Слайд 1
Проект
«Творческое исследование площадей многоугольников»
Слайд 2
Автор проекта: Хазина Наталья Петровна
Участники проекта : учащиеся 8 «Б» класса
Слайд 3
Дидактические цели проекта:
1.Расширить знания обучающихся о треугольниках, квадратах, прямоугольниках и трапециях,
их элементах и их площадях с математической, исторической, географической и практической точек зрения.
2.Развить творческую активность обучающихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований.
3.Развить познавательную деятельность обучающихся, которая в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.
4. Воспитывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.
Слайд 4
Основными задачами проекта являются
формирование у обучающихся понятия площади многоугольников;
развитие исследовательских навыков;
развитие
познавательного интереса для их дальнейшего самообразования;
формирование навыков проектной работы.
Слайд 5
Прогнозируемые результаты
В результате выполнения проекта «Творческое исследование площадей многоугольников» обучающиеся должны:
знать
определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, формулы их площадей;
продемонстрировать осведомленность о практическом применении площадей этих фигур;
получать навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной работы;
самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Слайд 6
Прогнозируемые результаты
В результате выполнения проекта «Площади многоугольников» обучающиеся должны:
знать определения треугольника,
квадрата, прямоугольника и трапеции, формулы их площадей;
продемонстрировать осведомленность о практическом применении площадей этих фигур;
знать сведения вычисления площадей в древности;
получать навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной работы;
самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Слайд 7
Группа «Исследователи свойств многоугольников»
Задачи:
Изучить свойства треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции.
Найти определения
треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, которые были сформулированы древними учёными.
Сравнить современные трактовки с древними.
Составить кроссворд
Слайд 8
Группа «Исследователи площади треугольников»
Задачи:
1.Изучить доказательство площади треугольника.
2.Найти информацию о нахождении площадей
древними учёными.
3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве.
4.Найти материал, подтверждающий применение площадей в географии.
Слайд 9
Группа «Исследователи площади квадрата»
Задачи:
1.Изучить доказательство площади квадрата.
2.Найти информацию о нахождении
площадей древними учёными.
3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве.
4.Найти материал, подтверждающий применение площадей в географии
Слайд 10
Группа «Исследователи площади прямоугольника»
Задачи:
1.Изучить доказательство площади прямоугольника.
2.Найти информацию о нахождении
площадей древними учёными.
3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве.
4.Найти материал, подтверждающий применение площадей в географии.
Слайд 11
Группа «Исследователи площади трапеции»
Задачи:
1.Изучить доказательство площади трапеции .
2.Найти информацию о
нахождении площадей древними учёными.
3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве.
4.Найти материал, подтверждающий применение площадей в географии.
Слайд 12
Во время отчетов рабочих групп учитель, вместе с жюри из обучающихся
старших классов и учителей, следит за их выводами и делает свои выводы, в заключении даёт оценку работе каждой группы.
Слайд 13
Отчётные материалы
1.Создание презентации (слайды, рисунки)
2. Подготовка сообщений.
Слайд 14
В результате плодотворной работы групп представляем вашему вниманию наш отчет.
Слайд 15
Внутренняя область
выпуклые
невыпуклые
Многоугольники бывают
Внешняя область
не многоугольники
Слайд 16
Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры.
Слайд 17
Определение площадей геометрических фигур – одна из древнейших практических задач.
Слайд 18
Правильный подход к их решению был найден не сразу. Древние греки
умели правильно находить площади многоугольников.
Слайд 19
Когда каменщики определяют площадь прямоугольной стены дома они перемножают высоту
и ширину стены.
Слайд 20
Долгий был путь к нахождению формул, позволяющим найти площади любых фигур.
Слайд 21
В настоящее время существуют и механические приборы для вычисления площадей плоских
фигур – так называемые планиметры.
