием «Новая теория света и цветов». Спектр, увиденный Ньютоном, включал в себя семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Большое значение теории цвета
придавали Платон и Аристотель (ученик Платона). Был создан трактат «О цветах», который, к сожалению, не получил в развитии цвета. Тем не менее, Аристотель (384-322 до н.э.) исследовал теорию цвета одним из первых. Теория Аристотеля: весь мир-органичное целое, где цвета появляются, как результат борьбы между тьмой ночи и светом дня.
Слайд 6Не малый вклад в учение о цвете внес М.В. Ломоносов (1711-1765г.первый
русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.)
Слайд 7Цветоведение
–средство познания человеком окружающей действительности. Используя выразительность цвета, создаются художественные
образы. С помощью цвета выражают объем, форму, свет, материал, пространство.
Цвет
-часть световогоизлучения,воспринимаемая нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности
Слайд 8Цвет является свойством материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение осознанное, помогающее
распознавать качественные отличия излучений, зависящие от спектрального состава света. Цветовое ощущение возникает при воздействии на глаз потока электромагнитного излучение. Глаз воспринимает это, как световой поток. Соответственно, цвет есть только там, где есть свет.
Слайд 9Томас Юнг (1773-1829г.английский учёный широкого профиля: физик, механик, врач, астроном, филолог
и востоковед. Полиглот (владел 13 языками) Учёный секретарь Королевского общества по переписке с заграницей.) в 1802 году впервые дал объяснение принятием строением глаза многообразия цветов. Юнг назвал основную триаду цветов: красного, зеленого, фиолетового.
Слайд 10В начале XX века Вильгельм Оствальд (1853-1932г.Русский и немецкий физико-химик и
философ-идеалист, происходивший из остзейских немцев. Лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года) предложил цветовую систему, состоявшую из 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный, цвет морской волны(зеленый). Цвета делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов. В своем круге Оствальд выделял гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады.
Слайд 11
Диада-противоположные цвета (К примеру: красный-зеленый)
Триада-два ближайших цвета и противоположный цвет (К
примеру: желтый, фиолетовый, сиреневый)
Квадриада-два ближайших цвета и два противоположных цвета (К примеру: синий, синий, оранжевый, оранжевый)
Слайд 12Матюшин М.В. (1861-1934г.Русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского
авангарда первой половины 20 в.В 1926г. попытался создать «Букварь по цвету». Художественная наука о цвете Матюшина основана на законе контраста взаимодополнительных цветов. В основе его системымодуль круга из восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Слайд 13Удобным для художников, особенно в области декоративно-прикладного искусства и дизайна считается
теория гармонических сочетаний цветовых тонов В.М. Шугаева (1892 - ок.1970, опирается на четыре главных цвета: синий, желтый, красный, зеленый. Он вывел систему гармонического сочетания цветов и предложил три вида:
1. Сочетание родственных цветов;
2. Сочетание родственно-контрастных цветов;
3. Сочетание контрастных цветов;
4. Сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов.
Слайд 14В 1981 г. в работе «Основы художественного оформления текстильных изделий» В.
Н. Козлов определяет основу круга из сочетания 24 цветовых секторов, основу которых составляют: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними промежуточные цвета, как результат смешения основных. Цветовой круг В.М. Козлова
Слайд 15Существуют понятие основных и дополнительных цветов. Спектральными называютцвета, видимые при расщеплении
солнечного света спомощью призмы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Цветовой круг-объединения основных первичных, дополнительных вторичных и третичных цветов.
Три типа цветов:
Слайд 16Человеческий глаз различает до 200 цветовых тонов. Среди этого многообразия существует
8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.
Спектральные цвета
Слайд 17Человеческий глаз различает до 200 цветовых тонов. Среди этого многообразия существует
8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.
