Слайд 1Презентация
Тема: «Умножение»
Выполнила:
Ерохова Варвара Сергеевна
Слайд 2Смысл действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых.
По
определению умножение целых неотрицательных чисел (натуральных) - это действие, выполняющееся по следующим правилам:
a • b = a + a + a + a + a…+ a , при b › 1
a • 1 = a, при b = 1
a • 0 = 0, при b = 0
Использование символики умножения позволяет сократить запись сложения одинаковых слагаемых.
Запись вида 2 • 4 = 8 подразумевает сокращение записи вида 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Её читают так : «по 2 взять 4 раза, получится 8»; или: «2 умножить на 4 получится 8»
Слайд 3Прежде, чем знакомиться с символикой записи действий и вычислениями результатов действий,
ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т.е. правильно представлять) их со слов учителя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.
Слайд 4Виды заданий, которые предлагаются детям до знакомства с символикой умножения (в
1 и 2 классе):
Посчитай двойками (тройками, пятерками)
Нарисуй рисунок : «На трех тарелках по 2 апельсина». Сосчитай, сколько всего апельсинов.
Найди лишнюю запись:
2+2
2+2+2
2+2+2+2
2+3+2+2+2
Найди значение каждого выражения наиболее удобным способом.
Сделай запись выражения по рисунку:
Слайд 5
Виды заданий, используемых для усвоения ребенком смысла умножения при знакомстве
с этим действием:
а) На соотнесение рисунка и математической записи
Рассмотри рисунок и объясни записи
4 + 4 + 4 = 12
4• 3 =12
2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 и 2•5=10
5 + 5 = 10 и 5 • 2 = 10
Слайд 6
Виды заданий, используемых для усвоения ребенком смысла умножения при знакомстве
с этим действием:
б) На нахождение суммы одинаковых слагаемых:
Рассмотри рисунки и закончи записи:
6 + 6 + 6 = …
6 • 3 = …
Слайд 7
Виды заданий, используемых для усвоения ребенком смысла умножения при знакомстве
с этим действием:
в) На замену сложения умножением:
Замени, где возможно сложение умножением и вычисли результаты:
5 + 5 + 5 + 5 1 + 1 + 1 + 1 + 1 5 + 6 + 3
42 + 42 0 + 0 + 0 + 0 + 0 4 + 6 + 8
г) На понимание смысла определения действия умножения:
Рассмотри записи и объясни, какое число берется слагаемым и сколько раз берется слагаемым это число:
6 • 4 = 24 9 • 3 = …
6 + 6 + 6 + 6 = 24 9 + 9 + 9 = …
Слайд 8Выражение вида 3 • 5 называют произведением.
Числа 3 и 5
в этой записи называют сомножителями (множителями).
Запись вида 3 • 5 = 15 называют равенством. Число 15 называют значением выражения. Поскольку число 15 в данном случае получено в результате умножения, его также часто называют произведением.
Слайд 9
Среди данных выражений найдите такие, в которых первый
множитель равен 3 ( второй множитель равен 2 и т.д.)
2 • 2 7 •3 6 • 2 1 • 6 3 • 5 3 • 2 7 • 3 3 • 4 3 • 1
Составьте произведение, в котором второй множитель равен 5. Найдите его значение.
Выберите примеры, в которых произведение равно 6. Подчеркните их красным цветом. Выберите примеры, в которых произведение равно 12. Подчеркните их синим цветом.
7 • 3 6 • 1 2 • 2 2 • 3 6 • 2 3 • 2 2 • 6
Как называют число 4 в выражении 5 • 4 ? Как называют число 5? Найдите произведение. Составьте пример, в котором произведение равно тому же числу, а множители другие.
Множители 8 и 2. Найдите произведение.
Задания, требующие распознавания компонентов действий и употребления их названий в речи:
Слайд 10 Если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель.
В
3 классе дети знакомятся с правилом взаимосвязи компонентов умножения:
Например:
Решите уравнение 6 • х = 24. ( В уравнении неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель х = 24 : 6, х = 4.)