Слайд 22
Любая плоская геометрическая фигура имеет площадь
Слайд 27трапеция
квадрат
треугольник
Произвольный
четырехугольник
параллелограмм
прямоугольник
ромб
Виды многоугольников
Слайд 29Медиана – это отрезок, соединяющий любую вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Три медианы
треугольника( AD, BE, CF, рис.28 ) пересекаются в одной точке O, всегда лежащей внутри треугольника и являющейся его центром тяжести. Эта точка делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Биссектриса – это отрезок биссектрисы угла от вершины до точки пересечения с противоположной стороной. Три биссектрисы треугольника ( AD, BE, CF, ) пересекаются в одной точке О, всегда лежащей внутри треугольника и являющейся центром вписанного круга (см. раздел «Вписанные и описанные многоугольники»).
Средняя линия треугольника – это отрезок, соединяющий средние точки боковых сторон треугольника. Средняя линия треугольника равна половине его основания и параллельна ему.
Слайд 30
c
b
a
a
c
b
r
a
c
b
R
Формула Герона
р - полупериметр
r - радиус вписанной окружности
, где R –
радиус описанной окружности
Слайд 31
Последнее выражение называется формулой Герона.
Основная ее задача - измерить площадь, т.е. найти
число, которое выражало бы эту величину. Другими словами необходимость установить некоторое соотношение между площадями фигур и числами, их выражающими. Чтобы измерить площадь фигуры, надо, прежде всего, выбрать единицу измерения площади. Такой единицей является квадрат, сторона которого равна некоторой единице измерения. Площади простейших фигур можно определить следующим образом: накладываем единичные квадраты на измеряемую площадь, столько раз, сколько возможно, и подсчитываем количество уместившихся квадратов. Полученное число и есть искомая площадь фигуры.
Слайд 32Площадь квадрата
d
a
a
a
Ну, какой же он добряк!
Всем он друг, а может
брат.
А углы-то все прямые,
Да и стороны родные.
Хоть положь или поставь,
Был квадрат и есть квадрат.
Слайд 33
d1
b
hb
b
ha
a
a
φ
d2
φ
Площадь параллелограмма
Слайд 35
Площадь прямоугольника
φ
d2
d1
a
b
b
a
Его знает каждый школьник,
Брат квадрата – прямоугольник.
Его используют везде:
И
в учебе, и в труде.
Слайд 36Площадь трапеции
M
h
N
h
a
b
d1
d2
φ
, где MN – средняя линия
Слайд 37Площадь произвольного четырехугольника
(для описанного четырехугольника)
(для вписанного четырехугольника)
Слайд 38
Историческое применение площадей многоугольников
Группы в результате исследования выяснили,
что возникновение геометрии
уходит вглубь тысячелетий и связано,
прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств,
с трудовой деятельностью человека и наблюдением за окружающим миром.
Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур.
Например, название фигуры «трапеция» происходит от греческого слова «трапезион» (столик),
от которого также произошло слово «трапеза» и другие родственные слова.
а термин «линия» возник от латинского «линиум» (льняная нить).
Одна из главных величин в геометрии - площадь.
Площадь - это величина, характеризующая размер той части плоскости,
которая заключена внутри плоской замкнутой фигуры. Обозначается буквой S.
Слайд 39
Египет.
Если не учитывать весьма малый вклад древних обитателей долины между Тигром
и Евфратом, и Малой Азии, то геометрия зародилась в Древнем Египте где-то в 1700 году до н.э. Во время сезона тропических дождей Нил пополнял свои запасы воды и разливался. Вода покрывала участки обработанной земли, и в целях налогообложения
нужно было установить, сколько земли потеряно. Землемеры использовали в качестве измерительного инструмента туго натянутую веревку. Еще одним стимулом накопления геометрических знаний египтянам стали такие виды их деятельности, как возведение пирамид и изобразительное искусство. Египтяне при применении геометрических знаний всецело руководствовались интуицией и приближенными представлениями.
Слайд 40
Греция.
Около 600 года до н.э. ионийские греки, совершившие путешествие в Египет,
привезли на родину первые сведенья о геометрии. Самым известным путешественником в Египет был Фалес (ок. 640-ок.546 до н.э.). Он был преуспевающим купцом, посвятившим последние годы жизни науке и политике.