Пурпурные цвета: содержат фиолетовый или синий оттенок, тем самым отличаются от красного. Группа называется по наименованию краски, которую в античности делали из морской улитки. Цвета пурпурной группы: рубиновый – благородный темновато-красный цвет с синевой; родаминовый близок к рубиновому с фиолетовым оттенком; фуксиновый – происходит от названия растения, имеет очень яркий светлый красный цвет с внутренней голубизной
Пурпурные цвета
Слайд 18Насыщенность. Степень отличия хроматического цвета отравно мерного по энергонасыщенности светового потока
ахроматического . Измеряется числом порогов различия от цвета до серого.
Слайд 19Чистота. Доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или
это доля чистого пигмента в красочной смеси. Это степень приближения данного цвета к чистому спектральному, выражаемая в долях единицы. Самые чистые цвета — спектральные. Их чистота составляет до 100%.
Слайд 20 Смешение цвета - начальный этап постижения колористики. Основные цвета
оптического смешения: красный, синий и зеленый.
Установлены три закона оптического смешения цветов: механическое ,пространственное ,оптическое.
Смешение цветов, лежащих близко друг к другу по цветовому кругу, дает ощущение нового цвета, находящегося между смешиваемыми цветами.
Слайд 21Гармония в сочетании цветов.
Гармония-это совокупность общего и различного, взятых в определенных
отношениях.
Еще древнегреческие мыслители (Гераклит, Платон и другие) разработали понимание гармонии, как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей художественного совершенства. Сегодня понятие гармонии состоит не только в пределах искусства, но и имеет обширное общекультурное значение.
Слайд 22Ощущение цветовой гармонии-это единство, рождаемое в динамичной связи общности цветовых элементов
и их внутреннего изменения. На ряду с рисунком, композицией, перспективой, светотенью, рефлексом и т.п., цветовая гармония важная составляющая художественной выразительности живописи. Цветовая гармония выражает что-то нечто приятное для глаз, красивое сочетание цветов, согласованных между собой, пропорциональность, соразмерность. Гармоничное сочетание может отражаться в различных приемах и вариациях: по цветовому тону, по светлоте, по светлоте и насыщенности.
Слайд 23Существует такое понятие, как «Триадная схема» Подбор цветов происходит, если над
цветовым кругом представить равнобедренный треугольник. Отображаются по вершинам цвета для сочетания, образуя гармоничный образ.
Слайд 24Есть понятие «Комплементарные» цвета или дополняющие. Это те, что расположены в
цветовом круге напротив друг друга, как полюса.
Комплементарные (или дополнительные)цвета
Слайд 25Далее можно усложнять систему сочетаний цветов. К примеру: если взять две
пары комплементарных цветов, получится «двойной комплемент»
Двойной комплемент
Слайд 26
При комбинировании триады цветов с комплементарным одному из триады, получается
«альтернативный комплемент»
Альтернативный комплемент
Слайд 27При сочетании цвета с его комплементарным цветом и двумя прилегающим к
нему цветам, получается «расщепленный комплемент»
Расщепленный комплемент
Слайд 28Две схемы, при которых используются родственные цвета - это монохроматическая и
сходственная.
Монохромные (или однотонные) цвета
Сходственная схема цветов
основываются на одном цветовом тоне, присутствующим в каждом из них и создающим спокойствие и уравновешенность
Сходственная схема, напротив, применяет цвета, расположенные по соседству друг с другом в цветовом круге
Слайд 29Цвет выступает средством художественной выразительности для архитектуры и дизайна. Цвет, как
образовательная дисциплина в сфере художественно-дизайнерских специальностей, была введена благодаря определению цвета, как неотъемлемой категории формы
Форма (от лат. forma)-это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма содержит в себе ценностно-ориентированную информацию и существует в пространстве и во времени. Форма в дизайне возникает, как результат творчества и деятельности дизайнера для достижения взаимосвязи в единстве его конструкций, внешнего вида, цвета, фактуры и т.п.
Слайд 30Любые формы в природе можно разделить на простые и сложные. Простые-это
те, что человеку привычно воспринимать и просто понимать. К примеру: геометрические фигуры квадрат, круг, окружность, четырехугольник и т.п.