Слайд 11Правило проверки действия умножения:
Произведение делят на множитель.
Сравнивают полученный результат с
другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
Например: 18 • 4 = 72.
Проверка: 1) 72 : 4 = 18;
2) 18 = 18.
Слайд 12Табличное умножение
Изучение таблицы умножения является центральной задачей обучения во 2
и 3 классе.
Первые приемы составления таблиц умножения связаны со смыслом действия умножения. Результаты этих таблиц получают последовательным сложением одинаковых слагаемых.
Например:
Умножение числа на 2
Вычисли и запомни:
2+2 2 • 2
2+2+2 2 • 3
2+2+2+2 2 • 4
2+2+2+2+2 2 • 5
Расположенный рядом рисунок помогает ребенку получить результат пересчетом фигурок.
Слайд 13 При значении второго множителя больше 5 для получения результатов табличных значений
используют прием прибавления в предыдущему результату.
Например:
Вычисли и запомни:
2 • 6 = 2 • 5 + 2 = …
2 • 7 = 2 • 6 + 2 = …
2 • 8 = 2 • 7 + 2 = …
2 • 9 = 2 • 8 + 2 = …
В учебнике математики для 2 класса этот прием дан более пространно, и поэтому не всегда правильно понимается с точки зрения техники выполнения:
2+2+2+2+2+2 2 • 6
2+2+2+2+2+2+2 2 • 7 и т.п.
Слайд 14Прием перестановки множителей
Этот прием фактически является первым математическим законом относительно
действия умножения в начальной школе:
От перестановки множителей произведение не меняется.
Например: 2 • 3 = 6
3 • 2 = 6
На основе этого правила, используемого как прием счета, составляется таблица умножения на 2 и на 3.
Слайд 15
Составление двух первых таблиц распределяется на два урока, что соответственно
увеличивает время, отведенное на их заучивание. Каждая из двух последних таблиц составляется на одном уроке, поскольку предполагается, что дети, зная исходную таблицу, не должны отдельно заучивать результаты таблиц, полученных с помощью перестановки множителей.
На самом деле, многие дети учат каждую таблицу отдельно, поскольку недостаточный уровень развития гибкости мышления не позволяет им легко перестроить модель заученной схемы табличного случая в обратном порядке.
Слайд 16
При составлении таблицы умножения на 5 в 3классе, только первое
произведение получают путем сложения одинаковых слагаемых:
5 • 5 = 5+5+5+5+5 = 25.
Остальные случаи получают приемом прибавления пяти в предыдущему результату:
5 • 6 = 5 • 5 + 5 = 30
5 • 7 = 5 • 6 + 5 = 35
5 • 8 = 5 • 7 + 5 = 40
5 • 9 = 5 • 8 + 5 = 45
Одновременно с этой таблице составляется и взаимосвязанная с ней таблица умножения на 5: 6 • 5; 7 • 5; 8 • 5; 9 • 5.
Слайд 17
Теоретический подход к подобному построению системы изучения табличного умножения предполагает,
что именно в таком соответствии ребенок и будет запоминать случаи табличного умножения.
Слайд 18Приемы запоминания таблицы умножения
Прием счета двойками, тройками, пятерками
Данный прием применяется
до знакомства с действием умножения. Методически целесообразно применять этот прем уже в первом классе. Технологически этот прием соответствует приему заучивания состава однозначных чисел до знакомства с табличным сложением в первом классе. При хорошем усвоении таких способов счета ребенку будет легко освоить таблицы умножения чисел 2,3 и 5. Знание этого базового объема табличных случаев поможет ребенку при освоении более сложных случаев.
Слайд 19Приемы запоминания таблицы умножения
2. Прием последовательного сложения
Данный прием связан со
смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых. Является достаточно удобным даже при вычислении табличных случаев умножения чисел 7, 8 и 9, при небольших значениях второго множителя.
Например: 6 • 7 = 6+6+6+6+6+6+6. Найти значение произведения чисел 6 и 7 таким способом достаточно сложно. Но для случаев
8 • 3 или 9 • 2 этот способ достаточно удобен.