Фалес первым начал доказывать истинность геометрических соотношений, последовательно выводя их логически из некоторого набора метод дедуктивного
рассуждения, которому представало стать доминирующим в геометрии и фактически - во всей математике, сохраняя свое фундаментальное значение и в наши дни.
Слайд 41
История головоломки "Танграм"
Головоломка "Танграм" - квадрат, разрезанный на 7 частей из
которых составляют различные силуэты. Он появился в Китае в конце восемнадцатого века (рисунок). Первое ее изображение (1780 г.) обнаружено на ксилографии японского художника Утамаро, где две девушки складывают фигурки "чи чао ту" - так называется ташрам на его родине (в переводе - умственная головоломка из семи частей"). Название танграм возникло в Европе вероятнее всего от слова "тань" (на кантонском диалекте - китаец) и часто встречающегося греческого корня "грамма" (буква). Впрочем, авторы многих книг по занимательной математике приписывают изобретение танграма якобы жившему 4 тысячи лет назад в Китае ученому Тангу. Эта тщательно разработанная легенда от начала до конца выдумана изобретательным автором головоломок Сэмом Лойдом.
Слайд 43
Практическое применение площадей многоугольников.
Группы в результате исследования пришли к выводу, что
без знаний о площадях многоугольников невозможно представить развитие архитектуры и дизайнерского искусства. Благодаря точным расчётам площадей составляющих геометрических фигур нельзя создать шедевры с исторической точки зрения, как Исаакиевский собор.
Слайд 44
Фантазия архитектора может достигнуть и таких форм и это придает зданию
весьма оригинальный вид.
Слайд 46
Применение площадей в архитектуре
Ребята узнали, что строительное производство сегодня — это
механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и нарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения. Это лишь одна строительная профессия, а их очень много. Во всех случаях невозможно обойтись без знаний геометрии, без расчетов площадей поверхностей пола , стены , крыши.
Слайд 47
Применение площадей в географии
Группы выяснили следующее, что в геодезии- науке об определении
положения объектов на земной поверхности, о размерах, форме и гравитационном поле Земли и других планет также применяются знания геометрии . Это отрасль прикладной математики, тесно связанная с геометрией, математическим анализом, классической теорией потенциала, математической статистикой и вычислительной математикой. В то же время это наука об измерениях, разрабатывающая способы определения расстояний, углов и силы тяжести с помощью различных приборов.
Геодезические работы ведутся на трех уровнях. Во-первых, это плановая съемка на местности – определение положения точек на земной поверхности относительно местных опорных пунктов для составления топографических карт, используемых, например, при строительстве плотин и дорог или составлении земельного кадастра. Следующий уровень включает проведение съемок в масштабах всей страны; при этом площадь и форма поверхности определяются по отношению к глобальной опорной сети с учетом кривизны земной поверхности.
Слайд 54
ВЫВОД.
Во время подготовки к проекту каждой группе пришлось выполнять свою работу.
В группе были распределены обязанности и роли. Получился замечательный творческий проект, логически завершенный и увлекательный. Каждый из ребят приобрел большой запас знаний не только из области математики, но и из области истории, геодезии, архитектуры. Все приобретённые знания помогут стать в будущем интересными и увлеченными людьми.
Слайд 55Автор презентации учитель МАОУ СОШ№148 (филиал)
Хазина Наталья Петровна и обучающиеся 8
«Б» класса
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Геометрия 7 - 9 класс». Авторы –Л.С. Атанасян и др.
«История математики в школе.VII- VIII классы».Автор- Г.И. Глейзер.
«Словарь-справочник по математике». Автор-Н.И. Александров , И.П. Ярандай.
«Математика в понятиях, определениях и терминах» Авторы- О. В. Мантуров и др.
Справочный материал по геометрии;(www.bymath.net)
Исторические сведения о происхождении математики; картинки (www.coolreferat.com)
Дидактический материал за курс 8 класса к учебнику Л.С.Атанасяна