Круг - универсальный символ. Означает целостность, непрерывность,
Квадрат воспринимается как нечтостабильное, прочное, основательное.
Точка – воспринимается как центр притягивание взгляда.
Треугольник-динамичная форма, заключающая в себе символические значения в зависимости от его изображения. К примеру: вершина вверх-устойчивость, вершина-вниз-неустойчивость и негатив.
Слайд 31Сложные архитектурные и дизайнерские формы можно рассмотреть на примерах стилей:
1-барокко,
2-ампир,
3-модерн, 4-эклектика.
Все перечисленные стили характерны множеством деталей, декором, орнаментами, чрезмерной перегруженностью форм.
Слайд 32 Стоит учитывать, что существуют три основных цвета: красный, желтый,
синий. Также основные формы-это квадрат, круг и треугольник. Для всех основных цветов и форм должны быть найдены их выразительные характеристики. И. Иттен (Иоганнес Иттен1888(18881111) -1967 швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог.
Слайд 33Цвет поверхности, как уже говорилось ранее, зависит от того, как она
освещена. Видимые цвета разделяют на: поверхностные и пространственные.
Поверхностные- это цвет в единстве с фактурой предмета. Всегда более плотный, прочнее сцеплен и материален. К нему относятся, к примеру, желтый, красный)
Пространственный цвет - не имеет фактуры (синий, сине-зеленый), нематериален, «рыхлый», воздушен. Поверхностные цвета приближаются, пространственные удаляются
Слайд 34Цветовое восприятие.
Восприятие-процесс формирования субъективного образа целостного предмета с помощью активных действий.
Зрительное восприятие зависит от вида стимулов, работы рецепторов, от характера обработки сигналов нервной системой. Разные участки спектра мы видим по- разному окрашенными. Мы видим цвета все спектра. К примеру: пурпурный, который получается лишь при смешении цветов красного и синего.
Цветовосприятие описывают законы цветового зрения. На их основе за более, чем 100 лет, разработано несколько теорий цветового зрения.
Восприятие цвета, в зависимости от оптических свойств поверхности предметов, меняется. Поверхности могут светиться (излучается больше света), блестеть (отражает свет), быть прозрачной и отражать часть света. От этого цвет предметов зависит от отражательной способности. Зрительная система должна учитывать не только свет для восприятия цвета предметов, но и характеристику света, освещающего поверхность. В зависимости от времени и качества освещения, один и тот же предмет будет отражать свет разного спектрального состава. К примеру: днем, вечером, при электрическом освещении и т.п.)
Слайд 35Константность цвета -это способность зрения оценить цвет предмета все зависимости от
освещения. Цветовая трансформация-способность зрения постепенно привыкать к слабоокрашенному освещению. Есть примеры трансформации цвета: в вечернее время наиболее ярким выглядит зеленый цвет, красно-фиолетовые темнеют, зелено-голубые светлеют.
Слайд 36
Феномен Пуркинье (1787-1869г.Чешский физиолог, анатом, политик, педагог, член духовного ордена пиаристов.
В русскоязычной медицинской литературе именуется также Пуркинье)-изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении их освещения. К примеру: днем синий цвет воспринимается зрением, как более темный, чем красный. В сумерках (т.е. при переходе к низкому освещению) красный цвет воспринимается, как темно-серый, синий- как светло-серый. Т.е. при изменении уровня освещенности меняются светлотные отношения полихромии (полихромия (гр. πολύς — многочисленный и χρῶμα — цвет) — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве.
Слайд 37При сгущающихся сумерках (темноте) синий переходит в белесых и исчезает последним,
красный переходит в черный. Изменение цветов при уменьшении яркости называют явлением Боцольда-Брюкке (Описали в 1873 г. немецкий физиолог A. Bezold (1836-1888) и в 1878 г. австрийский физиолог Е. W. Brucke (1819-1892).
Слайд 38
СПАСИБО
ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА
УРОКЕ !!!