Слайд 20Приемы запоминания таблицы умножения
3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (
вычитания из предыдущего результата)
Данный прием является вторым основным приемом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ребенок смог выучить хотя бы нексколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3 – 4 певрых самых легких случая, или 2 – 3 наиболее запоминающихся случая.
Слайд 21Приемы запоминания таблицы умножения
4. Прием взаимосвязанной пары:
2 • 6 6
• 2 (перестановка множителей)
При хорошем понимании правила перестановки множителей ребенок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Используя перестановку множителей, все остальные случаи можно получить из имеющихся.
Слайд 22Приемы запоминания таблицы умножения
5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на
возрастание второго множителя
Табличные случаи предлагаются ребенку на уроке «серией»:
3 • 2 3 • 3 3 • 4 3 • 5
Эту же «серию» учитель предлагает детям для заучивания к следующему уроку. На следующем уроке изучается новая «серия»:
3 • 6 3 • 7 3 • 8 3 • 9
Слайд 23Приемы запоминания таблицы умножения
6. Прием «порции»
Для заучивания ребенку предлагается «порция», состоящая
из 2-3 случаев, но не по принципу возрастания второго множителя. Например, «порция» состоит из трех случаев: 9 • 5; 9 • 6; 9 • 7. Первым для заучивания предлагается случай 9 • 6, а от него, используя прием 3, ребенок переходит к случаям 9 • 5 и 9 • 7. В следующий раз «порция» снова содержит три случая 9 • 4; 9 • 3; 9 • 2. Здесь опорным случаем является случай 9 • 3
Слайд 24Приемы запоминания таблицы умножения
7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
Например, 5
• 6 = 30, значит 5 • 7 = 30 + 5 = 35. Прием является производным от приема 3. Используются легко запоминающиеся случаи: 6 • 5, 6 • 8, 5 • 4, 5 • 9, 7 • 7, 6 • 6, 5 • 5 и т. п. Применяя затем прием прибавления или вычитания первого множителя, ребенок получает нужные результаты.
Слайд 25Приемы запоминания таблицы умножения
8. Прием внешней опоры.
В качестве опоры используется рисунок
или прямоугольная таблица чисел. Детям, которые обладают плохой механической памятью, можно на первых порах предложить использовать клетчатое поле тетради. Например:
4 • 5 = 20
Слайд 26Приемы запоминания таблицы умножения
9. Прием запоминания таблицы "с конца".
Прием рекомендуется для
использования при работе с детьми, плохо запоминающими большие объемы информации. В этом случае установка на запоминание ребенку дается порциями, начиная с самых сложных случаев: 9 • 9,9 • 8,9 • 7. Таким образом, ребенок с ограниченным объемом запоминания запомнит сначала самые сложные случаи, а более легкие случаи таблицы чисел 2, 3 и 4 он может получать приемом сложения одинаковых слагаемых или любым другим приемом.
Слайд 27Приемы запоминания таблицы умножения
10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения.
Для того
чтобы эффективно использовать данный прием, следует знать результаты табличного умножения в пределах таблицы умножения числа 4. Например, нужно умножить 6 на 7. Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, насколько каждый множитель больше, чем пять. На двух руках отогнуто три пальца - это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой - четыре пальца эти числа перемножаем 3 • 4 = 12 и прибавляем к числу имеющихся десятков. 30 + 12 = 42. Ответ: 6 • 7 = 42.
Слайд 28Приемы запоминания таблицы умножения
11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения.
Мнемонические приемы
при заучивании таблицы умножения сходны с приемами заучивания иностранных слов. Это могут быть карточки с записями табличных случаев, которые ребенок носит в кармане и просматривает при любом удобном случае (в транспорте, в очереди и т. п.). Карточки лучше делать двусторонними: с одной стороны табличный случай, а с другой - ответ. Следует учесть, что процесс должен быть распределен во времени, требует многократных повторов и подкрепления любыми из приведенных выше приемов, облегчающих заучивание таблицы.