Презентация, доклад на тему Урок математики на тему Софизмы и парадоксы, 6 класс

Содержание

Понятие софизмаСофизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям, и имеющееизначально заложенную ошибку.

Слайд 1
Выполнили учителя математики
Коженова Хапия Николаевна и Гундарева Наталья Александровна МОУ-СОШ

с.Фурманово, Искалиева Жания Шахпадовна и Сурина Лариса Николаевна
МОУ Лицей г.Маркс

г. Маркс

Софизмы и парадоксы

Выполнили учителя математики Коженова Хапия Николаевна и Гундарева Наталья Александровна МОУ-СОШ с.Фурманово, Искалиева Жания Шахпадовна и Сурина

Слайд 2
Понятие софизма
Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка),

умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям, и имеющее
изначально заложенную ошибку.
Понятие софизмаСофизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую

Слайд 3
Типичные ошибки при решении софизмов
Запрещенные действия;
Пренебрежение условиями теорем;

формул и правил;
Ошибочный чертеж;
Опора на ошибочные умозаключения.
Типичные ошибки при решении софизмов Запрещенные действия; Пренебрежение условиями теорем;   формул и правил; Ошибочный чертеж;

Слайд 4Понятие парадокса
Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – мнение, рассуждение,

резко расходящееся с общепринятыми понятиями, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений;
Понятие парадоксаПарадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятыми понятиями, противоречащее

Слайд 5Из истории софизмов
В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего

мудрость) – учителя философии, красноречия и мыслители, задачей которых было научить своих учеников «мыслить, говорить и делать», то есть уметь убедительно защитить любую точку зрения.
Из истории софизмов	В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего мудрость) – учителя философии, красноречия и

Слайд 6Из истории парадоксов
Т.к. парадоксы чаще всего открываются, а не придумываются, сложно

рассказать что либо об их истории. Однако мы можем утверждать, что первыми людьми кто вообще оперировал понятием парадокс были те же философы Древней Греции.
Из истории парадоксовТ.к. парадоксы чаще всего открываются, а не придумываются, сложно рассказать что либо об их истории.

Слайд 7Великие софисты:
Протагор из Абдеры, Горгий из Леонтип, Гиппий из Элиды и

Продик из Кеоса.
Великие софисты:Протагор из Абдеры, Горгий из Леонтип, Гиппий из Элиды и Продик из Кеоса.

Слайд 8Люди, открывшие некоторые парадоксы:
Гегель (история), Гемпель (вороны), Плутарх (корабль), Паррондо (игры),

Берксон (события), Шрёдингер (кот), Харви (Техас)
Люди, открывшие некоторые парадоксы:Гегель (история), Гемпель (вороны), Плутарх (корабль), Паррондо (игры), Берксон (события), Шрёдингер (кот), Харви (Техас)

Слайд 9
Виды парадоксов и софизмов
Парадокс

Физический
Логический Экономический
Математический
Софизм
Арифметический Геометрический


Виды парадоксов и софизмовПарадокс          Физический

Слайд 10 Напишем тождество 4:4=5:5.
Вынесем из каждой части тождества общие множители

за скобки, получаем:
4(1:1)=5(1:1) или (2·2)·(1:1) = 5·(1:1)
Так как 1:1=1 , то сократим и получим
2 · 2 = 5

Дважды два пять

Напишем тождество  4:4=5:5. 	Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 	4(1:1)=5(1:1)  или

Слайд 11Разбор софизма:
Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части

и 5 из правой.
Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).

Так выносить за скобки нельзя!
Разбор софизма:	Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. 	Действительно, 4:4=1:1,

Слайд 12Пять равно шести
Возьмем тождество
35+10-45=42+12-54.
В каждой части вынесем за

скобки общий множитель:
5(7+2-9)=6(7+2-9).
Теперь, получим, что 5=6.

Где ошибка?



Пять равно шестиВозьмем тождество 35+10-45=42+12-54.  В каждой части вынесем за скобки общий множитель:  5(7+2-9)=6(7+2-9).

Слайд 13

Разбор софизма:

Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на

число
7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.


Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Разбор софизма:  Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число  7+2-9, равное 0. Этого

Слайд 14
Один рубль не равен ста копейкам

Известно, что любые два равенства можно

перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т.е. если а = b и c = d, то a·c = b·d.
Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и
10 рублей = 1000 копеек
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 рублей = 100 000 копеек
и разделив последнее равенство на 10, получим, что
1 рубль = 10 000 копеек
Таким образом,
один рубль не равен ста копейкам.
Один рубль не равен ста копейкам	Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом

Слайд 15Разбор софизма:
Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий

с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Разбор софизма:	Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые

Слайд 16Полный стакан равен пустому
Пусть

имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
Полный стакан равен пустому	       Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины.

Слайд 17
Разбор софизма:
Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем

применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.
Разбор софизма:	 Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В

Слайд 18Парадокс кучи
Имеется утверждение:
разница между "кучей" и

"не кучей" не в одном элементе.
Возьмем некоторую кучу, например, орехов. Теперь начнем брать из нее по ореху:
50 орехов - куча,
49 - куча,
48 - тоже куча и т.д.
Так дойдем до одного ореха, который тоже составит кучу.
Вот тут-то и парадокс – сколько орехов бы мы не взяли, они все равно будут кучей.
Такое рассуждение нельзя применять, так как не определено само понятие «куча».
Парадокс кучи Имеется утверждение:   разница между

Слайд 19Загадочное исчезновение
Какая линия исчезла и куда?
После

небольшого размышления становится ясно, что никакая отдельная линия после передвижения не исчезает и не появляется. Просто каждая линия становится чуточку длиннее и на глаз незаметно. Так что исчезновение 10-й палочки только на первый взгляд кажется загадочным.

Загадочное исчезновениеКакая линия исчезла и куда?     После небольшого размышления становится ясно, что никакая

Слайд 20Заключение
Итак мы познакомились с увлекательной темой, узнали много нового, научились решать

задачки на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах.
Тема нашей работы далеко не исчерпана. Мы рассмотрели лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше. Мы продолжим изучение этой темы в дальнейшем.

ЗаключениеИтак мы познакомились с увлекательной темой, узнали много нового, научились решать задачки на софизмы, находить в них

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть